Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные вехи и направления в изучении творчества






 

Проблемы журналистского творчества всегда находятся в поле зрения как теоретиков, так и практиков, Интерес к дан­ной теме обусловлен рядом причин: во-первых, потребностями самих творцов, пытающихся осмыслить особенности индивиду­ального творчества, во-вторых, потребностями журналистской практики, ориентированной на выработку оптимальных моде­лей журналистской деятельности, в-третьих, потребностями журналистской теории, стремящейся выявить общие законо­мерности творчества журналистов. Эти проблемы нашли отра­жение в целом ряде теоретических работ. Одни авторы особое внимание уделяли общеметодологическим основам журналист­ского творчества[1], другие — психологическим основам дан­ного вида деятельности[2], третьи — особенностям публицис­тического творчества[3], четвертые — индивидуальным и кол­лективным началам в творческом труде журналиста[4], пятые — технологическим приемам журналистского труда[5]. Во всех работах выявлены не только сущностные характеристики жур­налистского творчества, но и функциональные особенности дан­ного вида человеческой деятельности.

 

Мы рассмотрим основные направления, которые развива­ют теоретики в изучении творческой деятельности журналис­та; расскажем об особенностях творческого процесса, связан­ного с созданием информационного продукта; обратимся к раз­личным аспектам функционирования творческого мышления человека; наконец, остановимся на различных способах разви­тия профессиональных качеств и умений журналиста. Но прежде попытаемся разобраться в феномене творчества.

 

С точки зрения гносеологии творчество рассматривается как процесс возникновения нового знания, перехода от неизве­стного к известному. Философия трактует данное понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание оригинальных материальных и духовных ценностей. Как отме­чает О.И. Табидзе, «творчеством следует считать не всякое открытие, а лишь такое, которое имеет объективно ценный ха­рактер. Творчество — это открытие объективных ценностей. Этим и объясняется всеобщее (интерсубъективное) значение результатов творчества и постигающий характер творческой деятельности. Именно объективная ценность с ее характерны­ми свойствами движет творческой личностью, определяет спе­цифические особенности творческого процесса»[6]. В процес­се творчества личность решает задачи со многими неизвестны­ми. В этом смысле логика, как отмечают теоретики, «облегчает движение от незнания к знанию, от факта к гипотезе, от гипо­тезы к открытию, от замысла к воплощению»[7], Но не всегда те или иные решения можно найти при помощи логических методов анализа, например индукции и дедукции. Порой отве­ты на те или иные вопросы могут быть получены на интуитив­ном уровне. Логическое же постижение истины исключает вся­кое отклонение мысли от заданного пути. «Ее (логику. — М. К.) не интересует это движение во всей его полноте и запутаннос­ти, с его зигзагами и попятными движениями, а также вклю­ченными в него такими моментами, как «мыслительные барье­ры». От всего этого логика обособляется и представляет движе­ние к истине в очищенном виде»[8]. Теоретики правильно отмечают, что логика, отвлекаясь от взаимодействия познаю­щего субъекта и познаваемого объекта, «создает абстрактные модели отношений между предметами, изучая закономерность этих отношений, отраженных в знании и запечатленных в той или иной знаковой форме».[9]

 

Если логику в первую очередь интересуют формальные законы построения мысли, то психологию — как раз те сто­роны движения мысли, которые определяются не только со­знательной, но и бессознательной сферой, т. е. воображени­ем, фантазией и интуицией. И не только. В психологических исследованиях, ориентированных на изучение творчества, ос­новное внимание уделяется анализу структуры творческого процесса, механизмам и этапам его протекания, а также пси­хологическим особенностям творца; рассматривается целая со­вокупность психических явлений, возникающих в ходе твор­ческой деятельности человека. Изучение психологии творче­ства имеет три направления: общее, в котором рассматриваются психологические механизмы творчества; дифференциальное, в котором исследуются различные факторы, детерминирую­щие индивидуальные различия творцов; прикладное, ориенти­рованное на рассмотрение отдельных сторон и моментов твор­ческой деятельности человека[10]. Проблема творчества име­ет несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат[11].

 

Исследования творческого процесса связаны с выделени­ем различных его стадий (акты, ступени, фазы, моменты и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими ав­торами, имеют, по мнению Я. А. Пономарева, приблизительно следующее содержание.

 

Первый этап (сознательная работа) — подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуи­тивного проблеска новой идеи.

 

Второй этап (бессознательная работа) — созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направля­ющей идеи.

 

Третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу со­знания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипо­тетическом виде).

 

Четвертый этап (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.[12]

 

Как видим, в творческом процессе задействованы различ­ные сферы человеческого сознания. При этом смена бессозна­тельной и сознательной работы имеет взаимообусловленный характер. В журналистском творчестве, когда личность включа­ется сначала в процесс обдумывания будущего материала, по­том сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т. д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы:

 

— формирование концепции, намерения;

 

— расчленение и сравнение основных составных элемен­тов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса);

 

— постановка цели;

 

— восприятие известной ситуации в совершенно новом свете.[13]

 

Все эти этапы и фазы в той или иной степени сопутствуют решению различных познавательных задач, с которыми журна­листы сталкиваются в своей практической деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал