Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарий учителя. Признаки выделения грамматической основы следующие:
Признаки выделения грамматической основы следующие: 1) в грамматическую основу обязательно входит глагол в каком-либо наклонении; 2) один из членов грамматической основы занимает независимую позицию: не зависит по своим формам от других членов предложения; 3) вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого-либо наклонения образуют с самостоятельным словом один член предложения. Например: Могу помочь тебе. Подлежащее отсутствует, но подразумевается (Я). Основа односоставная. Глагол в форме наклонения — могу. Этот глагол имеет вспомогательное, модальное (выражает значение возможности) значение, не зависит от других членов предложения. С ним связан по смыслу глагол в начальной форме помочь. С этим синтаксически самостоятельным словом глагол могу образует один член грамматической основы — сказуемое (могу помочь). Что делать, если в предложении отсутствует и глагол? Например: Летом и ночью светло. Наречие светло не зависит от других членов предложения, значит, входит в грамматическую основу. Глагол-связка отсутствует, что показывает на настоящее время, но связка появляется в будущем или прошедшем времени: Летом и ночью будет светло. Летом и ночью было светло. То есть в нашем примере глагол-связка нулевая. Чтобы выявить ее, надо изменить время действия: Легко на сердце (было, будет). 2. Выполнение упражнений. 1) Упр. 82 (классификация предложений по цели высказывания) — устно. 2) Упр. 83, 84 — устно (предварительно прочитать материал параграфа на с. 41). 3) Упр. 85 (I) — письменно, с комментированием каждого предложения «по цепочке» (роль глагола в предложении). 4) Упр. 85 (II) — устно (классификация предложений по цели высказывания). 5) Упр. 87 — разобрать устно, затем выполнить в тетрадях. Комментарий. Синонимы к выделенным словам: творенье — созданье, ветрило — парус, несется — мчится, скачет.
Домашнее задание. §8 (с. 40-43). Упр. 88 — устно; 89 (I-III) - письменно.
Урок 13. Интонация предложения Цель урока: закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, ее роли в предложении, совершенствовать навыки устной речи (составление характеристики человека). Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами, устное сочинение.
Ход урока I. Лингвистическая разминка Словарный диктант: монумент; истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат. (Диктант можно дополнить теми словами из предыдущих диктантов, в которых многие сделали ошибки.)
|