Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 1. Голосо-речевой тренингСтр 1 из 4Следующая ⇒
Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг И работа над литературным Текстом
УДК 792(075.8) ББК 85.334.07Я73 К 14 Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом: учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. - 50 с.
В пособии последовательно изложена методика основ голосо-речевого тренинга и анализа художественно-поэтического текста. Изданиепредполагает практическое освоение основ работы над голосом в рамкахпреподавания мастерства актера, необходимое в любительских и профес-сиональных театральных коллективах. Предназначено для студентов ин-ститутов искусств и культуры, педагогических институтов искусств, кол-леджей культуры, режиссеров любительских театров. Рецензенты: Скорокосова Т. В., заслуженная артистка РФ; Грязева-Добшинская В. Г., кандидат психологических наук, профессор Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ © Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2005 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Глава 1. Обоснование необходимости голосо-речевого тренинга.... 7 Вопросы для самопроверки 11 Глава 2. Дыхание 12 Практическая часть. Упражнения 16 Вопросы для самопроверки 20 Глава 3. Начальные этапы голосо-речевого тренинга 21 Практическая часть. Упражнения 24 Вопросы для самопроверки 29 Глава 4. Основы голосо-речевого тренинга (тематическое планирование) 30 Заключение 32 Приложение. Анализ и понимание текста в работе над литератур- ным произведением 33 Список литературы 49 ВВЕДЕНИЕ Многолетние занятия театральной педагогикой, наблюдения за работой режиссеров и педагогов детских и юношеских театральных коллективов выявили перед автором острую проблему, касающуюся сценической речи в частности и культуры русской речи в целом. На фестивалях и конкурсах различного уровня (от районного до международного) бросается вглаза неумение педагогов работать с голосом. Голоса исполнителей либо эмоционально окрашенные, но тихие, недейственные, не переходящиерампы, для зрителей невнятные, либо громкие, но напряженные, неорганичные, тяжелые, обнаруживающие в себе как бы некий автоматизм. Особенно это касается детей младшего школьного возраста, поскольку педагогэксплуатирует возрастные особенности исполнителя, и в результате насцену выходит яркое, выразительное, но, в сущности, уже запрограммиро-ванное механическое существо. Такие исполнители, как правило, вырас- тая, быстро сходят с «дистанции». А ведь существование на сцене предполагает взаимодействие интеллекта, эмоций, тела и голоса, то есть целостность личности исполнителя.Это слаженный «квартет», в котором ни один «инструмент» не компенсирует свою силу за счет другого. Режиссеры любительского театра, выстраивая драматургию текста, чаще всего опираются на словесное действие, не давая, однако, исполнителю навыков работы со словом, не развиваяголосовой аппарат. Если актерский тренинг за последние годы доказал свою необходимость при постановке спектакля, то речевой тренинг, не формальный, адающий осязаемые результаты, продолжает оставаться «пасынком» в любительских театральных коллективах. Кроме того, что касается актерского тренинга, больше всего ошибок совершается в области голосовых упраж-нений. Это мнение подтверждает великий польский педагог и режиссер Ежи Гротовский. По нашим наблюдениям, в театральных студиях сегодня развивают «выразительный театральный голос». Тогда как требования современного профессионального театра лежат в области живого, естественного, орга- ничного голоса актера. Подчеркнуто театральная выразительность оста- лась в прошлом веке. Здесь сказывается очевидное влияние кино, но, в от- личие от кинематографа с его возрастающей технической сложностью, те- атр в первую очередь обратился к подлинности и целостности личности, к истинности ее сценического существования. Обозначенные выше проблемы, исследования, проводимые в теат- ральной лаборатории по работе с голосом, и положительные результаты, подтвержденные на практике, нашли отражение в данной работе. Ее зада- ча - дать понятие о голосе с точки зрения человеческого общения. Работа снабжена сериями упражнений, направленных на освобождение голоса от напряжения, на развитие и укрепление его, прежде всего как актерского инструмента. Цель тренинговых заданий, приведенных в данном учебно- методическом пособии, — освобождение природного голоса. Голос возни- кает как результат ясного мышления и желания общаться. Природный го- лос всегда невольно обнаруживает личность человека. И потому освобо- дить голос означает освободить личность. Звучащий голос является ре- зультатом физических процессов, мышцы тела должны быть свободны от напряжения, чтобы стать восприимчивыми к импульсам мозга, которые порождают речь. Естественный голос наиболее заметно (в отличие от дру- гих внешних проявлений реакций человека) блокируется и искажается фи- зическим напряжением. Он также страдает от эмоциональных зажимов, - интеллектуальных и душевных. Все эти помехи - психофизического свой- ства. Когда они устранятся, голос будет в состоянии передавать весь диа-пазон человеческих эмоций и всё богатство мысли. Ограничителями при- родного голоса могут выступать лишь уровень таланта, скудость вообра- жения и недостаточность жизненного опыта. Задачи курса. Реализация тренинга, разработанного в данной рабо- те, предполагает осуществление следующих задач: • раскрепощение физического аппарата; • снятие эмоциональных и интеллектуальных зажимов; • формирование навыков открытого общения. Чтобы результат работы был успешным, необходимо уделять заня- тиям по речи не менее часа на каждой репетиции, не менее трех часов в неделю на одного ученика. В процессе репетиции педагог должен постоян- но контролировать своих учеников, не перекладывая на них задачу кон- троля. Самоконтроль лишает голос свободы. Таким образом, в течение го- да ученик сможет добиться значительных результатов, заметных не только для педагога, но и для окружающих. Знакомство с различными техниками воспитания голоса (московская - И. Ю. Промтова, И. П. Козлянинова, петербургская - В. Галендеев, анг- лийская - С. Берри, К. Линклейстер) позволило создать голосовой симуль- танный* тренинг в работе над спектаклем и добиться значительных резуль- татов не только в актерской работе школьников и студентов, но и в студии художественного слова, и в подготовке вступительного репертуара в теат- ральные вузы страны. Разработанные автором тренинги дают положитель- ные результаты на протяжении многих лет, позволяя исполнителям доби- ваться высоких результатов в конкурсах различного уровня (от районных до международных). * Происходящий одновременно, в одно и то же время; синхронный. ГЛАВА 1.
|