Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГОЛОСО-РЕЧЕВОГО ТРЕНИНГА
Упражнения играют важную роль в подготовке актера как профессионального, так и самодеятельного театра. Для многих любителей тренинг стал дорогой в профессиональное творчество. Однако существуютпротивники тренинга, полагающиеся на природную интуицию, считающие, что люди на сцене играют, поют и танцуют для удовольствия, не занимаясь ни физическим, ни вокальным тренингом. При этом их мышцы иголосовые связки непогрешимо делают то, что надо. И в самом деле — действительно ли нужны упражнения? Не достаточно ли целиком довериться природе и действовать, полагаясь на природную интуицию? Отвечая на вопросы, связанные с естественной человеческой природой, в первую очередь следует сказать о ее блокировке современным технократическим обществом. Интуитивная природа человека также подавлена или заблокирована. Всё это естественным образом отражается на таком тонком и чувствительном инструменте человеческого организма, как голос. Даже в процессе совершенно необходимого для человека общения мы сталкиваемся с препятствиями, которые не дают голосу прозвучать естест- венно и органично. Большинство людей потеряли способность, а возмож- но, и желание вести себя непосредственно. Исключение составляют мо- менты, «выходящие из под контроля», такие, например, как сильная боль, страх, экстаз. Но и в этих случаях зачастую голосовые эмоции искажаются и не могут прорваться сквозь ограничения, установленные общественными нормами поведения. Таким образом, поведение современного человека - результат дейст- вия короткой цепи вторичных импульсов, которые, в основном, служат для защиты индивида, дают ему время подумать, блокируя спонтанность. И, наконец, когда вторичные импульсы развиваются, трансформируются на- 7столько, что в состоянии вытеснить влияние первого рефлекторного им- пульса, - формируется привычка. Первичная, рефлекторная реакция, как уникальный ответ единственной в своем роде личности, вытесняется по мере нашего взросления. Поведение зрелого человека предусматривает ба- ланс между контролируемым и инстинктивным действием. Однако многое в человеческом сознании и поступках контролируется укоренившимися с детства привычками, выработанными в результате влияния родителей, учителей, друзей из компании, звезд экрана и др. И если мы попытаемся выяснить истоки смеха, горя, гнева или радости (что необходимо в процес- се сценической деятельности), то они окажутся либо уже оцивилизован- ными, либо животными - т. е. сформировавшимися вне зависимости от нас, под воздействием окружающих. Это означает, что непосредствен- ная реакция возможна и что она —редка. Нервно-мускульное программирование развивается в соответствии с привычками и реакцией мышц, способных в состоянии зажима препятст- вовать непосредственной связи между эмоцией и дыханием. Голос не мо- жет работать адекватно его реальным возможностям, если энергетический базис голоса не поддерживается дыханием. До тех пор, пока мы эмоцио- нально защищены, наше дыхание не может быть свободным. До тех пор, пока дыхание несвободно, голос будет зависеть от напряжения (в горле и мышцах рта), компенсирующего эту слабость дыхания. Возможны следующие явления в том случае, когда напряженные мышцы подключаются для выражения сильных чувств. Напрягаясь и сжимаясь, мышцы воздействуют на голосовые складки с такой силой, что те трутся друг о друга, теряя свою эластичность, спо- собность к регулярной вибрации. Следствие этого - скрипучий, охрипший звук и потеря голоса. Если горло напряжено, звуковой канал сужается. Это приводит к слабому, завышенному или скрипучему звучанию. В случае необходимо-сти демонстрации «мужественного голоса», при зажатой глотке звук будет резонировать только в нижних объемах груди, потеряет полетность и не обогатится оттенками верхних резонаторов. Если мягкое небо опущено, корень языка приподнят, а мышцы напрягаются для поддержки голоса, то, скорее всего, звучание будет носовым. Носовой резонатор - самый силь- ный, доминирующий и лишающий голос выразительности. Если человек будет говорить через нос, мы его, безусловно, услышим, но не поймем то- го, что он хотел выразить. В этом случае невозможны эмоциональные ню- ансы, содержание мысли искажается. Чем в большей степени органы дыхания и резонаторы подвержены зажимам, тем скорее их звукообразующая роль переходит к языку и губам. В результате этого замещения способность губ и языка к артикуляции снижается под давлением чужих «обязанностей». Вот наиболее очевидные расстройства артикуляционно- резонаторной системы, происходящие, когда голос не свободен. Все эти отклонения не исчезают сами собой, для их устранения необходим тре- нинг. Неправильное использование голоса приводит к невозможности вы- разить чувство, ограничивает активность, притупляет выразительность. Эти блокады со временем умножаются, они являются результатом приоб- ретенных привычек, доходящих до автоматизма, не замечаемые и неиз- вестные, они становятся преградой между актерским голосом, - тем, какой он есть в действительности, — и другим, каким он мог бы быть в идеале. Здесь особенно опасна непрофессиональная работа с голосом в детском и подростковом возрасте, когда формируется голосовой аппарат. Чаще всего это приводит к блокаде гортани. Такие блокады не исчезают сами собой и снимаются с большим трудом. Необходимо отметить, что так называемая «голая» техника (как раз и приводящая к блокаде голоса) есть просто миф, так как в реальности пра-вильного голоса не существует. Надо дать возможность голосу освобо- диться. Так как его выразительность зависит от эмоций, то бесцветные и однообразные технические упражнения не могут быть успешными. Основ- ное положение голосового тренинга заключается в том, что речь является частью целого — выражением внутренней жизни актера, образа. Речь в данном случае должна идти не о постановке, а о воспитании голоса, кото- рое осуществляется не благодаря самонаблюдению или жесткой воле, а яв- ляется результатом определенного отношения к жизни. Таким образом, исполнитель, занимающийся сценическим творчест- вом, нуждается как в определенном тренинге, так и в ясном понимании то- го, что следует освободить свои скрытые возможности. Итак, перечислим отрицательные факторы, влияющие на голос. Их устранение и будет той задачей, которую призван решить тренинг в про- цессе обучения сценическому искусству. 1. ДЫХАНИЕ. • Душевное волнение вызывает импульс, передаваемый системе дыхания, ответная реакция дыхательных мышц направлена на сдержива- ние этого импульса, что, в свою очередь, препятствует свободному тече- нию дыхания. • Неправильная осанка (впалая грудь, затрудняющая работу меж- реберных мышц при дыхании или согнутая спина, которая мешает свобод- ной работе диафрагмы). • Контроль дыхания со стороны большой мускулатуры, который сводит на нет связь между эмоцией и дыханием. 2. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ И ГОРТАНЬ. Если дыхание не свободно, ответственность при извлечении звука во многом ложится на тонкие мышцы гортани. Эти мышцы, непредназначенные для подобного процесса, напрягаются и расстраивают свободную игру голосовых складок. 3. ВИБРАЦИОННАЯ (резонаторная) СИСТЕМА. Напряжение в гортани блокирует прохождение звука между резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя его звучанию. • Напряжение корня языка, мягкого неба, лица и шеи мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, ограничи- вая звучание в среднем и верхнем регистрах. 4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА. • Когда дыхание не свободно и не может подкрепить звучание, язык стремится компенсировать эту недостаточность, поэтому его ар- тикуляционные способности ухудшаются. • Распространенные психологические зажимы также зачастую мешают четкой артикуляции губ. Работая над голосом, необходимо помнить два основных правила: • неясное мышление - существенное препятствие на пути к чистоте артикуляции; • подавление эмоций — существенное препятствие на пути к свободе голоса. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Зачем нужен голосо-речевой тренинг? 2. Какова физиологическая взаимосвязь эмоционального состоя- ния человека и голоса? 3. Назовите отрицательные факторы, влияющие на голос. 4. Какие факторы влияют на артикуляцию?
|