Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раннее творчество. Образ лирического героя
Мы настолько привыкли, что стих Маяковского является нам " весомо, грубо, зримо", что даже представить себе не можем, что лирический герой поэта может быть добрым и нежным. Вспомним его " Послушайте! " (1914), стихотворение с каким-то расслабленным ритмом, в котором рифма почти не ощущается. И начинается оно по-ребячьи непосредственно, словно окликнули вас на улице и не стихами, а прозой: Послушайте И вот перед нами разворачивается незатейливая картина: идут двое - он и она. Он - тихий и робкий. И еще - добрый. Она... Она - пугливая. Ей боязно оттого, что кругом темно. И она идет, поеживаясь от страха, боясь даже оглянуться по сторонам: а вдруг там страшное что-то... Впрочем, в стихотворении нет всего этого, в нем лишь брошен экономный штрих: герой говорит " кому-то". Кому? И здесь уже срабатывает фантазия читателя. Каждый по-своему дорисовывает в воображении представленную поэтом картину, придавая ей законченность либо любовного, либо чисто философского сюжета. После вступительных, звучащих риторически вопросов, говорится о действиях героя: И, надрываясь Ну, как можно было не внять такой отчаянной просьбе, такой мольбе? И Бог придумал звезды, зажег и рассыпал по всему небу, чтобы там, на далекой земле, девочка не боялась темноты... А юноша как будто и не осознает того, что он стал инициатором явления вселенского масштаба. Ему куда важней, что чувствует теперь девушка: " Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?! " - робко допытывается он у нее. Это для нее он зажег звезды так же просто, как поднял бы уроненный ею платок. Сколько же неосознаваемой доброты в его сердце, запаса человечности, если из-за такой простой причины способен вскарабкаться на небо к самому богу?!. Но лирический герой Маяковского бывал нахален и дерзок. С детской наивностью мог он спросить у толпы: " А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? " Я, мол, могу! Вот сейчас возьму водосточную трубу и сыграю. А вы сможете?! А спустя некоторое время он играл уже на флейте собственного позвоночника, как из футляра, вынимая его из спины. Он мог взобраться на эстраду и душевно признаться благочестивой публике: А если сегодня мне, грубому гунну, Мог также прочитать следующее, обращаясь к конкретным дамам и господам из зала: Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста О себе же мог сообщить с расчетом на эффект: Иду - красивый, Впрочем, к себе он обращался не только с комплиментами. Вот другая часть его самохарактеристики: " Милостивые государыни и милостивые государи! Я - нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие. Я - циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в десертную тарелку. Я - извозчик..." Герой Маяковского мог сшить себе черные штаны из бархата своего голоса, а из трех аршин заката - желтую кофту. Он мог спокойно выйти на площадь и надеть на голову целый квартал, словно рыжий парик; или же истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев покрыть" умную морду трамвая". Мог признаться, что он " равный кандидат и на царя вселенной, и на кандалы", и при этом, как бы между прочим, взять, надеть ошейник на Наполеона и повести его, как мопса. Эй! мог крикнуть он жителю планеты. К самой же планете мог обратиться как к чему-то равному себе: " Земля! / Дай исцелую твою лысеющую голову..." Вообще у него было ощущение соразмерности планетам, звездам, солнцам. Так, о луне он сообщал: " Идет луна -/ жена моя./ Моя любовница рыжеволосая". Особой неприязнью пользовалось у него почему-то солнце. Он постоянно придирался к нему, бросал вызовы, предъявлял претензии. Вот и на этот раз: " Солнце! / Чего расплескалось мантией? / Думаешь - кардинал? ". И, видимо, чтоб оно не зазнавалось слишком, брал его и моноклем вставлял в широко растопыренный глаз. Столь же просто и " нахально" обращался он и к небесному своду: Эй, вы! Фантазия Маяковского была неподражаема. Надо же было догадаться сказать: " Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок"! Или же: Полночь Поразительна не только способность Маяковского сдвигать и пускать галопом такие массивные вещи, но и то, что в этой бешеной скачке поэт успевает заметить и запечатлеть капельки дождя на " лысине купола". Он писал: " в дряхлую спину хохочут и ржут канделябры" - так, словно спинным мозгом ощущал их хохот и кривлянье. Его образы, метафоры и сравненья Маяковского отличались необычностью и неожиданностью. В них соотносились и прихотливо переплетались вещи, казалось бы, ничем не связанные друг с другом. Читатель не может не отметить такую колоритнейшую метафору, в которой соединились древность, экзотика и поэзия самого высокого класса: " Как чашу вина в застольной здравице, подъемлю стихами наполненный череп". " Нечеловечьей магией" называл он процесс творчества: " Творись, просветленных страданием слов нечеловечья магия". Не менее интересны и сравнения: - Упал двенадцатый час, Когда к сердцу подступало серьезное чувство, и оно захватывало поэта, в нем просыпалась такая настоятельная необходимость поделиться об этом со всем миром, что он в экстазе кричал мешающим ему высказаться враждующим фронтам: " Люди, слушайте! Вылезьте из окопов. После довоюете..." Повествование о своей любви казалось ему важнее всяких войн и мировых катастроф. А о чем он мог поведать человечеству? Видимо, было о чем. ... Если быка трудом уморят - Это сильно и подлинно поэтично! Какая чувственная мощь ощущается в этих темпераментных строчках! Они представляются одними из самых лучших в русской любовной поэзии ХХ века. Что-то грузное и по-бычьи тяжеловесное было в любовном чувстве Маяковского, и, видимо, поэтому он не раз возвращался к образу быка: И вдруг я Кто в состоянии прокомментировать эмоциональную силу этих строк?! А кто оценит вот эти: Я в тебя вцелую сквозь туманы Лондона Маяковский не был удачлив в любви. Оттого и столь драматичны его стихи и поэмы на эту тему: " Ко всему", " Лиличка! ", " Облако в штанах", " Флейта-позвоночник", " Человек", " Про это"... Вот как просто и проникновенно передана безысходность человека, чью любовь отвергли: Значит - опять Можно зрительно представить себе человека, несущего в руках свое разбитое сердце. Развернутое сравнение как бы придает строчкам ощущение вещественности. Эту боль можно потрогать, настолько близкой и осязаемой она становится. И когда герой оказывается не в силах больше вынести ее, он обращается к богу молитвой-мольбой: Если правда, что есть ты, Каково должно было быть страдание, когда самое светлое и праздничное чувство воспринимается как божье наказание?! От этой боли можно было сойти с ума, и лирический герой почти на грани безумства: А я вместо этого до утра раннего И, видимо, в таком состоянии аффекта рождались такие горькие и непростительные строки: Теперь - Даже не в лицо, а в сердце. Чтоб обидней. Чтоб незабываемей. У раннего Маяковского образ сердца занимал огромное место. Это слово было одним из наиболее употребляемых в его поэзии: - И тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения; Сплошное сердце - гудит повсеместно... А у бульвара цветники истекают кровью, Удивительно, как прекрасно можно выразить даже самое страшное! Эта! Сколько экспрессии!! Какая мощь сочится буквально из каждого слова! И самое главное - веришь, что этот сумасшедший не на словах, а на деле вырвет из своей груди собственное сердце!..
|