Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночный механизм как объект государственного воздействия






В реальной действительности в цивилизованных странах государственное регулирования занятости трудоактивного населения осуществляется с учетом и использованием специфики функционирования рыночного механизма. И это вполне объяснимо. Ведь не смотря на присущую рынку труда стихийность и индифферентность к социально-экономическим и социально-психологическим проблемам общества, этот рынок обладает и достоинствами для экономики страны:

- облегчает и ускоряет процесс согласования личных, коллективных и общенародных интересов при расстановке работников в системе общественного разделения труда;

- способствует повышению эффективности труда за счет рациональной расстановки трудящихся по социальным сферам производства;

-улучшает выбор людьми профессии в соответствии с их способностями и стремлениями, с учетом общественных потребностей;

- является эффективным рычагом регулирования индивидуальных доходов, сближения их с общественно необходимым уровнем с учетом квалификаций и дефицитности профессий;

- в результате конкуренции работодателей за привлечение лучших работников улучшает условия труда и индивидуального воспроизводства рабочей силы.

Но для реализации этих достоинств необходим непрерывный мониторинг со стороны государства за состоянием и динамикой рынка.

Во всем мире принято считать, что в качестве объектов государственного регулирования рынка труда должны выступать ситуации, явления и условия социально-экономической жизнедеятельности, где возникают или могут возникать трудности, проблемы, которые не разрешаются автоматически, в то время как их разрешение срочно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. К ним относятся:

-социальные отношения между работодателями и наёмными работниками;

-трудовые отношения между работодателями и трудящимися, включая оплату и охрану труда, наем и увольнение работников;

-занятость, включая регулирование предложений рабочей силы и рабочих мест;

-помощь по безработице;

-подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

-распределение и перераспределения рабочей силы;

По характеру и содержательной направленности государственных регулирующих воздействий можно выделить следующие виды государственного регулирования в рамках рынка труда:

- защитное, предназначенное для ограничений действий, против которых отдельные группы населения оказываются незащищенными;

- стимулирующее, направленное на формирования условий, которые являются привлекательными для создания и развития определенных форм деятельности;

- ограничивающее, которое осуществляется для исключения действий отдельных лиц или групп, обеспечивающих им необоснованные преимущества перед другими участниками рыночных отношений;

- директивное, предусматривающее воздействия правительства на рынок труда с учетом интересов основной массы населения;

- экономическое, которое предполагает применение финансово-экономических мероприятий (налогов, субсидий), способствующих росту предложения на рынке труда либо повышения уровня занятости.

По способу воздействия на рынок труда государственное вмешательство может принимать формы прямого (непосредственного) или косвенного (опосредованного) регулирования.

При прямом воздействии государство через механизм регулирования влияет непосредственно на наёмных работников, работодателей, их организации, на общественные отношения в сфере труда и занятости (например, на установление минимальной зарплаты, порядка и процедуры увольнения с работы, и т.д.).

Косвенное регулирование осуществляется через общественные отношения и институты, находящиеся за рамками собственно рынка труда. Его результат в большинстве случаев сказывается на рынке труда через определённое время и иногда – спустя многие годы. Так, системы образования и здравоохранения не являются субъектами рынка труда, но качество образования молодого поколения, его здоровье во многом определяют в будущем ситуацию на рынке труда.

К числу государственных мероприятий косвенного влияния следует отнести:

Во-первых, комплекс мер по обеспечению рынка труда качественной рабочей силой (повышение общеобразовательного уровня населения и рост профессионально-квалификационной подготовки лиц наёмного труда);

Во-вторых, поддержание высокой работоспособности наёмных работников (соответствие реальной заработной платы стоимости жизненных благ, необходимых для нормального существования; оптимальное соотношение времени труда и отдыха; улучшение медицинского обслуживания лиц наёмного труда);

В-третьих, меры по защите и развитию конкуренции (ограничение экономической власти монополий и усиление конкуренции работодателей за рабочую силу; устранение всех видов дискриминации при приеме на работу).

Прямое регулирования рынка труда может проявлять себя в следующих мерах государственного воздействия:

- в регулировании социально-трудовых отношений между наёмными работниками и работодателями (законодательство о минимальной зарплате, занятости, здоровье, безопасности труда);

- в предоставлении государственных льгот и субсидий на поддержание занятости и создание дополнительных рабочих мест (льготы по налогообложению вновь созданным предприятиям, снижение налогов на доходы, направляемые на создание новых и расширение действующих производств).

- в создании и обеспечении функционирования системы содействия трудоустройству незанятого населения (учет вакантных рабочих мест и безработных, содействие трудоустройству, профессиональная ориентация и консультирование, профессиональная переподготовка и повышение квалификации незанятого населения);

= в формировании и использовании государственного фонда содействия занятости (финансирование деятельности служб занятости, мероприятий по организации занятости и само занятости, доплаты лицам, работающим на условиях неполной занятости, выплата пособий по безработице).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал