Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зачем любить врагов и подставлять другую щеку






 

" Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (от Матфея, 5: 43-44).

Не только Иисус призывал любить врагов. Буддисты говорят, что самые лучшие учителя человека – это его враги, а Лао-Цзы учил, что " нет беды тяжелее, чем ненавидеть противника".

Зачем любить своих врагов?

 

Почему появляются враги у человека? Кто является врагом?

Во-первых, люди сами являются причиной того, что появился враг. Каждый человек в какой-то степени ответственен за существующее в мире зло. Это можно заметить как в истории, так и во взаимоотношениях между людьми. Есть люди, у которых много врагов, есть люди, у которых, кажется, в принципе не может быть врагов. Каждый человек время от времени становится участником то конфликта, то соперничества, то еще какой-нибудь враждебности со стороны других людей. Но отдельные конфликты благополучно разрешаются, если конфликт решается на основе разума, и враги перестают быть врагами. И некоторые враги – не на всю жизнь враги. Ни один враг не появляется " на пустом месте", без соответствующей причины. Значит, сам человек виноват, что у него появился враг. А раз так, то если от врага избавиться, появится другой. И неправильно говорить, что " нет человека – нет проблемы".

Н.Бердяев говорит, что даже причина войны – в самих людях. " Война не есть источник зла, а лишь рефлекс на зло, знак существования внутреннего зла и болезни. Такова природа всякого материального насилия – оно всегда вторично, а не первично" (Н. Бердяев, " Судьба России"). " Война лишь проявляет зло, она выбрасывает его наружу. Внешний факт физического насилия и физического убийства нельзя рассматривать как самостоятельное зло, как источник зла" (Н. Бердяев, там же).

 

Во-вторых, все в природе взаимосвязано, и наша ненависть в ответ на чью-то ненависть только увеличивает ненависть. И зло в ответ на зло – только увеличивает его. Злом невозможно победить зло. Ненависть умножает ненависть; насилие умножает насилие, и жестокость умножает жестокость, умножая процессы разрушения. Самое большое заблуждение, из-за которого в мир пришло много зла, состоит в том, что будто бы можно делать зло безнаказанно: " что посеял человек, то и пожнет".

Гегель, " Философия религии", сказал, что “невинного страдания не бывает, страдание всегда есть вина”. И люди, которые кажутся невинными жертвами, все-таки чувствуют свою виновность, и ведут себя соответственно. Нет никого, кто был бы свободен от ошибок. Целители говорят, что тот человек, который на физическом плане стал жертвой какого-то преступления, на тонком плане является разбойником. Потому что он сам своим негативом привлек к себе преступника. Что человек делает в этой жизни – то с ним сделают в следующей.

 

В-третьих, почему это лучше – любить своих врагов?

Любить врагов – не то же самое, что любить, например, детей или родителей. Любить врагов – не значит объясняться им в любви, а – не испытывать ненависти к ним, понимая, что сами виноваты в том, что они появились. Причина негативного отношения других людей к нам – негатив в нас, от которого лучше избавиться, отказаться, чтобы он не стал причиной новых проблем или болезней.

" Тема зла – основная тема жизни. Беспощадное и злое отношение к злу и злым может обернуться новым злом, и часто оборачивалось. Беспощадное уничтожение зла и месть злым порождает все новое и новое зло. Человек попадает в безвыходный круг. С этим связана евангельская тема об отношение к врагам, это – другое выражение отношения к злым". Далее Н.Бердяев пишет, что Создатель не должен устранять зло актом силы. Путь к лучшей жизни лежит только через развитие, главное в котором – отказ от зла, т.е. эгоизма, ненависти.

Психиатры считают, что ненависть является причиной многих наших болезней и негативных состояний. Еще больше видят целители, которые говорят, что ненависть разрушает наше здоровье, личность и судьбу, а любовь, как отсутствие ненависти, злобы, раздражительности, положительно влияет на наше здоровье и состояние, и что учиться любить – это учиться быть здоровыми.

Человечество ходит по замкнутому кругу на одном уровне, где ненависть рождает новую ненависть, войны рождают новые войны, уже много тысяч лет. И будет ходить ровно до тех пор, пока не обратится к разуму. Если на ненависть отвечать ненавистью, то она умножается, и тогда врагов будет все больше. И только разум, который исходит из любви, помогает сгладить конфликты, примирить врагов, предотвратить войну, избежать других тупиков, в которые гомосапиенс сам себя загнал. Именно отсутствие и разума, и любви привело человечество к тому тупику, в котором оно сейчас находится. И выход из этого тупика – отказ от ненависти и обращение к разуму, и от этого только выиграют все.

Иисус, когда призывал " Любите врагов ваших", и Лао-Цзы, когда призывал к тому же, и буддисты, которые говорят, что лучшие учителя человека – это его враги, говорили, что лучше все вопросы решать, обращаясь к разуму, взаимоуважению, отказываясь от ненависти. У человека две природы – низшая, животная, и высшая, духовная. И ненависть как раз происходит от его животной природы, а любовь, взаимопонимание, стремление уладить конфликты происходит из его духовной природы. И удержаться от ненависти и проявить любовь – значит возвышаться над своей низшей природой, идти в направлении реализации себя.

Любить врагов – значит не отвечать им злом на зло. Лучше для всех – быть в разуме и решать вопросы на основе разума. Если бы все люди старались так поступать, то давно уже история шла по другому пути, и не было бы ни у кого врагов.

 

И уже понятнее, почему лучше – подставлять другую щеку. " А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (от Матфея, 5: 38-39). Не отвечай злом на зло, не умножай зло, которого в человеческом обществе всегда хватало.

Многие не могут принять Учение Иисуса Христа из-за того, что не понимают его. Что значит – подставлять другую щеку? Ситуации, которые происходят с человеком, случаются не только " почему", но и " для чего". Если начальник вызывает " на ковер", или дома муж, или жена начинают отчитывать, значит, во-первых, есть за что, и надо, зная, что есть причина, не впадая в чувства, не обижаясь и не осуждая, стать выше ситуации, проявить разум, терпимость к людям и к ситуации и найти разумный выход.

Есть разный уровень развития людей и, соответственно, разный уровень понимания происходящего. Н.Бердяев, " О назначении человека", говорит: " Подставить щеку обидчику можно лишь в порядке благодатном, как духовный подвиг и просветление, как обнаружение силы большей, чем та, которая обнаруживается в физическом насилии над обидчиком, в дуэли". Не ответить на оскорбление может трус, но на более высоком уровне не ответить оскорблением на оскорбление есть духовный подвиг – как понимание, что если человека оскорбили, то он сам виноват, и правильное, разумное действие есть не воздаяние злом за зло, а уменьшение зла, разумное решение конфликта. Остановить подлеца, постоять за себя и других, восстановить справедливость – всегда считалось доблестью и геройством и всегда вызывало уважение. Это есть более высокая ступень по сравнению, например, с трусостью или безразличием. Но еще более высокой ступенью является, как учил Иисус, любить врагов. Желание " не связываться" не есть более высокая ступень, потому что это есть презрение. Врагами считают тех людей, которые приносят неприятности и проблемы. Но проблемы у людей появляются как знак их несовершенства, и проблема указывает на этот отход. Любовь к врагу проявляется на более высоком уровне развития человека.

Человек на любом уровне может поступить разумно, это будет лучшим выходом для него. Иисус просил за своих мучителей: " Отче! Прости им, ибо не знают, что делают".

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал