Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Проверка домашнего задания
1. Взаимопроверка упр. 40. У доски выполняется морфологический разбор (4 человека). Устно: рассказать об образовании причастий и деепричастий. 2. Упр. 43 проверяем устно: ученики «по цепочке» читают сложные предложения, комментируя постановку знаков препинания и называя союзы и союзные слова. 3. Упр. 44: схемы 4-7 предложений выполняются на доске. (№ 4: [ ], но [ ]. — сложносочиненное предложение с союзом но. № 5: [ ], что (). — сложноподчиненное предложение с союзом что. № 6: [ ], и [ ]. — сложносочиненное предложение с союзом и. № 7: [ ], (когда...). — сложноподчиненное предложение с союзным словом когда.) III. Повторение темы «Строение текста» 1. Упр. 45. Учитель может сам прочитать «сочинение» без предварительных комментариев. Очевидна реакция учеников: это не текст. Оттолкнувшись от «неправильного» текста, можно построить разговор о том, какие признаки определяют настоящий текст. В данном сочинении отсутствуют смысловые и грамматические связи, а значит, и логика. Тема выражена нечетко, не соответствует названию. Членение предложений случайное, ничем не оправданное. Нет и важнейшего признака текста — стилевого единства. Основные признаки текста: законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями. 2. Прочитать упр. 46. Устное задание: докажите, что перед вами текст; выделите в нем микротемы и разделите текст на абзацы. (Варианты деления обсуждаются в классе, письменно это упражнение можно сделать в конце урока.) Деление текста на абзацы таково: Биологические часы Так условно называют способность живых организмов ориентироваться во времени. Люди уже давно заметили, что многие живые организмы очень точно определяют время. Они могут узнавать время морских приливов и отливов, лунных и годовых циклов. В определенное время просыпаются птицы, пчела летит за взятком, хищники выходят на охоту. Биологические часы помогают животным вовремя и безошибочно совершать периодические миграции. Не зная времени, животные не смогли бы отыскать себе достаточно корма, приспособиться к смене сезонов года. Понаблюдайте за любым животным, и вы увидите, что у него строжайший распорядок дня. Процессы внутри организма животных тоже подчиняются определенным ритмам. Регулярно проходят циклы построения новых молекул, процессы возбуждения и торможения в мозгу, выделения желудочного сока, сердцебиения, дыхания. У растений тоже есть определенные ритмы жизни. Их можно наблюдать в делении клеток, обмене веществ, прорастании семени, зацветании, открытии и закрытии цветков, выделении нектара. 3. Закрепление понятия о типах речи. 1) Теоретические вопросы: — Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение.) — Назовите характерные признаки типов речи. (Описание запечатлевает, описывает отдельные элементы, признаки окружающего мира (людей, предметов, явлений). Повествование описывает события в определенной последовательности, показывает мир в действии, в развитии. Рассуждение утверждает или отрицает какое-либо явление, понятие, факт, показывает развитие мысли: тезис (высказывание какой-либо мысли) подтверждается или опровергается аргументами (доводами), после чего делается вывод, подводится итог. Довольно часто в текстах встречаются сочетания этих типов речи.) 2) Практическое задание: Упр. 47 читаем и разбираем устно (в конце урока можно сделать его письменно). Элементы повествования — в описании дороги, движения машины. Элементы описания — в картинах осени, горной местности. Элементы рассуждения — со второго предложения последнего абзаца до конца текста. 4. Закрепление понятия о видах связи предложений в тексте. 1) Теоретические вопросы: — Какие виды связи предложений вы знаете? (Цепная и параллельная.) — Чем отличаются эти виды связи? (При цепной связи предложение связывается с предыдущим при помощи лексического и грамматического повтора (повторяется какое-либо слово), замены слова синонимом, местоимением. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются с помощью одинакового порядка слов, антонимов, одинакового начала предложения, одинаковой цели высказывания.) 2) Практические задания: Упр. 48. Прочитаем тексты, определим тип речи каждого из них, виды связи предложений. (Текст I. Тип речи — описание, вид связи — параллельная. Текст II. Тип речи — повествование, вид связи — цепная. Текст III. Тип речи — рассуждение, вид связи — цепная.) IV. Повторение темы «Стили речи» 1. Теоретические вопросы: — Что такое стили речи? (Разновидности языка, имеющие особенности в лексике и грамматике, свою сферу употребления.) — Перечислите стили речи. (Разговорный, публицистический, официально-деловой, научный, художественный.) 2. Практические задания 1) Вернемся к упр. 48, определим, к каким стилям относятся тексты (II — к художественному, III — к научному.) 2) Устно выполняем упр. 49-52, определяем стиль каждого текста. (49 — разговорный, 50 — официально-деловой, 51 — научный, 52 — публицистический.)
|