Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуальные характеристики творческой личности
Давно поутихли в журналистских кругах разговоры о тайнах профессионального мастерства, об организации творческой лаборатории, о сладостных муках творчества, о развитии творческих способностей и о многом другом. И тем не менее, потребность в осмыслении своего индивидуального творчества существует. Беседы с известными журналистами о технике профессионального мастерства изредка появляются на страницах журнала «Журналист». В этом смысле нам кажется очень показательным интервью И. Руденко с бывшим главным редактором «Комсомольской правды» В. Симоновым о том, что в современной журналистике важнее — умение красиво складывать слова или же способность газетчика к оперативному освещению событий. По мнению В. Симонова, сегодня «изменилась сама профессия... Журналистика была ближе к литературе, к художественному творчеству. Сегодняшние профессионалы не обязаны писать лучше, красивее, ярче других. И даже, выскажу крамольную мысль, не обязаны думать глубже других. Их главная обязанность — успеть раньше, успеть в номер. Быть первыми. Они не хуже своих предшественников, они — другие».[28]
Мы не случайно приводим точку зрения В. Симонова, потому что данное мнение о характере журналистского труда стало в последние годы превалирующим. Если исходить из такой позиции, то профессиональные качества современного журналиста можно свести к умению быстро ориентироваться в ситуации и оперативно информировать читателей о тех или иных обществено значимых фактах. Безусловно, эти качества важны. Но достаточно ли их, чтобы разобраться в серьезной проблеме, чтобы грамотно провести журналистское расследование, чтобы квалифицированно написать аналитическую статью, чтобы умело использовать всю жанровую палитру журналистики? Наверное, нет. Одно время, когда издания стремились к информационной насыщенности, действительно, речь в редакционных коллективах больше шла об оперативности подачи фактов, чем о качестве публикуемых материалов или об их литературном исполнении. Поэтому редакторы особенно не переживали из-за того, что в прессу приходили ребята не очень талантливые, зато умелые: знали, как работать с компьютером, как добывать факты, теорию подачи информации.[29] Они даже стремились, по признанию Н. Чугуновой, «набирать в штат или привлекать в качестве авторов людей со стертой индивидуальностью».[30] Но времена меняются и, по утверждению И. Руденко, вновь наступает иная пора. «Сегодня голод не на факты — на точки зрения. На яркое слово. На старые, но забытые жанры».[31] Вновь возникает потребность в творчески ориентированных людях, способных не только оперативно сообщить новость, но и осмыслить сложные явления действительности. Соответственно повышаются и квалификационные требования к их профессиональным качествам, знаниям, умениям и навыкам.
В 1997 году лаборатория функционирования СМИ факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета провела опрос среди 30 руководящих сотрудников петербургских изданий. В ходе исследования им был задан вопрос: «Какой квалификацией (какими знаниями, умениями, навыками) должен обладать журналист, работающий в Вашем издании?». Среди ответов были выделены следующие:
— специализация в соответствующей отрасли, теме, проблеме, вопросе;
— умение работать с людьми, информацией, словом;
— умение формулировать мысли;
— знание социальных проблем города, умение всесторонне рассматривать их;
— умение находить и разрабатывать новые темы, интересные читательской аудитории;
— знание языка и принципов построения материала; умение извлекать информацию, излагать ее, строить обобщения;
— умение выявлять и анализировать сложные социально-экономические тенденции и процессы;
— коммуникативность, умение разбираться в психологии общения[32].
Даже исходя из этой выборки ответов, можно сделать вывод о том, что современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство».
Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления и др. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т. д. Поэтому способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, — это нечто большее, чем, скажем, просто наблюдательность. Как отмечает А. Н. Лук, «свежесть взгляда и " зоркость" связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качествами мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга».[33]
Для журналистского творчества необходимо и такое качество, как «цельность восприятия». Обычно этим термином обозначают способность человека воспринимать то или иное явление в его целостности. Для того чтобы воссоздать полную картину какого-либо события, журналисту иногда требуется от развернутого анализа перейти к синтезу различных частей. Цельность восприятия необходима и при композиционном построении произведения, когда журналист стремится к гармоничному сочетанию различных частей текста.
В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее — развитость мышления. По мнению психологов, «мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует... Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Таким образом, мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера».[34] В психологии выделяют различные типы мышления:
1) наглядно-действенное (осуществляющееся путем манипулирования объектом);
2) наглядно-образное (основанное на преобразовании образа предмета);
3) словесно-логическое (подразумевает опосредованное использование понятий, логических конструкций, языковых средств).[35]
Кроме этой существует множество других классификаций, которые включают репродуктивное и продуктивное, интуитивное и логическое мышление и др. В поле нашего рассмотрения — продуктивное (творческое) мышление.
Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий и др.[36]
Легкость генерирования идей предполагает способность человека к выдвижению самых разнообразных предложений в разрешении той или иной творческой задачи. Чем больше идей человек предлагает, тем больше у него шансов выйти на оригинальные и нестандартные решения.
Способность к переносу предполагает «умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области».[37] Данное качество особенно необходимо при поиске различных аналогий и сравнений.
Способность к «сцеплению» понятий означает умение «быстро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта».[38] Способность объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при этом новые взаимосвязи между ними, не только помогает углубленному пониманию того или иного описываемого журналистом явления, но и открывает новые грани этого явления.
Следующее качество мышления — свертывание. Оно обозначает способность человека к замене «нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении символов».[39] В журналистской практике можно встретить массу примеров, когда при описании события или явления авторы, стремясь к наиболее сжатому и лаконичному изложению материала, прибегают к таким понятиям, в которых синтезировано множество более простых понятий, наблюдений. Например, название политической партии «Яблоко» возникло на основе свертывания фамилий трех лидеров данного политического движения: Явлинского, Болдырева и Лукина.
Сближение понятий предполагает легкость ассоциирования различных понятий. Наличие в тексте богатых ассоциативных связей — один из признаков авторской одаренности.
Знание механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли, наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач.
Таким образом, знание основных закономерностей творчества необходимо журналисту для того, чтобы более осмысленно подходить к организации своего труда. Как отмечает Е. П. Прохоров, «используя сведения, накопленные в психологии творчества, гносеологии, методологии познания, и действуя на их " стыке", публицистическая эвристика разрабатывает вопрос о способах получения нового знания, решения нестандартных задач».[40] Термин «эвристика» данный автор использует для обозначения той сферы искусства публициста, «которая представляет собой систему способов постижения явлений современности, механизмов изучения жизни, правил отбора, систематизации, обобщения», [41] т.е. всего того, что связано с различными этапами журналистского творчества. Но путь журналиста в работе над материалом может быть задан системой координат, которые и предопределяют весь творческий процесс по воплощению конкретного замысла. К ним, как правило, относят знания, профессиональные умения и навыки; жизненный опыт и мировоззренческую позицию; развитые интеллектуальные и литературные способности и др. Для того чтобы журналист мог эффективно осуществлять свою деятельность, он должен обладать едиными для данного вида творчества свойствами и качествами. От развитости этих способностей зависит и степень раскрытия его творческого потенциала.
Сноски
[1] Горохов В. М. 1) Закономерности публицистического творчества. М., 1975; 2) Основы журналистского мастерства. М., 1989; Магай И. П. Методологические проблемы журналистского мастерства: Функции прессы и социальная роль журналиста. М., 1979; Мельник Г. С., Почкай Е. П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб,. 1996; Методы журналистского творчества /В. М. Горохов, Е. П. Прохоров, И. М. Дзялошинский и др. М., 1982; Прилюк Д.М. Теория и практика журналистского творчества. Киев, 1973; Учёнова В. В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976; Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста. М., 1984; Варустин Л. Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987; Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.
[2] Бухарцев Р. Г. 1)Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976; 2)Творческий потенциал журналиста. М., 1985; Здоровега В.И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы. М., 1989; Свитич Л.Г., Ширяева А.А. 1)Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989; 2) Журналист и его работа. М., 1970.
[3] Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977; Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984; Учёнова В.В. Основные направления разработки теории публицистики. М., 1978; Киричик П.Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995; Щудря H.H. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд. дис. Киев, 1985.
[4] Андриенко Л. Н. Организация внутриредакционных взаимодействий как фактор повышения эффективности социально-политической деятельности печати: Автореф. докт. дис. Киев, 1989; Гребнев А. В. Газета: Организация работы редакции. М., 1974; Гуревич С. М. Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974; Грабельников А. А. Системные характеристики редакционного коллектива. М., 1988; Дзялошинский И. М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984; Орлова т. д. Введение в журналистику: Организация работы газеты. Минск, 1989.
[5] Барыкин К. К. Пишу, печатаю, диктую...: Рассказы о журналистском инструментарии: История. Техника применения. М., 1979; Горбунов А П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова. Иркутск, 1983; Колосов Г. В., Худякова Э. А 1) Журналистский творческий процесс: (Предварительное накопление материала). Воронеж, 1984; 2)Журналистский творческий процесс: Общая модель создания публицистического выступления. Воронеж, 1984; 3) Технология журналистского творчества. М., 1991.
[6] Табидзе О. И. Ценностный аспект творчества //Вопросы философии. 1981. № 6. С. 124.
[7] Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. С. 14.
[8] Кедров Б. М. О творчестве в науке и технике. М., 1987. С.97.
[9] Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. С. 14.
[10] См.: Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная /Отв. ред. Я.А. Пономарев. М., 1990.
[11] См.: Лук А. Творчество //Наука и жизнь. 1973. № 1. С. 76-80.
[12] Горький М. О том, как я учился писать //Собр. соч. Т. 24. М., 1953. С. 468.
[13] См.: Просецкий П.А, Семиченко В. А. Психология творчества. М., 1989. С. 23.
[14] Горький М. Указ. соч. С. 468.
[15] Щудря Н. Н. Указ. соч. С.7.
[16] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 298.
[17] Столович Л. Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985. С. 36.
[18] Там же.
[19] Щудря Н. Н. Указ. соч. С. 11.
[20] Там же. С. 12.
[21] См.: Просецкий П. А., Семиченко В. А. Указ, соч.; Краткий словарь по логике /Под ред. Д. П. Горского. М., 1991.
[22] Методы журналистского творчества. С. 9
[23] Пономарев Я. А Психология творческого мышления. М., 1960. С. 12.
[24] Немов Р. С. Психология. М., 1990. С. 348.
[25] Немов Р. С. Указ. соч. С. 348.
[26] Миле Р. Интеллектуальное мастерство //Социологические исследования. 1994. № 1. С. 111.
[27] См.: Немов Р. С. Указ. соч. С. 352.
[28] Руденко И. Должна ли газета ублажать? Должна! //Журналист. 1996. № 9. С. 3.
[29] См.: Там же. С. 4.
[30] Чугунова H. A вдруг появится равный тебе? //Журналист. 1995. № 7. С. 8.
[31] Руденко И. Указ. соч. С. 4.
[32] См.: Архив лаборатории функционирования СМИ факультета журналистики СПбГУ за 1997 год.
[33] Лук А. Н. Психология творчества. М, 1978. С. 6.
[34] Немов Р. С. Указ. соч. С. 159.
[35] См.: Теплов Б. М. Ум полководца. М., 1990. С. 12.
[36] См.: Лук А. Н. Творчество //Популярная психология. М., 1990. С. 175-190.
[37] Там же. С. 180.
[38] Там же. С. 180, 181.
[39] Там же. С. 179.
[40] Прохоров Е. П. Указ. соч. С. 229.
[41] Там же. С. 229.
ЧАСТЬ II. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
|