Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О категориях социологии
На наш взгляд, в настоящее время проблема категорий в социологии (как и в других науках) актуализировалась, что связано с возрождением интереса к ним как неким универсальным характеристикам социального бытия, которые в то же время выступают константами логики. Она (проблема) возникла как движение контрпост- модерна (постпостмодернизма), отразив реакцию и намерение возродить критерии научности. Это требует ответа на вопрос - а есть ли некие фундаментальные со- циальные константы? Встает проблема статуса (гносеологического и онтологического) этих универсалий: существуют ли они реально или они продукты аналитической работы мысли? В этой связи напомним некоторые идеи философской науки о категориях. Впервые наиболее полное и систематическое учение о категориях мы находим у Платона и Аристотеля. Если в ранней греческой философии, когда бытие и мышление еще различались слабо, категории выступали в виде основных элементов материи в ее непосредственной данности (земля, вода, воздух, огонь, эфир), то в связи с возникшим интересом к проблеме сознания и познания, разума и науки категории приобретают логический смысл и формулируются как обобщенные, отвлеченные понятия. У Пла- тона их было пять - сущее, движение, покой, тождество и различие, а у Аристотеля - десять, которые он затем свел к трем основным - сущности, состоянию и отношению. В их интерпретации категории - это схемы суждений и умозаключений: то, что выска- зывается о сущем, подпадает под ту или иную категорию [2]. Принципиально новый этап в развитии учения о категориях связан с именем И. Канта (1724-1804). Категории для него - условие возможности синтеза, то, что формирует, конституирует опыт. Категории существуют априори, предшествуют всякому опыту, выражают логические функции всех возможных суждений. В соот- ветствии с видами суждений Кант строит и классификацию четырех видов категорий: категории количества (единство, множество, всеобщность); категории качества (реаль- ность, отрицание, ограничение); категории отношения (принадлежность, причинность, общение); категории модальности (возможность, существование, необходимость). В послекантовской философии произошел существенный сдвиг в анализе кате- горий - предметом исследования стали идеи разума, формы умозаключений, взаимо- отношение которых выражается принципами тождества, противоречия и снятия его в синтезе. При этом категории трактовались вне связи со структурой языка, а как нечто сущее само по себе и реализующееся в природе и человеческом духе [3]. Для социологической науки, на наш взгляд, особое значение имеют идеи Ф. Шел- линга (1775-1854), который, исходя из тождества субъекта и объекта, рассматривал развитие двух видов категорий — категории природы, связанные с определениями объектности и разворачиваемые в натурфилософии, и категории субъективности, связанные с актами сознания и самосознания. Такой подход положил, на наш взгляд, начало тому, что в XIX, а затем в XX веках отчетливо стала складываться и форми- роваться дифференциация категорий в соответствии с различными областями научного знания. Иначе говоря, каждая наука стала претендовать на то, что ей характерна своя система категорий, которая может частично совпадать со всеобщими категориями и которая в то же время претендует на свое понимание и свою трактовку этих предельно широких универсалий [4]. В этой ситуации при трактовке категорий проис- ходило смешение или абсолютизация то ли онтологического, то ли гносеологического, то ли психологического их понимания, хотя в рамках философско-методологической рефлексии они неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга. В этих условиях социальные науки объектом своих исследований окончательно избрали социальную реальность — общественную жизнь. В соответствии с этим
|