Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирования представленийСтр 1 из 3Следующая ⇒
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 4— 6-х КЛАССОВ В психологической литературе имеется ряд ценных работ, посвященных исследованию представлений у школьников различных возрастов. Однако ряд исследователей ограничивается выявлением имеющихся представлений и анализом характерных особенностей их. Такие исследования имеют не-сомнешюе теоретическое и практическое значение, но они не 'дают возможности познать закономерности процесса формирования представлений. Конечно, важно знать, какие есть и каких нет представлений у школьников данного возраста. Но самая важная задача психологического исследования состоит в том, чтобы изучить закономерности динамики процесса { формирования представлений. Такой подход к исследованию ; > обеспечивает 'программирование и управление процессом фор-? мирования представлений, понятий и других психических яв- I „лений. Изучение динамики /процесса формирования представ-' лений и понятий имеет исключительное значение для выявления возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности личности. В течение ряда лет мы с сотрудниками, аспирантами и -дипломантами (Е. Е. Букина, X. М. Гафурова, А. Г. Литвак, " П. А. Сорокун, «А. А. Степанов, И. Я. Тонконогий, ■ Е. М. Украинская, В. А. Феоктистова, и другие) изучали ди-■ намику процесса формирования представлений и понятий раз-рной степени обобщенности у школьников различных возрастов. В настоящее время мы еще не можем обобщить весь ^большой экспериментальный материал. В данной работе мы сделали попытку обобщить экспериментальные данные, полученные при изучении процесса формирования представлений у школьников 4, 5 и 6-х (классов, возникших на основе сло-" весного описания и непосредственного восприятия объектов.
I Основным материалом явились басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Лиса и виноград», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» и рассказ узбекского 'писателя Сайда «Ум осла». Соответственно задачам исследования мы разработали многосерийную методику. В первой серии экспериментов школьникам читали басню и выявляли усвоение содержания ее. Как только школьники усваивали содержание басни, им предлагалось нарисовать иллюстрацию к ней. Задачей первой серии экспериментов явилось выяснение особенностей представлений о ситуации и отдельных персонажах басни, возникших на основе смысло-*'вого описания. Во второй серии опытов -испытуемые кратковременно воспринимали соответствующую иллюстрацию к басне и после этого снова рисовали что представлению. В этой серии экспериментов выясняли влияние кратковременного восприятия на изменения представлений на основе словесного описания. В третьей серии -экспериментов школьники срисовывали иллюстрацию к 'басне. Время срисовывания не ограничивалось. В четвертой серии опытов в одном случае школьники рисовали тю представлению через 4 дня, в другом — через 1, 2 и 3 месяца. В этой серии экспериментов выяснилось влияние целенаправленного восприятия, включенного «в изобразительную деятельность, на процесс формирования представлений. В этой же серии опытов устанавливалось изменение представлений в процессе длительного сохранения их1. В экспериментах приняло участие более 240 школьников. Подбирались школьники, умеющие рисовать объекты из басен Крылова. Но самое главное заключалось в том, что построение многосерийного эксперимента исключало влияние навыков рисования на выяснение процесса формирования образа по рисункам школьников. Ниже будет показано существенное изменение рисунков школьников после кратковременного восприятия иллюстрации, и в особенности после срисовывания соответствующих иллюстраций. Такое построение методики убедительно показывает существенные изменения рисунков на одном и том же уровне навыков и умений в изобразительной деятельности. Но если в разных сериях опытов отсутствовало изменение уровня навыков и умений изобразительной деятельности школьников, а в рисунках обнаружены существенные измене- 1 Основные эксперименты проведены нашими аспирантами Е. Е. Букиной, X. М. Гафуровой и дипломанткой Г. А. Кашеной. ния, то рисунки школьников являются объективным показателем, дающим 'Возможность изучать представления и динамику их формирования. В результате проведения экспериментов в 4, 5 и 6-х классах по всем сериям получен большой фактический материал, дающий возможность сделать обоснованные выводы. В дальнейшем изложении мы постараемся проанализировать, экспериментальные данные, полученные в каждой серии опытов. I. Особенности представлений, возникших на основе описания Как уже указывалось, в первой серии экспериментов школьники рисовали соответствующую иллюстрацию к той или другой басне после прочтения экспериментатором текста. В результате анализа экспериментального материала отчетливо обнаружились три группы школьников, отличающиеся по особенностям процесса формирования представлений. В этих трех группах индивидуальных различий проявляются три основные фазы процесса формирования представлений.1 Это важное положение полностью подтверждается экспериментальными данными первой серии опытов. Обобщение экспериментальных данных позволило установить характерные особенности каждой фазы формирования представлений. Наиболее важной особенностью каждой фазы формирования представлений является своеобразие взаимоотношения восприятия, представлений и мышления, осуществляемого на базе речи. Конкретное проявление этого взаимоотношения выражается в осмысливании целостного образа, в отражении пра-, вильных смысловых взаимоотношений между отдельными предметами и объектами (персонажами басни), в соотношении существенных -и несущественных сторон и качеств, в соотношении общих и конкретных признаков, в обобщении целостного образа. Именно эти факторы являются основными и определяющими различия каждой фазы формирования представлений. В.. условиях нашего эксперимента у школьников формировалось сложное представление о целостной ситуации басни как образное отражение содержания ее. Одновременно с этим формировались и представления об отдельных объектах (персонажах) целостного образа. Анализ эксперимент тального материала показал существенные различия -в формировании представлений о ситуации басни и об отдельных персонажах. Вследствие этого: мы будем отдельно освещать процессы формирования представлений о ситуации басни и I об отдельных персонажах. Как уже указывалось, в экспериментах первой серии обнаружились 3 группы школьников, соответствующие 3 фазам формирования представлений о ситуации басни. Представления первой группы школьников, находящихся на первой фазе формирования, характеризуются недостаточнойосмысленностью, схематичностью и недифференцированностью образа. Из содержания каждой басни следует, что все персонажи находятся -в определенных связях^ и отношениях. На первой фазе формирования представлений, как правило, не отражаются эти связи и отношения персонажей, выражающие смысловое содержание басни. Все персонажи присутствуют в рисунке, но они рядоположены, каждый из них изо-,.бражен сам по себе без взаимной связи с другими. В рисуй-- ках к басне «Свинья под дубом» изображен дуб и рядом с ним свинья, повернутая в противоположную сторону от дуба. В рисунках к басне «Ворона и Лисица» изображены лиса и ворона, но отражения связей между ними нет, лиса не «на цыпочках подходит, с 'вороны глаз не сводит», а отвернулась от вороны, смотрит о противоположную сторону. Можно было бы привести еще ряд фактов, однако и этих достаточно, чтобы показать отсутствие в образном отражении смысловых связей и отношений между персонажами басни. В представлении сохранились только внешние пространственные признаки ситуаций и не отражаются правильно пространственные отношения и положения одного персонажа по отношению к другому. Недостаточное осмысливание пространственных отношений и положений выражает недостаточное осмысливание содержания басни. Таким образом, пред-? ставления о ситуации, находящиеся на первой фазе формиро- \ ван-ия целостного образа, характеризуются чрезмерной гене-рализованностью, недифференцированностью и недостаточной осмысленностью. Представления второй группы школьников, находящихся на второй фазе формирования, правильно отражают общее пространственное расположение персонажей, однако и у этой группы школьников еще отсутствует правильное отражение взаимосвязи.между персонажами. В представлениях этой группы школьников заметно проявляется дифференцирован-ность образа, обнаруживается способность отграничения общего от единичного и наблюдается первоначальное обобщение. Однако обобщения возникают на недостаточном уровне дифференцированное™, вследствие чего обобщению подвергаются как адкеватные, так и неадекватные признаки. Из изложенного следует, что на второй фазе формирования представлений значительно возрастает уровень диффе-ренцированности и первоначальных обобщений, однако эти i процессы еще недостаточно совершенны и имеют ряд существенных недостатков. Школьники третьей группы, находящиеся на третьей фазе формирования представлений, правильно отражают смысловое содержание басни. В их представлениях отражаются1 связи и отношения между персонажами, устанавливаются: правильные соотношения.между общим и конкретным, отграничиваются существенные стороны и качества от несущественных. В результате этого возникает осмысленный и адекватный образ ситуации басни, правильно отражающий ее содержание. Уже в первой серии экспериментов обнаружились существенные индивидуальные и возрастные особенности в фазовой структуре формирования представлений. Для -того чтобы конкретно представить себе индивидуальные и возрастные особенности в фазовой структуре формирования представлений у школьников 4—б-х классов, приведем обобщающую таблицу. Таблица 1 Распределение школьников 4—6-х классов по фазам формирования представлений (в %)
Приведенные в таблице данные показывают, что школьники одного и TQro же возраста находятся на разных фазах формирования представлений о ситуациях басен. При отражении содержания басни «Свинья под дубом» представления 30% школьников 4 класса находятся на первой фазе формирования, 70%—на второй фазе и ни одного школьника — на третьей фазе. После прочтения басни «Волк и Ягненок»-у 12, 6% школьников 5 класса возникли представления, характерные для первой фазы, представления 56% пятиклассников
7 Ученые записки, т. 420
I Г! i ■ I If соответствовали второй фазе и 31, 5% пятиклассников — третьей фазе./Экспериментальные данные таблицы убедительно показали, что представления школьников одного и того же возраста в зависимости от знаний и опыта находятся на различных фазах.^Распределение школьников одного возраста по фазам является важнейшим показателем типичных индивидуальных особённостей^ГНо в пределах одной и той же фазы представления школьников также имеют различия^ Та, -кого рода индивидуальные.различия являются показателем индивидуальных отклонений в пределах типической группы школьников. Психологическое содержание типических различий обусловлено различием чувственного опыта и в особенности осмысливанием чувственных данных. Высказанные положения подтверждаются особенностями представлений, возникших после прочтения знакомого и незнакомого текста., После 'восприятия текста басни «Волк и Ягненок» пред Более.низкий уровень-формирования представления во втором 'случае обусловлен меньшей степенью совпадения чув-стнснпых данных рассказа с опытом школьников и большей трудностью осмысления содержания рассказа. Аналогичные данные получены у школьников 4 класса. Если сопоставить распределение этих школьников по 'фазам формирования 'представлений, возникших на основе усвоения басен «Свинья под дубом» и «Ворона и Лисица», то обнаружатся весьма существенные различия. Как уже указывалось" после усвоения содержания басни «Свинья под дубом» представления 30% школьников 4 класса характерны для первой фазы, 70%—соответствуют второй фазе и ни одного — третьей фазе. После же усвоения басни «Ворона и Лисица» 100% школьников 4 класса находилось на высшей, третьей фазе формирования представлений, Такие чрезвычайно большие различия в формировании представлений обусловлены тем, что школьники 4 класса были хорошо знакомы с содержанием басни и. до эксперимента рисовали иллюстрации к ней. Распределение школьников по фазам формирования представлений зависит от особенностей взаимоотношения восприятия, представления и мышления, характерного для той или другой группы школьников. Высказанное положение относится как к формированию сложного образа о ситуации басни, так и к формированию образов об отдельных персона-жах^; Однако при формировании правильных 'представлений
Чй
|