Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды юридических составов






Для правильного понимания вида юридического состава необходимо уяснение содержания и структуры рассматривае­мой в каждом конкретном случае юридической совокупности Оно помогает выяснить правовую природу соответствующего гражданско-правового отношения, а следовательно, необходи мо в процессе применения норм советского гражданского права1.

В советском гражданском праве следует различать такие виды юридических составов, как гщдсдае, и сложные, альтер­нативные и бланкетные.., Первоначально обратимся к анализу простых и сложных юридических составов.и

Правовые отношения, будучи определенным результатом правового регулирования общественных отношений при нали­чии соответствующих условий (нормы права, правосубъект­ности и юридических фактов), могут создавать новые возмож­ности для совершения тех или других юридических действий, наступления тех или других юридических последствий. Пра воотношсние может само по себе выступать в роли юридиче­ского факта. На эту сторону вопроса в нашей литературе уже обращалось внимание. В частности, проф. О. С. Иоффе отме­чал, что «...наряду с другими явлениями внешнего мира, в ка­честве юридических фактов могут выступать сами граждан­ские права и правоотношения»2.

Наше гражданское законодательство, как и практика еш применения, знает немало случаев, когда то или другое право­отношение лежит в юридической основе (является " юридиче-

- • --------

1 О понятии юридической природы гражданского правоотношения
см. гл. VI

2 О. С. Иоффе. Правоотношение по советскому гражданском^'
праву. Л., 1949, стр. 124.


ским фактом) другого правоотношения. Недостаточный учет складывающейся взаимосвязи между этими правоотноше­ниями может привести к ошибкам на практике и затрудне­ниям в теории.

В народном суде г. Свердловска РайжилуправЛением был предъявлен иск о выселении Таскаевой, Фомина и Ваниной. Истец просил выселить Таскаеву (основная квартиросъемщи­ца) по мотивам фактического непроживания в квартире и длительной сдачи указанного помещения в поднаем Фомину и Ваниной. Выселение последних мотивировалось отсутствием прав на занимаемую жилплощадь. Народный суд иск удов­летворил1.

В кассационной жалобе Таскаева указала на 1рубсйшее процессуальное нарушение (ей не была вручена судебная по­вестка), а также привела ряд обстоятельств матерально-пра-вового характера. Областной суд в своем определении поста­новил: решение народного суда в части, касающейся Фомина и Ваниной, оставить в силе, а в части Таскаевой — отменить и дело передать на новое рассмотрение. Проанализируем суще­ство дела.

В предъявленном иске оспариваются два правоотношения, имеющие под собой самостоятельные, хотя и односторонне связанные юридические составы. Первое правоотношение; юридическим основанием возникновения которою выступает договор жилищного найма Таскаевой с домоуправлением, яв­ляется главным, основным правоотношением. Вторая пра­вовая связь, возникновение которой обусловлено юридиче­ским составом, состоящим из договорного отношения Таскае­вой с домоуправлением и договором поднайма Таскаевой с Фоминым и Ваниной, является подчиненным (зависи­мым) правоотношением Ошибка областного суда в данном случае состоит в том, что он признал главное правоотношение одновременно и существующим (для Таскаевой), и несуще­ствующим (для Фомина и Ваниной). Для последних упразд­нение главного правоотношения повлекло ликвидацию подчи­ненного. Но, поскольку для Таскаевой жилищное правоотно­шение не было признано прекратившимся, областной суд не мог оставить в силе решение народного суда в части, касаю­щейся Фомина и Ваниной.

Это дело наглядно показывает существование з нашем праве главных (основных) и подчиненных (зависимых) пра­воотношений. Оно также показывает и различную структуру юридических составов, обосновывающих рассматриваемые правоотношения. Юридический состав возникновения 1лавно-

1 Дело № 2/666 народного суда 1-го участка Верх-Исетского рай­она г. Свердловска (1938 г.) по иску Райжилуправления к Таскаевой, фомину и Ваниной о выселении.


го правоотношения выступает в виде договора жилищною найма1. Юридическое основание возникновения подчиненною правоотношения имеет характерную особенность — оно имеет в своем содержании два конструктивно отличных друг от дру­га элемента. Первым элементом этого состава является дого­ворное правоотношение, вторым — договор поднайма. По-', добпые составы следует именовать сложными юридиче-J скими составами. Сложность указанного состав а, состоит в том, что первый его элемент является правоотношением^" Те юридические составы, которые не содержат в себе подобного элемента (правоотношения), следует именовать простыми юридическими составами.! —

В нашей науке права была высказана мысль, согласно ко­торой сложным составом следует считать каждый юридиче­ский состав, состоящий более чем из одного факта, то есть по существу, всякий юридический состав, состоящий из двух юридических фактов (например, сделки и административного акта), является сложным2. Эта точка зрения поддерживается проф. Н. Г. Александровым3.

Очевидно, правильнее все же считать простым юриди­ческий состав, включающий в себя два названных элемента (административный акт и сделку), так как в нем пет ничего сложного. Сложность может быть в аспекте взаимодействия этих двух юридических актов либо в конструкции создаваемо­го ими правоотношения, но, отнюдь, не в конструкции самою юридического состава. Число юридических фактов, входящих в состав, может сделать его большим, но не сложным.

Юридический состав, обосновывающий изменение или пре­кращение правоотношения, всегда является сложным, ибо если усложняющего факта нет — нечему изменяться или пре­кращаться.

Существование простых и сложных юридических составов я соответственно главных и подчиненных правоотношений находит свое выражение в нашем законодательстве и судеб­ной практике4. Подобные отношения складываются межд] опекуном, проживающим на площади подопечного, и послед

1 Юридический состав договора жилищного найма в рассматрл
баемом случае состоит из двух юридических фактов — адлганистра
тибпого акта (ордера! и договора домоуправления с квартире съем
шиком.

2 См. М. М. Агарнов, Обязательства по советскому граждан
скому праву, Юрнздат, 1940, стр. 132.

3 См. Н. Г Александров, Правовое регулирование распре

деления рабочей силы. «Советское право в период Великой Отечес! венной войны», т. I, Юриздат, 1948, стр. 281.

* См. «Судебная практика Верховного Суда СССР» 1949 г. № 7, стр. П; «Сборник постановлений Пленума и опоеделений коллегий Верховного Суда'СССР 1941 год», Юриздат, 1947, стр. 118.


ним1, продавцом и покупателем по поводу недостатков в про­данном имуществе (ст. 196 ГК)2, собственником и залогодер­жателем (ст. 85 ГК) и т. д. Во всех этих и подобных им слу­чаях отпадение главного правоотношения, влекущее за собой распад сложного юридического состава, при определенных к тому условиях приводит к упразднению подчиненных правоотношений.

Не следует, однако, думать, что главное правоотношение всегда обосновано простым юридическим составом. Оно само может находиться в аналогичной зависимости от другого правоотношения и иметь сложный юридический состав в сво­ем основании.

Таким образом, не исключается возможность существова­ния особо усложненных юридических составов, в которых усложняющий элемент — правоотношение — имеет в своем 'основании аналогичный юридический факт — другое правоот­ношение.

Существует отдельная группа правоотношений, которая при своем возникновении требует подобно подчиненному правоотношению сложного юридического состава. Однако ха­рактерной особенностью этой группы является то, что, возник­нув из сложного юридического состава, они не становятся под­чиненными, а имеют самостоятельное существование, незави­симо от бытия, усложняющего правоотношения.

Так, «лицо, проживающее на жилой площади в качестве супруга съемщика, не может считаться временным жильцом»3. Жилищные права супруга могут возникать при наличии слож­ного юридического состава, имеющего в своем содержании два усложняющих элемента — семейно-брачное отношение с другим супругом и договорное отношение по жилищному най­му другого супруга с домоуправлением. Жилищные права супруга, равно как и других членов семьи, возникнув на основе этого состава, обретают самостоятельную силу и существуют даже тогда, когда усложняющие элементы прекращаются (прекращение брака, прекращение жилищного отношения Другого супруга). Эти права как бы отрываются от своего первоначального основания4.

1 См. «Сборник постановлений Пленума и определений коллегий
Верховного Суда СССР 1944 год», Юр'издат, 1948, стр. 257; «Сборник
постановлений Пленума и определений коллегий Верховного Суда
СССР 1943 год», Юриздат, 1948, стр. 195.

2 См. «Сборник постановлений Пленума и определений коллегий
Верховного Суда СССР 1944 год*, Юриздат, 1948, стр. 230,

3 «Судебная грактика Верховного Суда СССР» 1949 г. Ке 12,
СГР. 36; см. также «Судебная практика Верховного Суда СССР»
*950 г. № 5. стр. 11; 1946 г. вып. IX (XXXIIlj, стр. 22: 1949 г.
J* 10. стр. 8.

4 Судебной практике известно, в частности, положение о том, что
«в случае выезда из дома съемщика, получившего жилую площадь в
свяли с трудовыми отношениями, выселение в судебном порядке чле-


Й, 'l К'. '



Изучение подобных правоотношений лежит за пределами нашей работы и потому мы ограничиваемся только их конста тацией и указанием на то, что они при своем возникновении требуют сложного юридического состава.

2. Анализируя действие юридических составов под углом зрения тех юридических последствий, которые они порождают на основе предписаний норы права, нельзя не отметить, ч-ь •различные по своим элементам, а подчас и по содержанию и структуре составы могу: влечь одни и те же юридические по следствия.

В качестве иллюстрации приведенного положения можнг I сослаться на ст. 30 постановления ЦИК и СНК СССР от '7 октября 1937 г. Как известно, в соответствии с правилами, этой статьи при трех различных основаниях может наступить одно и то же юридическое последствие — прекращена граж данско-правового отношения по найму жилого помещения и выселение квартиросъемщика. Следует подчеркнуть, чю приведенные в ст. 30 основания совершенно различны как по своему характеру, тек и по содержанию: систематическая порча и разрушение помещения (п. «а»); невозможность сов местного проживания в одной комнате или квартире (п. «б») и, наконец, неплатеж квартирной платы более трех1 месяцев (п. & в»).

Советское гражданское право и практика его применении знает немало случаев, когда одни и тс же правовые послед ' ствия могут наступить при самых различных фактических об стоятельствах1. Названные юридические составы можно на звать альтернативными^ Под альтернативными юридическими составами, таким образом, понимаются два или, более юриди­ческих состава, влекущих самостоятельно (независимо друт от друга) одно и то же юридическое последствие! ^-

Нельзя не отметить, что альтернативными могут быть н< только юридическ-ие-еоставы, но также и отдельные юридиче­ские факты.

нов его семьи, оставшихся на этой площади, может быть произведено не иначе как с предоставлением им другого годного для жилья помс1 щения» (см. «Судебная практика Верховного Суда СССР» 1956 i № 5, стр. 26 и ел.).

1 Судебная коллегия по гражданским делам в одном из опреде гений указала Право собственника на выселение (нанимателя. — О. К.) возникает (общее последствие. — О, К.} только в тех случаях, когда с момента заключения договора изменились жилищные (первый состав. — О. А.) или семейные условия (второй состав. — О. К.), Оп­ределение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Су­да СССР по делу № 36/452 по иску Каспарова к Мазепа о выселении («Судебная практика» 1946 г., вып. VII (XXXI), стр. 14/4). См. такие Определение № 235 Судебной коллегии по гражданским делам Вер­ховного Суда СССР по иску Джалиашвили к управлению строителт ства Храмгэсстрой, «Сборник постановлений Пленума и определение коллегий Верховного Суда СССР, 1941 год». Юриздат, 1947, стр. 112

11


Приведенные положения не следует смешивать с альтер­нативными юридическими последствиями, наступающими при наличии определенного одного юридическою состава (факта). Так, например, ст. 198 ГК РСФСР предоставляет покупателю, обнаружившему недостатки в проданном имуществе и свое­временно о них заявившему, право требовать по его выбору (альтернативно) либо доставления вещей надлежащего каче­ства (если проданы вещи, определяемые родовыми признака­ми), либо соответствующего уменьшения покупной цены, ли­бо расторжения договора и возмещения ему всех убытков. Диалогичные последствия (альтернативные) установлены, в частности, в ст. 227 и других статьях Гражданского кодекса РСФСР.

3. В большинстве случаев гипотеза каждой правовой нор­мы дает вполне точное указание, какой необходим юридиче­ский состав для наступления юридических последствий. Как правило, законодатель раскрывает или сжато формулирует характерные черты соответствующего юридического состава, определяет круг его элементов. Однако в сравнительно ред­ких случаях законодатель этого не указывает. Так, ст. ст. 49. 234, 282 ГК говорят о наличии уважительных причин, ст, 254 ГК — о силе обстоятельств, ст. 231 ГК—об изменившихся объективных условиях и т. д. В перечисленных статьях Граж­данского кодекса юридические составы (факты) не раскрыты в своем конкретном (видовом) содержании; они получили лишь типическое (родовое) определение. Суд, например, рас­сматривая вопрос о восстановлении срока исковой давности, может услышать от истца самые различные причины истец был болен, находился за границей, забыл о существо­вании определенного права и т. д., но удовлетворение прось­бы будет дано лишь «...стороне, пропустившей срок по причи­нам, признанным судом уважительными»1. Суд сам опреде-, ляет уважительность причин, так как законодатель не указы­вает, что именно к ним относится и когда они наступают. Закон связывает с признанием судом причин уважительными известные юридические последствия.

Аналогичной нормой является привило, зафиксированное в ст. 40 КЗоБСО РСФСР: «Если родители не живут вместе, то от их согласия зависит, при ком должны проживать несо­вершеннолетние дети; при отсутствии соглашения между ро­дителями вопрос этот разрешается общеисковым порядком-народным судом». Какие юридические факты должен устано­вить суд, рассматривая спор в порядке ст. 40 КЗоБСО? За­кон о них не говорит, и поэтому суд каждый раз изучает фак­тическое положение дел у родителей, возможность обеспече-

' См «Сборник постановлений Пленума и определений коллегий верховного Суда СССР 1943 tor», Юрнздат, 1948: см также «Судеб­ная практика Верховного Суда СССР» 1949 г, № 1, стр. 4 — 5.


ния надлежащего воспитания детей у каждого из них и др. Причем, понятно, что вряд ли представляется возможным найти хотя бы два дела с одинаковой фактической стороной, послужившей основой для решения суда по иску отца или матери о передаче им на воспитание ребенка

Практике Верховного Суда СССР известно, например, дело, сущность которого вкратце сводится к следующему Супруги Козакова и Соболев, прожив в зарегистрированном браке два года, развелись После развода их дочь Светлана осталась с отцом, а мать уехала к своим родителям в другой город. По прошествии еще двух лет отец Светланы, желая пре! радить возможность своей бывшей супруге в будущем забрать дочь к себе, добился решения народною суда (вынесенного с грубыми процессуальными нарушениями), которым за Собо левым было признано «право на постоянное воспитание Свет­ланы» Соболев после получения указанного решения передал Светлану совершенно посторонним лицам (Фоминым) и от непосредственного воспитания дочери практически уклонил­ся Фомины проживают в двух полутемных комнатах, будучи людьми преклонного возраста, не могут обеспечить воспита ния Светланы, и последняя выглядит чрезвычайно болезнен­ным и забитым ребенком Все эти факты были установлены в ходе проверки, проведенной Прокуратурой республики по жалобе матери Светланы Верховный Суд СССР совершенно правильно отменил вынесенное народным судом решение1

А вот другое дело из практики одного из народных судов Свердловской области, дело, в котором в роли1 истца вы­ступал отец. Сущность дела вкратце сводится к следующем}

У. и Я. состояли в браке, от которого имели дочь Вален тину (942 года рожде> гая. После развода супругов Валенти­на была оставлена у матери В 1951 юду отец обратился в суд с иском о передаче ему на воспитание его дочери Вален­тины. В обоснование своих требований У. указал на следую­щие факты. Он выплачивает матери на содержание ребенка ежемесячно до тысячи рублей. Однако указанная сумма рас ходуется не па ребенка: мать, ведя далеко не безупречный в моральном отношении образ жизни, часто устраивает (на присланные У. деньги) «пирушки», воспитанием ребенка не занимается, проводя значительную часть свободного времени в обществе различных мужчин Валентина ходит в школу очень плохо одетая. Понятно, что суд, рассматривавший это дело на основании ст 40 КЗоБСО РСФСР, вынес реше ние о передаче ребенка на воспитание отцу2 Впоследствии

' Си «Сборник постанов пений Пленума и определений коллегий Верховного Суда СССР 1941 год», Юриздат, 1947, стр 143

2 См Решение народного суда Богдановичского района Сверд ловской области от 31 декабря 1951 г по иску У к Я о передаче ребенка на воспитание


другой народный суд взыскал по иску отца с матери али­менты на содержание Валентины1.

Из приведенных двух дел видно, что в практике примене иця норм права суды, а равно и иные органы советского го­сударства, могу г столкнуться с таким потожением, когда в пщшеняемы^лши-лхормах _не указываются^конкретные уело-l/вия, юридические составы (факты), при которых должны наступать те или другие юридические последствия. Такие юридические составы можно назвать бланкетными. Бланкет­ными могут быть не только юридические составы, но, в рав-лой степени, и отдельные юридические факты

Кроме приведенных выше случаев, когда законодатель устанавливает бланкетные юридические составы (факты), можно указать также, например, на юридический состав пре­кращения брака, в котором один из элементов является блан­кетным

Как известно, в законе не установлено никаких формаль­ных признаков, при наличии которых брак должен быть признан расторгнутым. Суд, рассматривая каждое бракораз­водное дело, должен установить, что семья действительно распалась и восстановить ее невозможно. Факты, свидетель­ствующие о распаде семьи, могут быть самыми различными

Таким образом, у(од бланкетным юридическим составом (фактом) следует понимать юридические составы (факты), содержание которых в норме права не раскрыто, но приводят­ся отдельные признаки тех или других фактов, с установле нием которых судом норма права связывает юридические по­следствия

Существование бланкетных юридических составов (фак тов) в нашем законодательстве неоспоримо. Оно находит свое подтверждение и в нашей судебной практике, хотя послед­няя и не присваивает им термин «бланкетные»2


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал