![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Памятники ^ ^ Источники
Отдельное художественное Произведение Отношения сходства Генетические связи I Художественный процесс I История I Факторы (" силы") Этот порядок следует определенному логическому принципу: каждая последующая исследовательская зада- 8 | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР I история искусства как наука \ 9
ча уже предполагает " логически" — но никоим образом не практически — решение предшествующей задачи. Я могу приступить к изучению отдельного художественного произведения лишь после того, как научная критика памятников, собрав критически выверенные источники, удостоверит внешний состав произведения, его " текст". А до этого уже должна быть определена сущность искусства, т. е. конкретно сущность произведения искусства, ибо только тогда я буду знать, какие произведения принадлежат искусству и потому могут стать предметом историко-худо-жественного рассмотрения, а какие — нет. Устанавливать путем сравнения черты сходства между произведениями искусства я смогу лишь постольку, поскольку я до этого уже сумел понять отдельные произведения, которые надо сравнить; в противном случае сравнение будет поверхностным или фрагментарным. Генетические связи между произведениями рассматриваются на основе отношений сходства. Изучение генетических связей в свою очередь создает базис для реконструкции художественного процесса, прошлого " как оно, собственно, было" (Ранке), и процесс этот с помощью абсолютных хронологических дат, почерпнутых из всевозможных изученных источников, вписывается в координаты определенного исторического периода и тем самым становится историей. Однако сущность процесса я пойму лишь тогда, когда смогу свести отрезок реконструированной таким образом истории — например, ту или иную эпоху — к факторам, обусловившим художественный процесс. Понятно, что in praxi* дело обстоит иначе. Конечно, изучение отдельного художественного произведения логически уже предполагает понятие о том, что есть искусство и художественное произведение. Однако на практике результаты, полученные при изучении отдельных произведений, могут модифицировать это понятие. Чтобы правильно реконструировать материальный состав памятника, я в зависимости от обстоятельств, например, при отсутствии источников, должен буду исходить из гипотети- * на практике (лат.) ческого понимания художественного произведения как целого, хотя с логической точки зрения такое понимание может быть достигнуто лишь после того, как полностью удостоверен весь " текст". Правильность интерпретации отдельного художественного произведения нередко проверяется тем, " соответствует" ли истолкованное таким образом произведение, хронологически и топологически фиксированное в определенном месте, тому историческому художественному процессу, в котором оно возникло. Так протекает исследование in praxi и во множестве иных случаев, опираясь на предварительные знания более высоких ступеней. Порядок методов Каждая из этих логически следующих друг за другом ступеней использует понятия вполне определенного логического типа, и методы каждой ступени предполагают эти понятия. Так, например, " сходство" (частичная одинаковость) — а на установлении отношений сходства основывается всякое сравнение произведений искусства, весь сравнительный метод, — сходство представляет собой понятие совершенно иной логической структуры и значимости, нежели понятие генетической связи (" происхождение из..."), основополагающее для всякого выведения форм, мотивов, стилей и т. д., т. е. для всего генетического метода. Эти вещи — логическая иерархия исследовательских задач, специфическая логическая структура " основных понятий" на каждой ступени — в свою очередь логически " предшествуют" развитию методов. Методические вопросы — это всегда вопросы о пути. Однако вопросы об исходном пункте и о целях предшествуют вопросам о пути. Уже одно это показывает, что о методе истории искусства можно говорить, лишь отдавая себе отчет в условности этого словоупотребления. Ибо каждая логически самостоятельная исследовательская задача имеет и развивает свои собственные, только ей присущие методы, часто более близкие методам аналогичных ступеней исследова-
|