Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упущенные возможности






 

 

То, что социальное бытие человека предполагает две самостоятельные линии жизни может быть понятно каждому рефлектирующему сознанию, для чего достаточно прибегнуть к самому элементарному самоанализу. Первая линия – это та, в которой мы «варимся» в повседневном нашем существовании, выстраивая планы, выматывая себя на работе или, быть может, пребывая в ленивом простодушии, и т.д. Вторая же линия представляет собой цепочку нереализованных, или, иначе говоря, упущенных возможностей, к которым мы мысленно волей-неволей возвращаемся, восстанавливая в памяти ход минувших событий, хотя можем и забыть некоторые его звенья на довольно долгое время, особенно если с первой линией всё обстоит достаточно сносно. Речь идет, как становится ясно, о виртуальной жизни, однако не существующей только в физическом мире, так сказать de fakto, но которая часто даёт о себе знать по всем законам реального действия. Особенно эта жизнь активизировалась в последнее время, в связи с распространением нового вида человеческой коммуникации, именуемой Интернетом. Благодаря этому чудодейственному средству человек всё более абстрагируется не только от внешней формы пространства, но и от живого хода времени, сбрасывая с себя тем самым груз общей истории вместе с присущими ей проблемами культурно-назидательного характера. Не отдавая себе отчета, наш современник всё более предпочитает реальному «миру вещей» мир совершенно иного порядка – мир сугубо своих и чужих представлений. Его социальное бытие смещается в сторону виртуального измерения, сквозь призму которого он начинает заново оценивать своё прошлое и настоящее. Дело в том, что в мире представлений даже самый закомплексованный интроверт может почувствовать себя буквально творцом своей собственной жизни и судьбы, поскольку, казалось бы, всё здесь находится под твоим непосредственным контролем. Однако вспомним изречение самого классического философа всех времен и народов – Георга Вильгельма Фридриха Гегеля: «человек – есть целый мир представлений, погруженных в ночи Я». Так что вместе с Интернетом в мир человеческих отношений незаметно прокрадывается и «ночь», хотя, понятно, что эта ночь не лишена очертаний и красок. В качестве очертаний здесь выступает многообразие информации, а в качестве красок – многообразие предлагаемых к контакту лиц-образов. Что касается информации, то для любого специалиста Интернет является превосходнейшей кладовой, откуда можно в любое время извлечь желаемый для дела материал. Однако речь идет не о нём и не об информации в плане познания, а о контактах. Тяга к контакту в виртуальных условиях имеет особый привкус, поскольку право выбора всегда остаётся за тобой и, более того, ты можешь выставить напоказ свои наиболее удачные на твой субъективный взгляд изображения и в этом случае, забросив их в качестве приманки, опять же находить для себя желаемых партнеров по виртуальному общению. Однако контакты, например, с одноклассниками, или вообще с теми, с кем ты когда-то был в близких связях в прошлой, но реальной жизни далеко не просты по своим последствиям, поскольку они затрагивают небезболезненную тему упущенных возможностей. Отсюда и происходит столкновение линий: виртуальное агрессивно врезается в реальное и, наоборот, реальное бесцеремонно нарушает принцип невмешательства, вторгаясь на чужую территорию. Так, восстанавливая отношения с бывшими знакомыми, с которыми вы были когда-то связаны лично, можно задеть за живое тех с кем реально приходится переживать житейские взлеты и падения. Понятно, что «задеть» можно по-разному, например, элементарным равнодушием к ближним, к семье, к отечеству, к миру в целом, к Богу, наконец. Дело в том, что в виртуальной жизни ты абсолютно атомистичен, ты - вне каких-либо связей с реальным миром, с Абсолютом, для тебя безусловным выступает только реальность твоего индивидуального ego и того, с кем ты вступаешь в данный момент в контакт. Убрать контактируемого, если он исчерпался в желаемом для вас отношении, можно без проблем, или, как ныне говорится, – легко, нажав только на соответствующую клавишу, как, впрочем, и вызвать его из «небытия» не представляет собой никакой сложности. Вступить же в отношение с другим виртуальным индивидом из прошлого, кроме простого чувства любопытства и желания как бы заново проиграть свою жизнь по импровизированному сценарию, подталкивает ещё одно чувство – чувство неудовлетворенности реальным, настоящим положением вещей, о чем когда-то хорошо напевал один персонаж – «А мне всегда чего-то не хватает: зимою лета, осенью - зимы …». Если серьезно, то чувство неудовлетворенности, как это подметил в свое время мудрый Сократ, незаметно сопровождает каждого на протяжении всей земной жизни и совсем независимо от того, каковыми материально-духовными возможностями вы обладаете на данный момент. Философия, с точки зрения этого чувства, всего лишь один из способов как-то на время приглушить его навязчивую склонность быть вашим по жизни спутником. Стоит только прервать какие-либо активные занятия, стоит только расслабиться, пустив на самотек свои мысли, как оно само начинает вам напевать свой заунывно-экзистенциальный мотивчик. Не случайно же подметили, что лучший отдых – это смена деятельности.

Итак, жизнь, понимаемая как цепочка упущенных возможностей, в настоящее время, т.е. во времена господства виртуального миропорядка, не является поводом для уныния. Боле того, эта цепочка может быть вполне золотой, так как. предоставляет индивиду шансы преобразовать упущенное житие в форму плодоносящего контакта. Весь вопрос, правда, в том, чтобы понять, а каковы эти плоды? По видимости они, конечно, золотые, а, по сути?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал