Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логическая структура категорий и понятий в социологии






Категории Категории всеобщности (вселенная, ноосфера, мир, общество) Категории качества (цивилизация, формация, культура, устойчивое развитие) Категории объективности (социальные отношения, социальное развитие, социальные процессы, социальные институты) Категории субъективности (сознание, личность, классы, страты) Категории изменений (социализация, управление, модернизация, конфликт)   Понятия По объему Универсальные (тождественны категориям) Неуниверсальные (стимул, установка) По природе Безотносительные (крестьянин) Относительные (квалифицированный рабочий) По содержанию Абстрактные (социальная среда) Конкретные (родитель) По объему и содержанию Сложные (город, организация) Простые (проступок, протест) По структуре элементов объема Собирательные (диаспора, партия) Несобирательные (человек, родившийся в 1950 г.) По предназначению Обобщающие (социальный институт) Констатирующие (забастовка)

1) Категории всеобщности (вселенная, ноосфера, общество, мир), без которых не

может обойтись ни один представитель социальных наук (в том числе и социологии),

когда он задается вопросом - а какие универсальные и фундаментальные представле-

ния о мире могут быть использованы при осмыслении социального бытия. Подобная

направленность (и необходимость) изысканий породила целый букет различных со-

циальных теорий, которые претендуют на предельно широкие обобщения явлений

окружающего мира. Такая тенденция не обошла стороной и социологию. Наиболее

наглядно оно проявилось в мир-системных моделях И. Валлерстайна, в творчестве и в

трудах глобалистов, транзитологов, геополитиков, теоретиков безопасного мира.

2) Категории качества (цивилизация, формация, культура, устойчивое развитие), ко-

торые показывают степень и уровень освоения мира, эффективность их функцио-

нирования и обеспечения рациональной организации общественной, групповой и инди-

видуальной жизни. Без их использования невозможно осуществить сравнение в рамках

" прошлое - настоящее", сопоставлений типа " у них - у нас", понять, что и каким обра-

зом характеризует степень оптимальности развития тех или иных социальных групп,

институтов, организаций.

3) Категории объективности (социальные отношения, социальное развитие, социаль-

ные процессы, социальные явления и институты), которые конкретизируют сущность

и содержание той исторической эпохи, в которых живет и творит человек. В них нахо-

дят отражение основные особенности и специфика, которые характерны для всего

мира, но в его конкретно историческом обличье. Именно при помощи этих категорий

возможно описание, анализ таких процессов как довление тех или иных форм общест-

венной жизни, формы политической власти, исторически сложившиеся типы поселен-

ческих структур и т.п.

4) Категории субъективности (сознание, личность, классы, страты), которые харак-

теризуют активное, творческое (или потенциально творческое), заинтересованное на-

чало в деятельности общества. Они в своей постановке вопроса содержат u1089 самые об-

щие ориентиры, требующие при их применении в исследовательской практике опера-

ционализации, ибо их использование в самом общем виде дает только (и то в лучшем

случае) ориентировочный эффект.

5) Категории изменений (управление, регулирование, социализация, модернизация,

конфликт), которые характеризуют механизм, направленность, способы и методы осу-

ществления преобразований. Данные категории претендуют на отражение созида-

тельного участия в преобразовании окружающего мира, что находит выражение в

применении таких универсалий как прогноз, предвидение, программирование, социаль-

ный эксперимент, социальные организации. Они в известной степени выражают кате-

гории модальности, связанные с представлениями о необходимости, возможности и

целевых установках.

Значение этих категорий для социологии велико, потому что, во-первых, они

позволяют в обобщенном виде, исходя из специфики социологического знания, тракто-

вать универсальные процессы и изменения, происходящие в социуме с позиций социо-

логии науки. Во-вторых, эти категории выполняют интегрирующую роль для самых

различных потоков информации, централизуют ее, объединяют их вокруг коренных,

принципиальных вопросов социальной жизни. В-третьих, категории выполняют роль

коммуникации, без которой невозможно совместное и сопоставимое творчество, даль-

нейшее развитие научного знания, его дополнение, обогащение, совершенствование,

углубление. И наконец, эти категории роднят социологию с другими социальными

науками, образуя единое смысловое поле, без которого невозможно представить эво-

люцию и прогресс в развитии социальной мысли.

Вместе с тем, мы должны видеть и ограничения, которые накладывает исполь-

зование в социологии этих универсалий - категорий.

Во-первых, эти категории в своем большинстве априорны, декларативны, и могут

выражать свою сущность в самом общем, предельно обобщенном виде. Во-вторых,

они многозначны, по-разному трактуются не только среди различных социальных наук,

но внутри самой социологии, различными школами и концепциями. Так, по утвержде-

нию ряда исследователей, только определений культуры насчитывается свыше 160

наименований, а ЛИЧНОСТИ — более 200. В-третьих, и это особенно важно - они не опе-

рационализуемы. В таком случае социология, не отказываясь от использования этих

категорий, часто переходит на позиции социальной философии, чтобы иметь возмож-

ность обобщения и оперирования некими универсалиями.

Таким образом, категории социологии - это предельно универсальные, фунда-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал