Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники предложения рабочей силы
Важное место в политике регулирования занятости занимают выявление и анализ источников формирования предложения рабочей силы. Общим и основным таким источникам являются трудовые ресурсы страны. Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. Трудовые ресурсы включают в себя как людей, занятых экономической деятельностью в различных отраслях, так и не занятых, но которые могут трудиться, т. е. речь идет о реальных и потенциальных работниках. Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы. В этой связи совершенно очевидно, что трудовые ресурсы по мере их расходования и старения подлежат восстановлению и развитию. В основе такого восстановления лежит воспроизводство народонаселения страны. Под воспроизводством населения понимается процесс непрерывного возобновления поколения людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности. Различают три типа воспроизводства населения: - расширенное воспроизводство, для которого характерно превышение числа рождений над числом смертей; - простое воспроизводство, для которого свойственно отсутствие прироста населения, поскольку число рождений равно числу смертей; - суженное воспроизводство, когда смертность превышает рождаемость и происходит абсолютное сокращение населения, а следовательно, и трудовых ресурсов страны.
Трудовые ресурсы важнейшая составляющая и показатель экономического роста. Именно с их помощью, с учётом их состояния и развития оценивается трудовой потенциал странны, представляющий собой возможные количество и качество труда, которыми располагает общество при данном уровне развития науки и техники. Структурно трудовые ресурсы включают две составляющих: экономически активное и экономически неактивное население (см. рис.3.9). Экономически активное население (или рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Количественно эта категория включат численность занятых экономической деятельностью и безработных. Экономически неактивное – это население, которое не входит в состав рабочей силы. Оно включает следующие категории: -учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведений; -лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а так же получающие пенсии по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста; -лица, получающие пенсии по инвалидности; -лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.; -лица, отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие поиск работы, исчерпавшие все возможности её получения, но которые могут и готовы работать; -другие лица, у которых нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
28. Институциональный механизм регулирования рынка труда. Институциональный механизм регулирования можно представить как систему форм, методов, средств воздействия на субъекты рынка труда, на их социально-экономические отношения. Институциональный механизм следует расценивать как противовес неуправляемым процессам рыночного механизма. Структурно в составе институционального механизма можно выделить следующие наиболее важные элементы: - государство, реализующее в процессе регулирования макроэкономические, общенародные задачи; - профессиональные союзы, олицетворяющие интересы основной массы наёмных работников; - ассоциации предпринимателей, выступающие как представители многочисленного отряда работодателей; - средства массовой информации, осуществляющие критический анализ и общественную оценку происходящих на рынке труда процессов. Каждый из перечисленных элементов оказывает влияние на рынок труда присущими ему методами и в рамках своих возможностей. Наиболее богатым, естественно, является государственный арсенал средств, форм и методов регулирования рынка труда. В этом арсенале можно выделить три основных блока: правовой, экономический и организационный. Предназначение правового блока заключается в законодательной регламентации общественных отношений в сфере труда, занятости, образования и профессиональной подготовки, охраны здоровья населения, социальной защиты лиц, временно не занятых трудовой деятельностью. Через экономический блок государство посредством прямого бюджетного финансирования, через налоговую, инвестиционную и финансово-кредитную политику осуществляет поддержку образования и здравоохранения, повышает экономическую заинтересованность предпринимателей в создании рабочих мест, приёме на работу людей, не способных на равных конкурировать на рынке труда, оказывает различные виды поддержки лицам, желающим трудиться, но не имеющим работы, участвует в финансировании общественных работ для безработных. Используя организационный блок, государство создаёт и совершенствует деятельность органов по труду и занятости, систему материальной поддержки на случай потери работы, которые ведут учет безработных и свободных рабочих мест, оказывают содействие незанятому населению в поиске работы, профессиональной подготовке и переподготовке, организуют для незанятого населения общественные работы, оказывают содействие безработным в организации самозанятости. Профсоюзы, организации предпринимателей, средства массовой информации осуществляют своё влияние на рынок труда, главным образом, косвенным способом, через инициируемые ими решения государственных органов, вырабатываемые под воздействием требований, обращений и пожеланий субъектов рынка труда. В качестве субъектов рынка труда выступают носители, исполнители и представители хозяйственных и социально-трудовых интересов. Эти субъекты связаны между собой и государственными органами так называемыми линиями связи. К носителям принято относить социальные группы, которые отличаются одна от другой рядом признаков: имущественным состоянием, доходами, профессиями, отраслевыми и региональными интересами. В частности, это собственники средств производства (работодатели) и собственники рабочей силы (наёмные работники). Каждая из этих групп имеет свои интересы. Обращаясь индивидуально в государственный аппарат отдельные лица из состава этих групп образуют первую линию связи в институциональном механизме регулирования рынка труда. Государственный аппарат всегда с большим вниманием отнесётся, например, к заботам и требованиям объединения работодателей, чем отдельного, тем более мелкого предпринимателя. Поэтому носители социально-трудовых интересов объединяются в союзы, ассоциации, среди которых наиболее известны профсоюзы, ассоциации работодателей, фермеров, различных торговцев, банковских учреждений и т.п. Такие объединения являются представителями соответствующих социально-трудовых интересов. Самыми могущественными представителями социально-трудовых интересов считаются профсоюзы и ассоциации работодателей. Они взаимодействуют на рынке труда, осуществляя собственные концепции социально-экономической политики, стремясь к максимальному воздействию на государственные структуры и друг на друга. Они имеют свои печатные издания, значительные финансовые средства, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Консультации, советы, рекомендации, меморандумы и иные способы влияния этих объединений на органы государственного экономического регулирования составляют вторую линию связи на рынке труда. Как правило, в тесной взаимосвязи с представителями интересов действуют различные партии. Третьим субъектом институционального механизма регулирования рынка труда являются исполнители социально-трудовых интересов, которые призваны осуществлять реализацию программ государственной экономической политики. Они образуют третью линию связи в механизме регулирования. К исполнителям социально-трудовых интересов следует отнести органы трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, и в частности, Министерство труда; Республиканскую, областные, городские и районные службы занятости; отделы и управления по труду и социальным вопросам при исполнительных комитетах советов (за рубежом – трудовые и социальные суды). Линии связи воплощают в себе по существу каналы действий государственных структур и субъектов социально-трудовых отношений, по которым собственно и осуществляются самыми различными способами соответствующие регулирующие воздействия. Носители и представители социально-трудовых интересов, например, используют такие способы влияния на государственную экономическую политику, как: средства массовой информации, демонстрации, манифестации, кампании гражданского неповиновения, сбор подписей, обращения в суды и т.п. Органы государственной власти, в свою очередь, применяют средства административного и экономического воздействия на носителей и представителей социально-трудовых интересов: трудовое и хозяйственное законодательство, налогообложение, пенсионное законодательство, льготное кредитование, санкции, штрафы и т.п. Функционирование институционального механизма не только не исключает влияние рыночного механизма, а наоборот, подразумевает сохранение его природы, качественной специфики. Рынок труда успешно выполняет необходимые функции, если он является конкурентным, представляет собой самонастраивающуюся систему и одновременно подвержен регулированию. Институциональное вмешательство при этом должно ограничиваться теми сферами, где действие рыночных сил не может дать нужного эффекта обществу и отдельному человеку.
|