Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Независтнического интереса






 

С течением времени антропоморфический культ с его кодексом соблюдения обрядов благочестия, находясь под давлением экономических потребностей и в результате разрушения системы статуса, сам испытывает постепенный и все больший распад. По мере того как происходит этот распад, с благочестивой позицией начинают смешиваться, ассоциируясь с ней, некоторые другие мотивы и побужде­ния, не всегда имеющие антропоморфическую природу и не обязательно объясняющиеся привычкой к личному под­чинению. Не все из этих дополнительных побуждений, привносимых в религиозные обычаи современной жизнью, всецело согласуются с благочестивой позицией или с ан­тропоморфическим пониманием последовательности собы­тий. Поскольку происхождение этих побуждений неодина­ково, их влияние на систему религиозной жизни также происходит в различных направлениях. Во многих отно­шениях они идут вразрез с лежащей в их основе нормой подчинения или подставной жизни, нормой, к которой как к реальному основанию нужно сводить весь кодекс соблю­дения обрядов благочестия, а также институты церкви и духовенства. Вследствие наличия чуждых мотивов посте­пенно разрушается режим статуса в обществе и производ­стве и канон личного подчинения теряет ту опору, кото­рую он находил в нерушимой традиции. В занятую этим каноном сферу деятельности вторгаются чуждые ему при­вычки и тенденции, и вскоре система церкви и духовенст­ва частично обращается на другие цели, противоречащие в известной мере назначению системы благочестия, какой она была во времена наиболее сильного и характерного развития священства.

Среди этих противоречащих мотивов, которые оказы­вают свое влияние на систему благочестия в ее последую­щем развитии, можно упомянуть мотивы благотворитель­ности, а также товарищеского общения и развлечения в обществе, или, более широко, различные проявления чув­ства человеческой солидарности и сочувствия. К этому можно добавить, что использование церкви в чуждых ей целях существенно способствует ее сохранению в том же виде и под тем же названием даже среди людей, готовых, возможно, отказаться от ее сущности. Элементом, еще бо­лее характерным и еще более противоречащим и пронизы­вающим мотивы системы благочестия, используемые в ее официальной поддержке, является то не признающее ав­торитетов чувство эстетического единения с окружающим миром, которое остается сегодня от акта поклонения, ког­да из него исключена антропоморфическая сущность. Сме­шавшись с мотивом подчинения, оно сослужило хорошую службу в деле сохранения института священнослужителей. Это чувство или эстетическое побуждение к солидарности с окружающим миром не является, прежде всего, экономи­ческим по своему характеру, но на более поздних этапах развития промышленного производства оно косвенно в значительной мере содействует формированию у индиви­да экономически целенаправленного склада ума; его наи­более заметное влияние в этом направлении видно в смяг­чении чересчур ярко выраженного пристрастия к соб­ственным интересам, унаследованного традицией от начальных, наиболее адекватных этапов режима статуса. Поэтому представляется, что экономическое значение это­го побуждения идет вразрез с благочестивой позицией: первое будет видоизменять, а то и устранять пристрастие к собственным интересам, существующее в силу противо­поставления или непримиримости «я» и «не-я»; в то время как последняя, будучи выражением представления о лич­ном господстве и подчинении, будет подчеркивать это про­тивопоставление и стремиться к расхождению эгоистиче­ских интересов с интересом жизнедеятельности всего чело­веческого общества.

Это очищенное от завистнического интереса наследие религиозной жизни – чувство единения с окружающим миром или с общим процессом жизнедеятельности – так же, как побуждение к благотворительности или общитель­ности, действует всепроникающим образом, придавая об­разу мысли людей экономическую направленность. Однако действие всей этой категории стимулов несколько неопределенно, и трудно проследить в деталях все его последст­вия. Но ясно уже то, что оно идет вразрез с теми принци­пами, лежащими в основе института праздного класса, которые были сформулированы выше. Основанием этого института, как и основанием связанных с ним в развитии культуры антропоморфических культов, является привыч­ка завистнического сравнения, а эта привычка несовмести­ма с проявлением склонностей, о которых сейчас идет речь. Реальными канонами, которым подчиняется образ жизни праздного класса, являются демонстративное рас­точительство времени и средств, а также устранение от процесса промышленного производства, в то время как рассматриваемые здесь специфические склонности ярко проявляются в порицании расточительства и бесполезного образа жизни, а также в стремлении к участию в процессе общественной жизни или слиянию с ним, будь то в эконо­мической области или в какой-либо другой из сторон или аспектов этого процесса.

Понятно, что эти склонности и обусловленный ими об­раз жизни там, где обстоятельства благоприятствуют их выражению, или там, где они оказывают господствующее влияние, идут вразрез с праздносветским образом жизни; однако не вполне очевиден тот факт, что жизнь общества по схеме праздного класса в том ее виде, в каком она пред­стает на поздних стадиях своего развития, имеет неуклон­ную тенденцию к подавлению этих склонностей или изъя­тию их из образа мысли, в котором они выражаются. Влияние праздносветских порядков довольно сильно выра­жается совсем в другом направлении. В своем позитивном выражении, предписанием, а также отбором и элимина­цией, система жизни общества по схеме праздного класса благоприятствует всепроникающему и всевластному гла­венству канонов расточительства и завистнического сравнения при всяком стечении жизненных обстоятельств. Однако в своем негативно выражающемся влиянии выучка праздного класса не столь однозначно соответствует этим основополагающим канонам. Направляя человеческую дея­тельность таким образом, чтобы были соблюдены денежные приличия, канон праздного класса настаивает на вы­ходе из производственного процесса. То есть он подавляет деятельность в тех направлениях, в которых по обыкнове­нию прилагают свои усилия безденежные члены общества. В особенности в отношении женщин, и в частности женщин из верхов и из верхних слоев «среднего класса» раз­витых производственных общностей, это ведет даже к их устранению от конкурентного процесса накопления, связанного с использованием в занятиях финансовой сферы квазихищнических методов.

Денежная культура, или культура праздного класса, начинающаяся как сопернический вариант реализации побуждения к мастерству, теперь, в своем позднем про­явлении, начинает нейтрализовывать свое основание, устраняя привычку завистнического сравнения в отноше­нии «эффективности» индивидов или даже в отношении денежного статуса. С другой стороны, тот факт, что члены праздного класса, и мужчины, и женщины, до некоторой степени освобождены от необходимости находить средства к существованию в сопернической борьбе со своими со­братьями, дает возможность не только выжить членам этого класса, но и следовать в определенных пределах сво­им наклонностям даже в том случае, когда они не одарены способностями к достижению успеха в конкурентной борь­бе. Другими словами, на самых последних стадиях наибо­лее полного развития института праздного класса средст­ва к существованию его членов не зависят ни от облада­ния теми способностями, которые характеризуют преуспевающего индивида на стадии хищничества, ни от неустанной тренировки их. Шансы выживания у индиви­дов, которые такими способностями не одарены, больше, следовательно, на высших ступенях праздного класса, нежели, в общем, на среднем уровне населения, живущего в условиях системы соперничества.

В одной из предыдущих глав при обсуждении условий сохранения архаических черт выяснилось, что своеобраз­ное положение праздного класса предоставляет исключительно благоприятные возможности для сохранения черт, характеризующих типы человеческой природы, присущие одному из наиболее ранних и устаревших этапов развития культуры. Праздный класс находится в выгодном поло­жении: не испытывая давления острых экономических по­требностей, он стоит в стороне от грубого воздействия сил, требующих приспособления к экономической ситуации. Ранее уже говорилось о сохранении в праздном классе и в обществе, живущем по его замыслу, черт и типов человеческого характера, напоминающих о культуре хищни­чества. Эти склонности и привычки имеют исключительно благоприятную возможность для сохранения при режиме господства праздного класса. Привилегированное в денеж­ном отношении положение праздного класса действитель­но создает ситуацию, благоприятную для выживания та­ких индивидов, которые не одарены набором способностей, необходимых для того, чтобы они могли с пользой участ­вовать в современном производственном процессе; в то же время каноны почтенности требуют демонстративного про­явления определенных хищнических способностей. Заня­тия, в которых находят свое проявление хищнические спо­собности, служат доказательством богатства, знатного про­исхождения и удаления от производственного процесса. Сохранению хищнических черт в условиях культуры праздного класса способствуют как освобожденность этого класса от производства, т. е. негативно выраженный фак­тор, так и одобрение этих черт праздносветскими канона­ми благопристойности, т. е. фактор, оказывающий прямое влияние.

Несколько иначе обстоит дело в отношении сохранения черт, характерных для дохищнической дикарской культу­ры. Положение праздного класса благоприятствует сохра­нению и этих черт, однако проявление склонности к миру и доброй воле не получает утвердительной санкции кодек­са приличий. Индивиды, одаренные темпераментом, напо­минающим о дохищнической культуре, получают в системе праздного класса некоторое преимущество по сравнению с подобным образом одаренными индивидами вне праздного класса, заключающееся в том, что они не испытывают по­требности в денежном отношении пресекать проявление тех склонностей, которые способствуют несопернической жизнедеятельности; однако такие индивиды все же под­вержены некоторой внутренней закрепощенности, которая понуждает их оставлять без внимания эти наклонности, поскольку кодекс приличий предписывает им образ жиз­ни, основанный на проявлении хищнических способностей. До тех пор пока остается в целости система статуса, пока праздный класс может прибегать к непроизводственным видам деятельности, отличным от обыкновения явно бес­цельно убивать время в изнурительном расточительстве, до тех пор не следует ожидать никаких значительных от­клонений от праздносветской системы почтенной жизни. Встречающиеся случаи хищнического темперамента в праздном классе на этом этапе нужно рассматривать как спорадические явления атавизма. Но вскоре благодаря успехам экономического развития, исчезновению охоты на крупную дичь, сокращению военной деятельности, устаре­ванию собственнического правления и разложению свя­щеннической функции человеческое предрасположение к действию не находит выхода в доставляющей почет не­производственной деятельности. Когда это происходит, ситуация начинает меняться. Если жизнедеятельность человека не получает возможности выражения в одном направлении, она должна искать ее в другом; и если обращение к хищничеству оказывается невозможно, человек в своей деятельности ищет утешения в каком-нибудь дру­гом направлении.

Как указывалось выше, освобождение от давления де­нежных затруднений было более усугублено для женщин праздного класса в развитых производственных общностях, чем для любой другой значительной группы людей. Поэтому женщины праздного класса, можно ожидать, бу­дут обнаруживать более ярко выраженный возврат к независтническому темпераменту, чем мужчины. Но среди мужчин праздного класса также наблюдается заметное увеличение масштаба и диапазона деятельности, берущей свое начало в склонностях, которые нельзя отнести к эго­истическим и целью которых не является завистническое отличие. Так, например, большее число мужчин, имеющих отношение к производству в плане финансового управле­ния предприятием, проявляют некоторый интерес и ис­пытывают некоторое удовлетворение при виде хорошо выполняемой и эффективной в производственном отноше­нии работы, и это даже независимо от прибыли, которую может приносить любое улучшение в этом плане. Хорошо известна также деятельность деловых клубов и организа­ций промышленников в области независтнического рас­пространения опыта по повышению производственной эффективности.

Во многих организациях, целью которых является ка­кая-либо благотворительная деятельность или улучшение общественного устройства, выработалось стремление к той или иной независтнической цели. Эти организации часто носят квазирелигиозный или псевдорелигиозный характер, и участвуют в них как мужчины, так и женщины. Если подумать, можно привести множество примеров, но для того, чтобы указать диапазон склонностей, о которых идет речь, и охарактеризовать их, можно сослаться на некото­рые из наиболее очевидных конкретных обстоятельств. Таковыми являются, например, агитация за трезвенность и подобные социальные реформы, за тюремную реформу, за распространение образования, за пресечение порока, за избежание войны путем мирного разрешения спорных во­просов, разоружения или иными средствами; таковы в какой-то мере благотворительные заведения при универ­ситетах, местные гильдии, различные организации, типичными образцами которых являются Ассоциации молодых христиан, Общество молодежи христианского стремления, кружки кройки и шитья, общественные клубы, художест­венные клубы и даже деловые клубы; таковы в незначи­тельной степени также и финансовые фонды полуобщест­венных учреждений, идущие на цели благотворительности, образования или развлечений, существуют ли они на пожертвования богатых лиц или на взносы людей меньшего достатка, – коль скоро эти учреждения не носят религи­озного характера.

Мы, конечно, не намерены утверждать, что такие уси­лия происходят от мотивов, отличных от мотивов эгоисти­ческого свойства. Можно утверждать только то, что в обычного рода случаях здесь присутствуют и другие мо­тивы, и, что заметно большая распространенность усилий такого рода в условиях современной производственной жизни, чем при непрерывном господстве режима, основан­ного на принципе статуса, указывает на наличие дейст­венного скептицизма в отношении такой полной узаконенности сопернического образа жизни общества сегодня. То, что среди побуждений к этому роду деятельности имеются мотивы посторонние, мотивы эгоистического рода, и в ча­стности завистническое стремление отличиться, – дело столь общеизвестное, что стало поводом для банальных шуток. Это до такой степени верно, что многие общественные деяния, официально бескорыстные по духу, начинаются и выполняются, безусловно, прежде всего, с целью поднятия репутации или денежной выгоды поддерживаю­щих эти деяния патронов. В значительном числе такого рода организаций и учреждений завистническое побужде­ние является явно господствующим как у зачинателей такой деятельности, так и у их сторонников. Это послед­нее замечание особенно справедливо в отношении таких дел, которые придают отличие занимающимся ими вслед­ствие крупных, демонстративных расходов, таких, как, на­пример, учреждение университета, или публичной библио­теки, или музея; но это также, и, может быть, в равной степени, справедливо в отношении банальной работы по участию в таких организациях и учреждениях, которые яв­ляются явно аристократическими. Они служат тому, что­бы удостоверять денежную репутацию своих членов, а также приятно напоминать им об их превосходящем ста­тусе, указывая на контраст между ними и нижележащей массой людей, среди которых должна производиться работа по улучшению жизни, – таковы, например, благотвори­тельные заведения при университетах, которые пользуются теперь известной популярностью. Однако после того как учтены всякого рода обстоятельства и сделаны соответст­вующие поправки, остаются мотивы несопернического характера. Сам факт, что именно таким способом люди стремятся отличиться и снискать доброе имя, является доказательством широко распространенного чувства узаконенности, свидетельством якобы действительного нали­чия несопернического, независтнического интереса, а так­же доказательством этого интереса как фактора, входяще­го в качестве составной части в образ мысли в современ­ных общностях.

Следует отметить, что женщины более активно и с большим постоянством, чем мужчины, участвуют во всем этом современном диапазоне праздносветской деятельности, ведущейся на основании независтнического и нере­лигиозного интереса, за исключением, разумеется, тех слу­чаев, когда такие деяния требуют расходования крупных средств. Зависимое денежное положение женщин де­лает их непригодными для занятий, требующих крупных расходов. В том, что касается общего диапазона социально-благотворительной работы, с классом женщин соединяют­ся духовные лица или священники не столь наивно благо­честивых сект или секуляризованных вероисповеданий. В теории это можно объяснить следующим образом. В дру­гих экономических отношениях духовенство также зани­мает несколько неопределенное положение между женщи­нами и лицами, занятыми в экономической сфере. И в силу широко распространенного чувства приличий как духов­ные лица, так и женщины состоятельных слоев оказыва­ются в положении подставного праздного класса; отношением, которое как характерная особенность участвует в формировании образа мысли у той или у другой социаль­ной группы, является отношение господства и подчинения, когда та или иная экономическая зависимость восприни­мается как связанная с определенной личностью. У обеих социальных групп вследствие этого наблюдается особая склонность истолковывать явления скорее с точки зрения связи с личностью, чем с точки зрения причинно-следст­венной связи; обеим социальным группам каноны благопристойности настолько воспрещают участвовать в «нечи­стых» в отношении обрядности процессах прибыльной или производительной деятельности, что делают участие этих социальных групп в современном процессе производствен­ной жизни нравственно для них невозможным. В резуль­тате этого ритуального недопущения к заурядному про­изводительному усилию сравнительно большая часть энер­гии обеих социальных групп, женщин и духовенства, сегодня направляется на служение интересам, отличным от эгоистических. Кодекс канонов благопристойности не ос­тавляет никаких альтернативных направлений, в которых могло бы выражаться побуждение к целенаправленному действию. В результате последовательного запрещения женщинам праздного класса заниматься производственно-полезной деятельностью побуждение к мастерству часто заявляет о себе в тех или иных областях, отличных от де­ловой деятельности.

Как уже отмечалось, повседневная жизнь состоятель­ных женщин и священников содержит в себе больший эле­мент статуса, чем повседневная жизнь мужчин в среднем, в особенности мужчин, занимающихся собственно произ­водственной деятельностью. Следовательно, среди предста­вителей этих социальных групп благочестивая позиция сохраняется в лучшем виде, чем среди рядовых мужчин. Поэтому можно ожидать, что среди представителей под­ставных праздных слоев стремление найти выражение значительной части энергии в неприбыльном применении будет разрешаться соблюдением обрядов благочестия и благочестивыми деяниями. Отсюда – частично упоминав­шаяся в предыдущей главе склонность женщин к благоче­стию. Но более уместно будет отметить влияние этой склонности на формирование поведения и придание бла­говидности целям обсуждаемых здесь неприбыльных дви­жений и организаций. На достижение какой бы экономи­ческой цели ни были направлены усилия этих организа­ций, эффективность ее достижения снижается там, где налицо такая благочестивая тенденциозность. Многие ор­ганизации, благотворительные и социально-амелиоративные, делят свои заботы между религиозным и мирским благополучием людей, интересы которых они стремятся поддержать. Едва ли можно сомневаться, что, уделяй они безраздельно столь же серьезное внимание и силы только мирским интересам этих людей, непосредственная эконо­мическая значимость их работы была бы намного выше, чем она есть. Конечно, можно было бы сказать также, ес­ли бы здесь было уместно об этом говорить, что эти деяния могли бы лучше служить достижению благочестивых целей, если бы им не препятствовали мирские мотивы и цели, которые обычно присутствуют.

Следует считать, что экономическое значение этой ка­тегории независтнического предпринимательства умень­шается ввиду вмешательства религиозного интереса. Однако соответствующие оговорки должны быть сделаны ввиду наличия других мотивов, чуждых экономической направленности этого несопернического выражения ин­стинкта мастерства, в какой-то мере прямо ей противоре­чащих. При ближайшем рассмотрении это представляется до такой степени верным, что после всего уже сказанного может даже показаться, что эта общая категория пред­приятий имеет и вовсе сомнительную экономическую цен­ность, если определять ее с точки зрения полноты или легкости жизни индивидов или социальных слоев, на улуч­шение положения которых направлено данное предприя­тие. Например, многие из ныне популярных и доставляю­щих почет усилий, направленных на улучшение жизни нуждающегося населения крупных городов, носят боль­шей частью характер культурной миссии. Таким образом, наблюдается стремление ускорить темпы, с которыми кон­кретные элементы культуры верхов усваиваются в повседневной жизни низших классов. Попечение местных бла­готворительных центров, например, направлено на усугуб­ление производственной эффективности бедных и обучение их способам более правильного употребления имеющихся средств, но не менее последовательным образом оно на­правлено на привитие путем предписания и примера из­вестных тонкостей кодекса приличий верхов в поведении и обычаях. Экономическая сущность этих приличий, как обычно оказывается при тщательном рассмотрении, заключается в демонстративном расточении времени и средств. Эти добрые люди, которые ходят облагораживать бедных, обыкновенно и намеренно очень щепетильны в вопросах декорума, немногословно, но упрямо настаивая на соблюдении благопристойности в образе жизни. Обыч­но это бывают люди примерного образа жизни, одаренные сильным упорством в церемониях поддержания чистоты различных предметов их повседневного потребления. Трудно переоценить действенность такого способа воспи­тания – правильного образа мысли в отношении потреб­ления времени и материальных благ, его значение для повышения культуры или цивилизованности общества, как немаловажным является это воспитание и для индивида, приобретающего более высокие и более достойные уважения идеалы. В условиях существующей денежной культуры почтенность, а, следовательно, и успех индивида в значительной мере зависят от его умения вести себя и от способов потребления, говорящих в пользу привычного расточения времени и средств. Но, касаясь скрытого эко­номического значения этой тренировки в более достойных способах существования, нужно сказать, что производи­мый эффект в значительной мере замещает более дорого­стоящие или менее эффективные способы достижения тех же фактических результатов, где эти фактические резуль­таты имеют реальное экономическое значение. Пропаган­да культуры – это в значительной мере привитие новых вкусов или скорее новой системы приличий, которая уже приспособлена к образу жизни верхов согласно общим принципам статуса и денежной благопристойности в их праздносветской формулировке и под ее направляющим действием. Эта новая система приличий внедряется в об­раз жизни низших слоев общества, будучи заимствована из кодекса, выработанного тем элементом населения, жизнь которого лежит за пределами процесса производ­ства; и едва ли можно ожидать, что эта чужеродная систе­ма будет подходить к острым жизненным потребностям этих низших слоев более соответствующим образом, чем система, уже пользующаяся среди них популярностью, а в особенности та, которую они сами вырабатывают под давлением современной производственной жизни.

Все это, разумеется, не подвергает сомнению тот факт, что новая система приличий более благопристойна, чем смещаемая ею система. Возникающее само собой сомнение является просто-напросто сомнением в экономической це­лесообразности этой работы по духовному перерождению – т. е. экономической целесообразности в том непосредствен­ном и материальном аспекте, в котором можно с опреде­ленной степенью уверенности установить следствия этой замены, рассматриваемые не с точки зрения индивида, а с точки зрения легкости жизни коллектива. Поэтому для оценки экономической целесообразности мероприятий по амелиорации общества нельзя принимать их плоды за чи­стую монету, даже если эти предприятия преследуют в первую очередь цели экономического характера и, если интерес, на основании которого они осуществляются, ни­как не является ни эгоистическим, ни завистническим. По своему характеру эти экономические преобразования главным образом являются перестройкой в системе демон­стративного расточительства.

Однако нужно сказать что-то большее относительно того, какой характер имеют бескорыстные побуждения, и того, по каким канонам осуществляется всякая деятельность такого рода, находящаяся под влиянием образа мы­сли, характерного для денежной культуры; и это дальней­шее рассмотрение, возможно, приведет к последующему уточнению уже сделанных выводов. Как можно было ви­деть в одной из предыдущих глав, каноны почтенности или благопристойности в условиях денежной культуры настоятельно требуют, чтобы признаком безупречного в денежном отношении образа жизни было привычное на­правление усилий на бесполезные цели. Отсюда вытекает не только привычное презрительное отношение к полез­ным занятиям, а также и то, что сказывается более реши­тельным образом на направленности деятельности любой организованной группы людей, претендующей на добрую репутацию в обществе. По существующей традиции счи­тается дурным тоном быть хорошо осведомленным в подробностях каких-либо процессов, имеющих отношение к физическим жизненным потребностям первой необходи­мости. Можно похвальным образом обнаруживать количественную заинтересованность в благосостоянии простого люда – в духе пожертвований по подписке, участия в ра­боте управленческих комиссий и т. п. Вероятно, еще более похвальным образом можно проявлять заботу вообще, и в частности о культурном благосостоянии простых лю­дей, – проводить мероприятия по облагораживанию их вкусов, предоставляя также удобный случай для их ду­ховного совершенствования. Однако при этом не следует выдавать близкого знакомства с материальными условия­ми грубой жизни или же образом мысли людей из низших слоев общества – такого знакомства, которое могло бы направлять усилия членов этих организаций на достиже­ние материально полезных целей. Разумеется, нежелание открыто признавать чрезмерное знакомство с условиями жизни низов проявляется у различных индивидов в весь­ма неодинаковой степени, однако оно достаточно выражено среди членов подобного рода организаций и оказывает глубокое влияние на стиль их деятельности. Стремление избежать намеков на осведомленность в жизни простого люда, какова была бы непристойна, оказывает совокупное влияние на практику и прецеденты любой организованной группы. Начальные мотивы конкретного мероприятия постепенно отстраняются ради сохранения доброй репута­ции – согласно известным принципам, которые, в конечном счете, сводятся к денежным критериям при определе­нии достоинств. Поэтому в организациях, существующих не первый день, облегчение жизни людям из названных слоев становится лишь официальной целью, а плодотвор­ная деятельность этих организаций постепенно прекраща­ется как недостойная.

То, что справедливо в плане коллективного осуществления такой деятельности, носящей независтнический характер, верно также в отношении работы, проводимой из тех же побуждений отдельными лицами, хотя в этом случае требуется, наверно, сделать ряд существенных уточнений. В индивидах, которые стремятся проделывать какую-то общественно полезную работу, будет обязатель­но сильна привычка измерять достоинства человека по праздносветским канонам расточительного расходования и неосведомленности в жизни простого народа, будь то в области производства или потребления. Забудь индивид о своем общественном положении, обрати он свои усилия на непристойную результативность, здравомыслие общно­сти – представление о должной благопристойности – тут же отвергнет его работу и поставит его на место. Подоб­ный пример наблюдается в отправлении посмертных дар­ственных завещаний, сделанных людьми, расположенны­ми к общественной деятельности, с единственной (по крайней мере, официально) целью – облегчить человеческую жизнь в каком-то конкретном отношении. Объекты, на которые чаще всего распространяются завещания такого рода в настоящее время, – это школы, библиотеки, боль­ницы и приюты для инвалидов и сирот. При этом офици­ально считается, что даритель имел в виду одну цель – улучшить человеческую жизнь в том или ином отноше­нии, и в завещании обозначается, в каком конкретно. И все же, как неизменное правило, при выполнении на­званного в завещании деяния появляется немало других, часто несовместимых с изначальным мотивов; они и опре­деляют то фактическое назначение, по которому, в конце концов, используется изрядная часть выделенных в заве­щании средств. Например, пусть определенные денежные средства выделены как фонд на строительство приюта для сирот или дома для инвалидов. В таких случаях отвлече­ние средств на доставляющее почет расточительство настолько обычно, что не вызывает ни удивления, ни даже осудительной улыбки. Значительная часть денежных средств тратится на сооружение здания, облицованного каким-нибудь эстетически неприемлемым, но дорогостоя­щим камнем; далее, здание покрывается нелепыми и не­уместными деталями – с тем расчетом, чтобы его зубча­тые стены с башенками, массивные порталы и стратеги­ческие подъездные пути наводили на мысль об известных варварских приемах ведения войны. Интерьер строения обнаруживает такое же всепроникающее влияние канона демонстративного расточительства и канона хищнической доблести. Окна, например, сооружаются скорее с намере­нием внушить случайному зрителю, созерцающему их с внешней стороны, мысль о высокой денежной престижно­сти, а вовсе не с целью наиболее эффективного размеще­ния по их очевидному назначению – на благо и для удоб­ства находящихся внутри бенефициариев; эта деталь интерьера тоже должна быть подчинена несвойственному ей, но властному требованию денежной красоты.

Нами, конечно, не предполагается, что даритель не осудил бы все это, осуществляй он контроль за исполнени­ем своей воли лично; оказывается, однако, что в тех слу­чаях, когда имеет место такое личное управление благо­творительным предприятием – когда руководство осуще­ствляется путем прямых расходов и личного надзора, а не по завещанию, – цели и методы управления остаются теми же. Бенефициариям, как и посторонним наблюдате­лям, покой и тщеславие которых не затрагивается, вовсе и не понравилось бы иное распоряжение денежными сред­ствами. Никого не устроит, чтобы руководство предприя­тием осуществлялось с намерением употребить имеющие­ся средства наиболее экономно и эффективно, непосред­ственно по изначальному физическому назначению фонда. Все лица, причастные к данному предприятию, является ли их интерес непосредственным и эгоистическим или лишь созерцательным, сходятся в едином мнении: некото­рая значительная часть расходов должна идти на высшие цели, на удовлетворение духовных потребностей, обусловленных привычкой завистнического сравнения по крите­риям хищнической доблести и денежного расточительства. Все это говорит лишь о том, что каноны соперничества и денежной репутации настолько пронизывают здравый смысл общности, что от них нельзя уйти или уклониться даже в тех благотворительных мероприятиях, которые официально мотивируются исключительно независтническими интересами.

Вполне возможно, что деяние, служащее средством усу­губления доброй славы дарителя, доставляет почет именно благодаря такому-то независтническому мотиву; однако при расходах это не мешает руководствоваться противопо­ложным, завистническим интересом. Фактическое наличие в деяниях несопернического характера мотивов соперни­ческого, или завистнического, происхождения можно было бы продемонстрировать на примере любой категории пред­приятий, о которых сказано выше. Там, где в такого рода случаях имеется стремление к почету, оно обычно замаскировывается под мотивы из области эстетических, этиче­ских или экономических интересов. Эти особые мотивы, продиктованные нормами и канонами денежной культуры, исподтишка отвлекают несопернические усилия от факти­ческой сферы их приложения, причем у исполнителя со­храняется ощущение доброго намерения и его сознание, но отягощается мыслью о том, что эти усилия по существу бесполезны. Подобные мотивы можно было бы проследить в целом ряде инициатив из списка тех официально независтнических, улучшательских предприятий, которые столь характерны, а главное, демонстративно характерны для жизни состоятельных слоев, не скрытой от взора пуб­лики. В каком теоретическом аспекте следует рассматри­вать эти предприятия, наверно, достаточно ясно, и приме­ров больше не требуется, тем более что одному такому направлению деятельности – организации высших учебных заведений – в другой связи будет уделено пристальное внимание.

Направляя в деталях и приспособляя эту систему, ка­ноны благопристойности немало способствуют тому, чтобы всякое независтническое устремление или усилие своди­лось на нет. Всепроникающий, безличный, не вызывающий восторга принцип бесполезности всегда тут как - тут, со­здавая помехи, не давая действенным образом выразиться той части сохраняющихся дохищнических способностей, которые нужно отнести к проявлению инстинкта мастер­ства; однако его наличие не препятствует передаче этих способностей или непрерывному возникновению побужде­ния найти им выражение.

Впоследствии, при дальнейшем развитии денежной культуры, требование отхода от процесса производства (во избежание недоброжелательного отношения общества) дошло до того, что стало распространяться на воздержа­ние от сопернической деятельности. На этом продвинутом этапе денежная культура в негативной форме благоприят­ствует утверждению независтнических склонностей, делая менее сильный акцент на большем достоинстве соперниче­ских, хищнических или денежных занятий по сравнению с занятиями производственного, или производительного, вида. Как отмечалось выше, требование такого отхода or всякого полезного для человека занятия больше касается, строго говоря, женщин из высших слоев, чем любой дру­гой социальной группы, кроме духовенства, которое можно было бы привести в качестве не столько, может быть, дей­ствительного, сколько кажущегося исключения из этого правила. Причина более настойчивого требования беспо­лезного образа жизни от женщин этой категории, чем от мужчин того же денежного и социального ранга, заключа­ется в том, что они являются не только праздным классом более высокого ранга, но в то же время и социальной груп­пой, осуществляющей подставную праздность. Для последовательного отхода от полезной работы в их случае есть два основания.

Широко известными авторами и ораторами, отражаю­щими здравый смысл умных людей по вопросам общест­венного устройства и назначения, правильно и неодно­кратно говорилось, что положение женщины в любом обществе является наиболее разительным показателем уровня культуры, достигнутого обществом, и, как можно было бы добавить, любой данной социальной группой в обществе. Это замечание, может быть, справедливее в от­ношении стадии экономического развития, чем в отношении развития в любом другом аспекте. В то же время по­ложение, отводимое женщине в общепринятой системе жизни в любом обществе или в условиях любой культуры, в весьма значительной степени является выражением тра­диций, которые сформировались материальными условия­ми более раннего этапа и которые были лишь частично приспособлены к существующим экономическим условиям или требованиям, предъявляемым складу характера и об­разу мысли, которые побуждают к действию женщин, жи­вущих в условиях этой новой экономической ситуации.

В ходе обсуждения развития экономических институ­тов вообще и, в частности, там, где говорилось о подстав­ной праздности и об одежде, попутно уже было высказано замечание о том, что положение женщин в современной экономической системе находится в более широком и по­следовательном противоречии с тем, что подсказывает инстинкт мастерства, чем положение мужчин тех же са­мых социальных слоев. По-видимому, справедливым явля­ется также то, что в женском темпераменте в большей мере присутствует этот инстинкт, одобряющий мир и с неодобрением относящийся к бесполезности. Поэтому не случаен тот факт, что женщины современных производственных общностей обнаруживают более живое чувство расхождения между принятой системой жизни и потреб­ностями экономической ситуации.

Отдельные стороны «женского вопроса» в доступной форме выявили, до какой степени жизнь женщин в совре­менном обществе, и в благовоспитанных кругах в особенности, регулируется основной массой представлений, сформулированных при экономических условиях более раннего этапа развития. Все еще ощущается, что образ жизни женщины в его гражданском, экономическом и со­циальном аспекте обычно является в существенной мере подставным образом жизни, достоинства и недостатки которого должны неизбежно приписываться какому-то дру­гому лицу, которое по отношению к женщине является, так или иначе, собственником или опекуном. Так, например, ощущается, что всякое действие со стороны женщины, которое идет вразрез с предписанием общепринятого та­беля о приличиях, немедленно бросает тень на честь муж­чины, которому она принадлежит. В душе всякого, кто высказывает мнение по поводу такого рода нравственной неустойчивости или своенравия женщины, может, конеч­но, оставаться некоторое чувство несоответствия, однако здравым смыслом общности суждение по таким вопросам выносится без особых колебаний, и во всяком могущем возникнуть случае мало кто из мужчин стал бы сомневать­ся в правомерности своего чувства оскорбленного попечи­тельства. С другой стороны, женщину сравнительно мало дискредитируют дурные поступки мужчины, с которым связана ее жизнь.

Хороший и красивый образ жизни, т. е. образ жизни, к которому мы привыкли, отводит женщине «сферу», под­чиненную деятельности мужчины; и всякий отход от традиций предписанного ей круга обязанностей ощущается как неподобающий женщине. Когда вопрос касается граж­данских прав или избирательного права, наш здравый смысл, т. е. логический вердикт по данному вопросу нашего образа жизни в целом, гласит, что в политической орга­низации и перед законом женщина должна быть представ­лена не непосредственно, не лично, а через главу семьи, к которой она принадлежит. Женщине не подобает стре­миться к самостоятельной, эгоцентричной жизни; и наш здравый смысл говорит нам, что ее прямое участие в делах общности, социальных или производственных, ставит под угрозу тот социальный порядок, который является выражением нашего образа мысли, сложившегося под влияни­ем традиций денежной культуры. «Весь этот вздор и суета по поводу «освобождения женщины из рабства, в котором она находится у мужчины», и так далее является, пользу­ясь простым и выразительным языком Элизабет Кейди Стэнтон, «сущим вздором». Социальные отношения полов закреплены природой. Вся наша цивилизация, т. е. все, что в ней есть хорошего, основывается на «домашнем очаге». «Домашний очаг» – это семья с мужчиной во главе. Этот взгляд на статус женщины, но выражаемый еще про­ще, преобладает не только среди большинства мужчин ци­вилизованных общностей, но также и среди женщин. Жен­щины весьма живо чувствуют требования системы приличий, и, хотя, правда, для многих из них тягостно подчинение кодексу приличий во всех подробностях, мало кто не признает того факта, что существующий нравствен­ный уклад в силу необходимости и по праву, предписанно­му свыше, ставит женщину в подчиненное мужчине положение. В конечном счете, согласно представлению самой женщины о том, что хорошо и красиво, ее жизнь является, как и должна являться в теории, выражением в косвенной форме жизни мужчины.

Однако, несмотря на это общераспространенное пред­ставление о том, какое место должна естественным обра­зом занимать женщина, заметен также начинающийся рост настроений, заключающихся в том, что вся эта система опе­ки, подставного образа жизни и приписывания достоинств и недостатков становится каким-то заблуждением. Или, по крайней мере, если даже она и является естественным ре­зультатом развития, системой, отвечающей времени и ме­сту, эта система, несмотря на ее очевидное эстетическое значение, не служит соответствующим образом самым обычным жизненным целям в современной производствен­ной общности. Даже та большая, значительная масса благовоспитанных женщин верхних и средних слоев, чье хладнокровное, подобающее почтенной женщине представление о традиционных приличиях соответствует отноше­нию статуса как в основе своей неизменно правильному, – даже они, занимая консервативную позицию, обычно нахо­дят некоторое незначительное расхождение в частностях между тем, что есть, и тем, чему следует быть. Однако наименее сговорчивые из современных женщин, кто в си­лу своей молодости, образования или темперамента не связан унаследованными от культуры варварства тра­дициями статуса и в ком, может быть, пробуждается сильная тяга к самовыражению и мастерству, охвачены слишком живым чувством обиды, чтобы оставаться в покое.

В этом движении «за современную женщину» – так были названы безрассудные попытки восстановить тот статус, в котором женщина находилась в доледниковый период, – различимы, по крайней мере, два элемента или мотива, оба носящие экономический характер. Эти два мо­тива выражаются словами-лозунгами: «эмансипация» и «работа». Надо понимать, что каждое из этих слов озна­чает что-то в плане широко распространенного чувства обиды. Повсеместность подобных настроений признается даже теми людьми, которые в ситуации, как она есть, не видят никакого реального основания для недовольства. Именно среди женщин состоятельных классов в тех общ­ностях, которые наиболее развиты в производственном отношении, находит частое выражение это живое чувство обиды, которую надо загладить. Иначе говоря, выдвига­ется более или менее серьезное требование освобождения женщин от всякой опеки, от функций подставного празд­ного класса – от каких бы то ни было различий в статусе; такая резкая смена настроений особенно заметна среди тех женщин, на которых сохраняющаяся система обще­ственной и семейной жизни с ее режимом статуса налага­ет наименее ослабленные требования подставного образа жизни, или же это происходит в тех общностях, которые сравнительно далеко ушли в своем экономическом разви­тии от традиционных условий, к которым система статуса была приспособлена наилучшим образом. Названные тре­бования исходят от женщин, не допускающихся ни к ка­кой результативной работе в строгом предписании следо­вать праздному образу жизни и осуществлять демонстра­тивное потребление.

Многие критики неправильно истолковывали мотивы движения «за современную женщину». Состояние этого движения на американской почве недавно было так резюмировано одним популярным обозревателем обществен­ных явлений: «Она обласкана мужем, самым преданным и самым работящим мужем на свете... Она превосходит его в образованности, а также почти во всех других отношени­ях. Она окружена и нежнейшей заботой. И все-таки она неудовлетворена. Англосаксонское движение «за совре­менную женщину» – самый смехотворный из плодов со­временности, и ему суждено потерпеть страшнейший про­вал». Это описание, кроме содержащегося в нем осужде­ния – возможно, вполне уместного, – не прибавляет к «женскому вопросу» ничего, кроме неясности. То, что в этой типичной характеристике названного движения вы­двигается в качестве субъективных соображений, объяс­няющих, почему, дескать, женщине следует быть доволь­ной, как раз и вызывает обиду современниц. Женщину балуют: ей позволяется или даже требуется от нее тратить щедро и демонстративно – за ее мужа или другого есте­ственного опекуна, т. е. подставным образом; она освобождается от грубой полезной работы или не допускается к таковой – чтобы вести праздный образ жизни ради доб­рой репутации ее естественного (финансового) опекуна. Подобные обязанности являются традиционными призна­ками личной зависимости, а порыв к целенаправленной деятельности с ними просто несовместим. Есть основание полагать, однако, что женщина тоже наделена – в боль­шей мере, чем мужчина, – инстинктом мастерства, кото­рый рождает чувство отвращения к бесполезному сущест­вованию или пустым расходам. Чтобы удовлетворить ин­стинкт мастерства, женщина должна разворачивать свою жизнедеятельность в ответ на прямые, неопосредованные стимулы экономического окружения. Видимо, у женщин сильнее, чем у мужчин, желание жить своей собственной жизнью, принимая более непосредственное участие в про­цессе общественного производства.

Пока женщина все время находилась в положении «бурлака», она в большинстве случаев вполне довольство­валась своим жребием. Кроме того, что у нее имелось осязаемое и целенаправленное занятие, у нее не было лиш­него времени для бунтарского утверждения унаследован­ных склонностей к самостоятельности, да и возможности подумать о таковом. А после того, как был пройден этап повсеместного женского «бурлачества» и общепринятым занятием женщин из состоятельных классов стала подставная праздность без усердного приложения сил, то те­перь предписывающая сила канона денежной благопри­стойности, требующего от женщин ритуальной бесполезности, будет долго предотвращать всякие сентиментальные стремления благородных женщин к самостоятельности и к «сфере полезности». Это особенно справедливо на ран­них этапах денежной культуры, когда праздность привилегированного класса – это все еще в значительной мере хищническая деятельность, активное утверждение господ­ства, в котором присутствует достаточно осязаемое стрем­ление к завистническому отличию, что и позволяет всерь­ез рассматривать праздность как занятие, за которое мож­но браться без стыда. В ряде общностей такое положение дел сохраняется до настоящего времени. В различной степени проявляется чувство статуса у разных индивидов, и в неодинаковой мере подавляется в них инстинкт мастер­ства. Там же, где экономическая система переросла к на­стоящему времени систему общественного устройства, ос­нованную на статусе, и отношение личного подчинения уже больше не ощущается как «естественное» отношение между людьми, – там древняя привычка к целенаправлен­ной деятельности начинает утверждаться в наименее по­слушных индивидах, выделяясь на фоне не столь давних, относительно поверхностных, сравнительно эфемерных привычек и взглядов, которые денежная культура привне­сла в нашу жизнь. Как только склад ума и взгляды на жизнь перестают благодаря школе хищничества и квази­миролюбивой культуры тесно согласовываться с новой экономической ситуацией, эти привычки и взгляды начи­нают терять власть над социальной группой или общно­стью. Это видно на примере трудолюбивых слоев в совре­менных общностях: праздносветский образ жизни потерял для них почти всю его принудительную силу, в частности, в отношении поддержания различий в статусе. Правда, похожая картина наблюдается и в верхних слоях, но это другой вопрос.

Унаследованные от хищнической и квазимиролюбивой культуры привычки являются сравнительно недолговечны­ми вариантами известных склонностей и характерных пси­хических черт, лежащих в основе человеческой природы; эти черты обозначились в процессе длительной эволюции, происходившей на более раннем, протоантропоидном эта­пе мирной, сравнительно мало дифференцированной экономической жизни при контакте с относительно простым и постоянным физическим окружением. Когда привычки, привнесенные соперничеством, перестали подкрепляться экономическими потребностями, начался процесс их раз­рушения, и хищнический образ мысли, получивший не столь давнее развитие и не успевший приобрести всеоб­щий характер, стал в известной мере отступать перед бо­лее древними и всеобщими психологическими особенно­стями человеческого рода.

Стало быть, в некотором смысле движение за эманси­пированную женщину отмечает собой возврат к более об­щечеловеческому типу характера или к менее дифферен­цированному выражению человеческой природы. Этот тип человеческой природы следует характеризовать как протоантропоидный; если не по форме преобладающих в нем черт, то, во всяком случае, по их содержанию он принад­лежит той ступени развития, которую можно, видимо, от­нести к дообщественному уровню. Такая характеристика относится как к отдельному моменту развития или отдель­ной эволюционной черте, которая здесь рассматривается, так, конечно, и ко всем чертам в более позднем развитии общества, если они свидетельствуют о возврате к той ду­ховной позиции, которая соответствует начальной недиф­ференцированной стадии экономической жизни. Наше доказательство существования общей тенденции к возвра­ту от господства завистнических интересов вспять не будет ни бесспорным, ни достаточно убедительным, но, тем не менее, его можно считать достаточным. Существование та­кой тенденции в какой-то мере подтверждается разложени­ем чувства статуса в современных производственных общ­ностях; косвенным свидетельством может служить и заметный возврат к неодобрению бесполезного существо­вания и той деятельности, которая направлена на приобре­тение частной выгоды за счет коллектива или других со­циальных групп. Наблюдается частое порицание причине­ния боли, а также дискредитация всех мародерских предприятий даже там, где проявление завистнического интереса не наносит материального ущерба своей общно­сти или самому индивиду. Можно даже сказать, что в со­временных производственных общностях беспристрастное представление большинства заключается в том, что идеалом человека является стремление к миру, доброй воле и экономической эффективности, а не к корыстному, насильническому, мошенническому и господственному об­разу жизни.

Влияние со стороны праздного класса не направлено последовательным образом ни против восстановления в правах протоантропоидного характера, ни в его поддерж­ку. Что касается способности выживания индивидов, на­деленных названными чертами, составляющими этот ха­рактер, то даже при избытке этих черт выживанию будет благоприятствовать привилегированное положение празд­ного класса, но косвенно, в результате действия праздно-светских канонов демонстративного расточительства средств и сил, институт праздного класса будет уменьшать вероятность выживания таких индивидов в массе населе­ния. Изрядные требования расточительства поглощают излишек энергии, всецело направляя его на завистническую борьбу и не оставляя никакой альтернативы независтнического выражения жизни. Более отдаленные, менее осязаемые, духовные следствия канонов денежных прили­чий дают тот же результат, возможно еще более действен­ный. Каноны благопристойного образа жизни являются разработкой принципа завистнического сравнения, и соот­ветствующим образом они последовательно содействуют подавлению всякого независтнического усилия и насаждению эгоистической позиции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал