Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
Величие, могущество и свобода - не качество, а награда за пользование языком праведное и ответственное. Могущество и величие придает русскому языку его церковнославянский пласт, обеспечивающий уникальное богатство синонимических рядов. (Глава - голова, главный - головной, башка, котелок и т.п.; страна - сторона, странный - посторонний, иностранец, странник). Длинная цепь переплетений церковнославянских и русских синонимов может привести к противоположным значениям на концах цепочки: благий - благой - добрый, хороший, полезный, добродетельный - злой, сердитый, упрямый; блаженный - счастливый, благополучный, угодник божий... и блажливый - шаловливый, блажной - глупый, шальной... Свободный язык предоставляет нам возможность свободы выбора слова из его огромнейшего богатства. Нравственные критерии праведности выбора дает нам опять-таки чтение книг церковных. Ищите же прежде царcтвiя божiя и правды его (Мф. 6: 33) - читает православный отрок в своем букваре. Это же он слышит в Храме и дома, когда дедушка читает всем домочадцам Евангелие... - Кая бо польза челов ѣ ку аще мiръ весь прiобрящетъ душу же свою отщетитъ (Мф. 16: 26). Еще в отрочестве он " затвердит" на память " 10 заповедей и " 9 блаженств" евангельских. И в душе противопоставятся " 7 грехов смертных" - " 7 честным добродетелям: гордости - смирение, сребролюбию - нестяжание, блуду - целомудрие, гневу - кротость, чревоугодию - возержание, зависти - доброжелательство, унынию - упование. Позже он расширит объем противопоставлений греха и добродетели, зла и добра. Латинской премудрости. " Homo Homini lupus est" - " человек человеку - волк! ", он противопоставит услышанный в храме возглас диакона: Возлюбимъ другъ друга, да единомыслiемъ исповэмы. И далее он вспомнит: Аще другъ друга любимъ бг\ъ въ насъ пребываетъ (1Ин. 4: 12). И еще и еще раз, паки и паки будет он внимать Слову Божию: Заповэдь новую даю васъ да любите другъ друга, якоже возлюбихъ ыв да и вы любите себе, w семъ разумэютъ вси якw мои uчи\цы єсте аще любовь имате между собою. (Ин. 13: 34-35). И еще: Сiz єсть заповэдь моz да любите другъ друга, якwже возлюбихъ вы. Больши сiz любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своz. (Ин. 15: 12-13). Так и складывался русский национальный характер. Еще Рачинский отмечал глубокое различие идеалов русского и французского дитяти. Идеалом парижского мальчика является честный труд и скромный достаток, а смоленского крестьянского отрока - получить клочок земли, отречься от него в пользу бедных и уйти в монастырь... Таково алкание русской души - самоотвержение, жизнь во Христе и для Бога. Святость у нас являлась идеалом, общественной добродетелью. И преступник не отвергался обществом. Люди сознавали себя не менее грешными, молились за несчастного, кого " бес попутал", стремились искупить его вину перед обществом собственным покаянием... Преступник, осознав свой грех, раскаявшись и покаявшись, посвящал весь остаток своей жизни беззаветному служению Богу. Вспомним Власа, с любовью воспетого Некрасовым. Блажени ихже оставишася беззаконiя и ихже прикрышася грѣ си (Пс. 31). Не почитается грех за грех, у того, кто покаянием от греха очистится. Покаяние, необходимость повиниться перед ближними, кого возможно огорчил... словомъ, дѣ ломъ, помышленiемъ, отличает русского православного человека от европейца, воспитанного на возможности откупиться индульгенцией. И снова слышится Слово Божие: образъ бо дахъ вамъ, да якоже азъ сотворихъ вамъ, и вы творите (Ин. 13: 15). Слово Божие внушает нам способность увидеть в каждом человеке образ Божий, сохраняет душевную чистоту. - uже вы чисти есте за слово, еже глаголахъ вамъ (Ин. 15: 3) 13. И вот, в 20-е годы нас пытались лишить Слова Божия, лишить родного языка церковнославянского, на котором тысячелетие осуществлялось богослужение, богопозна-ние и общение с Богом. Утрачивалась вера в наличие и сохранность образа Божия в каждом человеке. На тлен и запустение были обречены Храмы Божий - закрытые и оскверненные церкви, как Храмы Божий в душе человека. На тлен и запустение был обречен и язык русский, как разговорный, так и книжно-литературный, некогда великий и могучий. Забыто предупреждение: Всяко слово гнило да не исходитъ изъ uстъ вашихъ (Ефес. 4: 29). Рядом со Словом Божиим искони очищалось и слово русского языка. Рядом с гнилым словом загнивают и слова, окружающие его. Непечатные слова лезут в печать... То там, то здесь латиница вытесняет нашу святую кириллицу. Сокращается число часов на уроки русского языка в русской школе... Выпускник средней школы не может написать ни сочинения, ни изложения. На вступительных экзаменах в вузах вместо традиционных сочинений по русской литературе теперь практикуется диктант... Настойчиво пропагандируется изучение английского языка... Разрушается фундамент речевой деятельности вообще. Навыки внимать (слушать и понимать) родную речь путем членения речевого потока по законам родного языка и догадки о содержании знакомых элементов у русского ребенка формировались в храме и дома... На этой основе и развивалось умение слышать Слово Божие, слушать слово родной мамы, родителей, друзей, учителей в школе. Растет целое поколение не владеющих умением слушать и понимать друг друга. Катастрофически падает морально-этический уровень народа. Место нравственных идеалов русского народа все больше и больше занимают черты американского менталитета, как наиболее " престижные". 14. Святейший Патриарх Алексий II неоднократно вразумлял нас, что без " восстановления прерванной культурной и духовной преемственности... духовного возрождения быть не может". Именно детей необходимо " учить стойкости и неприятию антихристианских идеалов, учить сохранять свои идеалы", " формировать идеалы христианского братства, соборности, способности противостоять преступным группировкам". Можно надеяться, что как и смутное время начала XVII в. в конечном итоге укрепило Православие, нынешнее " Смутное время" укрепит Православие, восстановит духовные культурно-исторические традиции нашего народа, лучшие черты русского национального характера. " Если же мы не создадим нравственный иммунитет, не возродим стремление к высоким идеалам, не укореним чувства любви и братолюбия, не будет России, " - увещевал Патриарх на Рождественских чтениях 1994 г. 1) Необходимо возродить духовное отношение к слову как к бесценному Божественному дару, средоточию исторического и духовного опыта народа, его мудрости, его святыни. 2) Искони русское слово шло рядом со словом церковнославянским, русская буковка - рядом с кириллицей. Церковнославянское слово несло нам Слово Божие, созидало Храм Божий в душах наших, формировало лучшие черты русского национального характера, учило жить по Христу. В языке церковнославянском не было ни одного " гнилого" слова, ни одной богопротивной мысли. В его недрах формировались русский литературный язык и русская литература. Министр Народного Просвещения первой половины XIX известный адмирал Шишков в церковнославянском языке усматривал основное средство воспитания народного. Церковнославянский язык, по его мнению, - " меч и защита" против пагубного иноземного влияния. Вспомним еще раз завещание М.В. Ломоносова о пользе чтения книг церковных... Настоятельно необходимо воссоздать условия для восстановления преподавания церковнославянского языка в русской школе. Сегодня во всем мире осуществляется преподавание в школе ведущего языка своего культурно-исторического ареала: латыни - народам Западной Европы, арабского - мусульманским народам Востока, древнееврейского - еврейским детям даже в Москве... Неразумно лишать русскую школу языка нашего культурно-исторического ареала. 3) Преподавание церковнославянского языка следует начать с первых шагов обучения русскому языку в школе, в букварный период. Следует разработать методику преподавания русского языка, предусматривающую взаимопроникновение материала церковнославянского и русского литературного языка от обучения чтению и письму до выявления стилистических функций " славянизмов" в старших классах и параллельного чтения духовных стихов классиков русской литературы, фольклорных духовных стихов в сопоставлении с соответствующими церковнославянскими текстами. 4) Необходимо возродить обучение церковному пению с детского возраста, И чем моложе дети, тем более они открыты ангельской чистоте, тем быстрее и крепче привязываются они к святому пению, тем раньше и прочнее созидается прочный заслон сатанинскому взвизгиванию импортной " музыки", модным " дискотекам". Пусть чаще дети слышат и поют русские народные песни. Искони в церковно-приходских школах основными предметами преподавания были церковнославянский, чтение, письмо и церковное пение. С.Л. Рачинский полагал, что детям необходимо " дать не мертвую грамоту, а живую грамоту веры". 5) Обратить самое серьезное внимание на формирование и развитие навыков аудирования, внимания при восприятии устной речи и текста. Пока не разработана методика целенаправленного формирования навыков аудирования, но можно надеяться, что воспитание предельного внимания к каждому слову, кое произносят уста, либо слышат ушеса или читают очеса, будет более успешным в атмосфере благоговейного отношения к слову церковнославянского языка, несущего Слово Божие в Церковном песнопении, молитве и псалме. Тогда и язык наш очистится от грязных и " импортных" слов. И мы осознаем, что чистое слово приподнимает человека над повседневностью, устремляет человека ввысь. 6) Памятуя, что в 1812 г. было создано " Общество любителей Русской Словесности" при Московском Университете, необходимо создать " Общество Ревнителей церковнославянского языка". ОЛРС было создано с целью попечения о распространении сведений о правилах и образцах здравой словесности". ОРЦ-СЯ должно заниматься попечением о церковнославянском языке, восстановлением его прав в русской духовной культуре, народном образовании и воспитании юношества, издании учебных пособий, научных и научно-популярных изданий. Сегодня многие народы принимают Государственный закон в защиту своего языка и культуры: во Франции - против агрессии " франглез" (французско-английской мешанины), в Канаде - против " американ инглиш". У нас недопустимо затягивается принятие Закона о русском языке. Необходимо поднять общественность на борьбу против агрессии импортной антикультуры в защиту русского языка - носителя величайшей духовной культуры. Блажени слышашіи слово божiе и хранящіе е (Лк. 11: 28).
|