![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Слагаемые редакционной работы
Редакционная жизнь — работа по «уставу» или свободное творческое парение?
Редакционная деятельность журналиста обусловлена теми функциональными и профессиональными требованиями, которые ему предъявляются в процессе его работы. С функциональной точки зрения журналист может выполнять различные роли и обязанности: хроникера, репортера, корреспондента, обозревателя и т. д. При этом нормы и правила редакционной деятельности вырабатываются и поддерживаются функциональной группой, которая, выделяя те или иные элементы редакционной работы и устанавливая связь между ними, в конечном итоге рождает целостную систему операций по производству журналистской информации. Действия журналиста внутри формальной структуры редакции (имеются в виду отделы и подразделения) носят взаимозависимый характер и направлены на выполнение общей функции издания. В функциональной группе четко проявляются субординационные (должностные) связи, а права и обязанности журналистов регламентируются различными нормами деятельности, принятыми в редакции.
Нормы — это основной механизм координации, упорядочения, поддержания, регламентации многообразных редакционных отношений и взаимодействий групп и их представителей. Групповые нормы, считают теоретики, выражают объективные закономерности деятельности: обеспечивают существование, функционирование редакции, включение журналиста в редакционный коллектив, наконец, процесс и механизмы группового взаимодействия.
При этом групповые нормы используются не только для регламентации внутриредакционного поведения личности, но и для преобразования межличностных отношений в нормативные, которые усваиваются через систему внутренних факторов регуляции — самосознание и самооценку. В этой связи особенно существенны те внешние и внутренние формы и способы регуляции поведения журналистов, где групповые нормы либо являются каналами, по которым проводится социальное воздействие, либо сами реализуются по каналам этих способов регуляции. Данные процессы особенно зримо можно наблюдать в функциональной группе, так как она является ближайшей социальной средой журналиста, обеспечивающей условия для проявления личности, развертывания ее поведения и формирования ее социально-значимых качеств. Поэтому важнейшим параметром, характеристикой функциональной группы в этом случае оказывается нормативно заданная структура функций. «Группа, обладающая нормативно заданной структурой функций, ролей и статусов, — пишет М. И. Бобнева, — является нормативно организованной социальной средой, включающей нормативно оформленные условия поведения, деятельности, проявления личности»[1].
Редакционный коллектив всегда выступает как функциональная группа, в которой четко соотнесены статус, роли и нормы. Под статусом мы понимаем позицию члена группы в иерархии властных отношений, которые регулируются должностными инструкциями, директивными признаками и поручениями.
Групповые нормы обеспечивают и функционирование ролевой структуры редакции, поддерживая тем самым особый тип поведения каждого члена коллектива. Ведь роль — это нормативная система действий, ожидаемых от индивида.
В функциональной группе действуют следующие нормы:
— профессиональные (регламентируют творческую деятельность журналистов по различным показателям);
— правовые (регулируют правоотношения между участниками совместной деятельности);
— этические (направлены на нравственную регуляцию поступков журналиста во взаимоотношениях с коллегами).
Профессиональные нормы журналистской деятельности вырабатываются и закрепляются в виде различных должностных инструкций и правил. Они охватывают широкий круг вопросов, касающихся творческой деятельности сотрудников издания. Так, выполнение поручений редакции в соответствии с предъявляемыми требованиями к объему и качеству материалов вменяется каждому сотруднику газеты. Но любой журналист имеет право исходить при этом из своих политических и идейных убеждений. Он вправе отказаться от данного поручения, если оно связано с нарушением закона. В свою очередь, и у редакции есть определенные обязательства перед журналистами. Например, редакция обязана предоставлять своим сотрудникам необходимые средства, имеющиеся в ее распоряжении, для выполнения данного корреспонденту поручения. Редакция не имеет право заставлять журналиста ставить свою подпись под материалом, который противоречит его убеждениям или содержание которого было искажено в процессе редакционной подготовки. Редакция обязана сохранять тайну авторства, защищать права и интересы журналиста. Но редакция вправе отказаться от публикации представленных корреспондентом произведений в случае:
— несвоевременного представления материала;
— несоответствия материала основным задачам газеты, требованиям к его качеству и объему.
Сотрудники редакций, как правило, отвечают за обеспечение сохранности всех видов доверенной им в служебном порядке информации, касающейся интересов коллектива, ее учредителя, юридических и физических лиц, с которыми газета имеет общие интересы, и не имеют права без согласия редколлегии передавать результаты работ, являющихся собственностью редакции, сторонним организациям и лицам вне зависимости от их деятельности, места расположения и статуса, ни в целом, ни частями. Сотрудники имеют право выступать от лица издания только в пределах компетенции и полномочий, установленных для них главным редактором или редколлегией.
Сегодня взаимоотношения между редакцией и журналистами строятся на жесткой контрактной основе. Индивидуальные или коллективные договоры (соглашения) заключаются в порядке и на условиях, определенных общим собранием творческих работников. При этом все профессионально-творческие взаимоотношения между ними определяются особым регламентом газеты, утвержденным главным редактором или редакционной коллегией.
Профессиональные обязанности сотрудников редакции, в основном, определяются должностными инструкциями, утвержденными главным редактором или Положением о персонале.
Специфика правовых норм состоит в том, что они регламентируют работу журналистов на основе принятых в обществе законов, регулирующих правоотношения между участниками совместной деятельности. Как отмечают исследователи, «особое место правовой ответственности в системе социальных регуляторов обусловлено, во-первых, специфичностью отношений, в которых она проявляется; во-вторых, наиболее действенным характером этого вида ответственности; в-третьих, сопряженностью правовой ответственности целым рядом своих граней с другими видами ответственности, что отражает такую важную закономерность, как системность правового регулирования»[2]. Здесь же заметим, что сфера правового регулирования в силу многообразия проявления любой деятельности, и тем более творческой, охватывает ее не полностью. Но знание совокупности правовых норм, закрепленных в различных законодательных актах, правильное их использование — важные условия успешной творческой работы журналиста.
В массово-информационной области «действует общая для всей правовой системы иерархия нормативных документов. Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции РФ: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст.29), идеологический плюрализм (ст. 13), неприкосновенность частной жизни (ст.23 и 24) и др.»[3]. В законе РФ о СМИ можно найти немало правовых норм, которые обеспечивают право работников СМИ на информацию, ее сбор, оглашение и т.д.[4] Таким образом, действующие сегодня правовые нормы, с одной стороны, обеспечивают определенную правомочность профессиональной деятельности журналиста, а с другой — устанавливают необходимые пределы, ограждающие общество и его членов от превышения сотрудниками редакции своих полномочий.
Основное содержание этических принципов и норм включает ряд дополнительных требований, направленных на нравственную регуляцию поступков журналиста в отношениях с коллегами. Данная проблема хорошо освещена в литературе[5], поэтому мы не будем останавливаться на различных аспектах этического регулирования журналистской деятельности, а рассмотрим только механизмы их действия.
Принципы журналистской этики в своей совокупности представляют наиболее общие, исходные требования к моральному поведению журналиста. Например, в «Декларации принципов поведения журналистов», принятой на II Всемирном конгрессе международной федерации журналистов в Бордо 25 — 28 апреля 1954 года (изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2 — 6 июня 1986 года) провозглашаются следующие принципы: «уважение правды и права общества знать правду; отстаивание принципа свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику; соблюдение профессиональной тайны и неразглашение источника информации и др.»[6] Механизм действия принципов обеспечивается через усвоение личностью нравственных принципов, через сложный и длительный процесс выбора, включающий по крайней мере два этапа:
1. Собственно выбор принципов.
2. Последующее их осмысление и уточнение сделанного выбора.
Данный процесс обусловлен тем, что провозглашенные в журналистской среде нравственные принципы сами по себе не дают готовых решений, а лишь предполагают высокую мыслительную активность человека и способны сориентировать человека в любой ситуации, какой бы уникальной и сложной она ни оказалась. При этом нравственные принципы всегда ориентируют журналиста на выполнение профессионального долга. Так, в «Декларации принципов поведения журналистов» оговариваются следующие моменты: «Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб; журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенной через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения; журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями: плагиат, умышленное искажение фактов, клевету, оскорбление, необоснованное обвинение, получение взятки в любой форме за публикацию (не публикацию) того или иного материала и т. д.»[7] На практике же журналисты часто находятся в ситуации выбора между «я хочу» и «я должен». Происходящее при этом раздвоение сказывается и на разделении поступков на подобающие и неподобающие, соответствующие и противоречащие долгу.
По мнению теоретиков, долг есть способ подведения общего интереса (той или иной политической или социальной группы, общества в целом) под интерес индивидуальный и их объединение. В журналистской практике долг может характеризоваться такими понятиями, как «морально должное», «моральная необходимость». Психологическое содержание долга можно показать через механизм внутренней императивности, который особенно явно проявляется в ситуациях альтернативного выбора журналиста между возможностью совершить поступок, имеющий только индивидуальное значение, и возможностью сделать нечто значимое, исходя из интересов своих читателей, героя материала или отдельного человека. Если предпочтение отдается второму варианту, то личность исполняет свой профессиональный долг.
Конечно, такой моральный выбор не связан с подавлением или вытеснением личных и вообще частных интересов. Наоборот, главным в истолковании природы долга является способность журналиста распознавать в личном интересе исключительно индивидуальное, узкоэгоистическое, над которым он пытается возвыситься. В этом смысле долг есть механизм, включающий моральное сознание личности непосредственно в акт выбора или линию поведения. Поэтому долг журналиста нельзя определить лишь перечислением отдельных обязанностей.
В каждой конкретной ситуации журналист совершает свой моральный выбор, исходя не только из общечеловеческих ценностей, но и на основе личных убеждений и взглядов. При этом ни один поступок не может быть совершен индивидом, если тот не испытывает в нем некой заинтересованности. Значит, если бы профессиональная мораль журналиста не выработала механизмов, соединяющих общественный интерес с личным, она вообще не могла бы быть действенной.
Таким образом, рассмотрев общие принципы журналистской этики и механизм их функционирования, мы можем сказать, что принятие личностью тех или иных моральных ценностей — не одномоментный акт внезапного «прозрения», а длительный процесс, связанный и с моральным выбором, и с осознанием личной ответственности перед обществом.
Впрочем, было бы ошибочно полагать, что этические принципы — единственный критерий нравственности журналистской деятельности. Ведь не всегда общепринятые моральные предписания срабатывают впрямую. В иных ситуациях журналист вынужден соотносить свои поступки не с общими нравственными принципами, а с профессиональными нормами, не сводимыми к общим моральным установкам.
Как уже отмечалось, «нормы — это правила поведения, конкретизирующие принципы лишь применительно к стандартным, широко распространенным ситуациям»[8]. Журналистская этика включает такие правила, как обязательная предварительная проверка публикуемых материалов; нежелательность обнародования ранее опубликованных материалов, за исключением случаев, предусмотренных законом, и т. д. В. Теплюк справедливо выделяет нормы, которые преимущественно обеспечивают правомочность профессиональной деятельности журналиста, и нормы, которые в большей мере являются обязывающими или устанавливают запрет на определенные действия.[9]
В «Кодексе профессиональной этики российского журналиста» оговариваются следующие профессиональные нормы деятельности: «Статья 3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений. Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным. При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы — за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом и т.п.»[10] В «Положении о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений кодекса профессиональной этики российского журналиста» есть специальные статьи, в которых дается кодификация нарушений норм профессиональной этики. К ним относятся проступки, ущемляющие право граждан на получение информации (ст. 1); проступки, ущемляющие право граждан на свободу (ст. 2); проступки против чести и достоинства личности (ст. 3); нарушения профессиональной чести журналиста (ст. 4); нарушение служебной этики и профессиональной солидарности (ст. 5).[11]
Конечно, за нарушение этических норм журналист должен нести ответственность как перед своими читателями, так и перед журналистской организацией. Но было бы наивно полагать, что только посредством запретительных мер журналиста можно заставить уважать и признавать этические «законы» деятельности: сами по себе эти нормы ничего не значат, если они не усвоены и не осмыслены журналистом. Ведь, предписывая (запрещая) определенные действия, подобного рода нормы не являются их действительным основанием. Определяя то, как человек должен поступать, они, к сожалению, не говорят: почему, во имя чего он должен так поступать, не дают его действиям морального обоснования.
В процессе усвоения различных этических норм у журналиста, как правило, поначалу возникают эмоционально-ценностные представления, содержание которых больше им чувствуется, переживается, нежели осознается. И лишь потом, благодаря рассудочному «прояснению», эти представления превращаются в рационально осознанные нравственные позиции. Следовательно, одних внешних нравственных регуляторов для продуктивной журналистской деятельности недостаточно. Сегодня, как утверждают специалисты-практики, среди побуждений к творчеству все больший вес приобретают моральные соображения. Значит, этические нормы журналистской деятельности могут быть наиболее действенными только тогда, когда они усвоены личностью через систему внутренних факторов регуляции — самосознание и самооценку.
Взаимоотношения журналиста с героями публикации, авторами, источниками информации, коллегами и т. д. достаточно полно освещены теоретиками журналистики[12]. Поэтому основное внимание мы уделим рассмотрению служебной этики журналиста. «Поведение журналиста в профессиональной среде, — пишет Д. С. Авраамов, — регулируется нормами служебной этики, которая регламентирует не только личные служебные связи, но также и отношение к чужой интеллектуальной собственности, к продукту труда коллег»[13].
Сегодня во многих редакционных коллективах профессиональные взаимоотношения журналистов регулируются на основе законодательства о СМИ различными инструкциями, приказами, уставами и т. д., которые, как правило, охватывают широкий круг вопросов, касающихся творческой деятельности сотрудников издания. Практически во всех журналистских коллективах наиболее сложной сферой нравственной регуляции являются взаимоотношения «автор — редактор». В подобных ролях могут выступать не только сотрудники редакции и ее руководители, но и другие журналисты, один из которых является автором рукописи, а другой — ее правщиком. В процессе данного взаимодействия, как показывает практика, могут столкнуться различные идейные позиции, полярные видения той или иной проблемы, наконец, возможны проявления вкусовщины в оценке творческой манеры или стиля автора. Взаимоотношения «автор — редактор» могут оказаться напряженными, если журналист, используя свое должностное положение в редакции, искажает смысл материала или же навязывает коллегам свои субъективные пристрастия и т. д.
Часто в редакционной практике можно столкнуться и с ситуацией, когда более опытный журналист, не оценив возможности начинающего автора, полностью переписывает его материал, даже не ставя его об этом в известность. «Раньше, когда только начинала работать в газете, — рассказывает одна из респонденток, — с моими материалами происходили странные метаморфозы. Сданная в отдел экономики статья выходила в газете под моей фамилией, но... в совершенно неузнаваемом виде. При выяснении причин обнаружила, что все мои материалы подвергались нещадной правке со стороны редактора отдела. Естественно, что это очень задевало мое профессиональное самолюбие»[14].
Наиболее приемлемыми этическими нормами во взаимоотношениях «автор — редактор» являются ознакомление автора с редакторской правкой, а также совместное обсуждение всех спорных вопросов.
Существуют и другие «неписаные» этические нормы, которые регулируют взаимодействие журналистов в процессе совместной деятельности. Например, сотрудники газеты «Вечерняя Москва» не имеют права вмешиваться в темы, разрабатываемые другими авторами. В «Комсомольской правде», которая славится проведением различных журналистских расследований, считается безнравственным, если кто-то из сотрудников направил по ложному пути своего коллегу или ввел в заблуждение при разработке какой-то темы. В молодежной петербургской газете «Смена» сотруднику редакции не разрешается ни при каких обстоятельствах выполнять роль посредника между человеком или организацией, о которых готовит или подготовил материал его коллега. Возможно, эти этические нормы типичны и для других журналистских коллективов. Но в каждой редакции они имеют свой специфический характер.
Как мы убедились, важное значение в творческой деятельности журналиста имеют нравственные требования, регламентирующие его поведение в профессиональной среде, т.е. содержащие в себе нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Основные принципы и нормы профессиональной этики журналиста выполняют роль нравственного регулятора деятельности работников печати. Сфера их действия особо зримо проявляется в отношениях журналиста с читателями, героями публикаций, источниками информации, коллегами. При этом усвоение журналистом нравственных принципов и норм представляет собой сложный социально-психологический процесс, связанный не только с приобретением личностью комплекса знаний, но и осознанием персональной ответственности за их строгое соблюдение. Добавим, что сила воздействия этических норм опирается на нормы закона.
Итак, групповые нормы являются важнейшим средством регуляции поведения журналистов. Опираясь на них, редакция предъявляет членам коллектива требования, которые направляют и корректируют их поступки. Посредством норм осуществляются, как мы увидели, различные контакты между представителями функциональной группы.
В тесном взаимодействии с функциональной группой действует группа профессиональная. Она в большей мере, чем первая, склонна к изменениям. Это выражается, на наш взгляд, в процессе постоянного обновления (знаний, приемов деятельности, смене их), а также в появлении у журналистов каких-то новых мировоззренческих, политических и нравственных ориентации.
Профессиональную группу составляют, как правило, журналисты-единомышленники, объединенные общими интересами, сходными убеждениями, а также представлениями о профессиональном долге. Можно сказать, что структурообразующим элементом данного образования является групповое сознание и реальные его носители — сотрудники редакции. По мнению Б. А. Грушина, групповое сознание неоднородно и синкретично. Неоднородность обнаруживается в различии знаний, представлений, чувств, разделяемых теми или иными журналистами. Синкретичность возникает в результате перекрещивания, пересечения (и именно на этой базе — взаимодействия) различных типов группового сознания в пределах действия того или иного отдельного образования. «Смысл этого явления заключается в том, — отмечает Б. А. Грушин, — что множество индивидов, образующих в своей совокупности ту или иную группу, одновременно входят и во многие другие более или менее широкие общности: демографические, региональные. Этнические, политические, совпадающие с ближайшим окружением человека (средой его проживания) и т. п. В результате они оказываются носителями не одного (связанного с данной группой), а нескольких различных типов группового сознания»[15]. Исходя из этих положений, исследователь делает вывод, «что в коллективе, при прочих равных обстоятельствах, не существует групп- " близнецов", то есть двух малых групп, абсолютно идентичных с точки зрения характеристик их групповой психологии, а также группового сознания в целом, подобно тому, как в нем не существует и двух личностей с тождественными индивидуальными сознаниями»[16]. Но он же одновременно выдвигает тезис «об органической связи, взаимном соотнесении различных типов и видов групп, с одной стороны, и аналогичных типов и видов группового сознания — с другой»[17].
Таким образом, феномен групповой неоднородности и синкретичности сознания группы порождается принципиальным различием между собственно групповым сознанием, органически присущим той или иной группе, и ее фактическим сознанием, в котором (в тех или иных комбинациях) «сосуществуют» различные его виды: историческое, профессиональное и т. д.
Какие же элементы можно выделить в журналистском профессиональном сознании? Прежде всего — знания, ценности, традиции и др. Все эти элементы входят в структуру сознания личности, отражают способы ее участия в реализации различных видов журналистской деятельности. Именно изначальная коллективность редакционной работы порождает усиленную циркуляцию профессиональных знаний, ценностей, традиций, способствует быстрейшей выработке общепризнанных в редакции правил деятельности, воспитанию особого профессионального почерка, присущего журналистам одного издания.
Среди факторов, активно влияющих на творческий процесс, знаниям мы отводим одно из первых мест. Они представляют собой живую, наиболее подвижную, постоянно находящуюся в процессе обновления и реализации часть творческого потенциала личности.
«Знание, — отмечает В.А. Лекторский, — это такое специфическое образование, которому присуще свойство истинности, то есть соответствия объективно реальному положению дел»[18].
Условно можно выделить три основные подгруппы знаний:
1) эмпирические, основанные на чувственном и мыслительном опыте членов редакционного коллектива;
2) теоретические, являющиеся результатом изучения и познания общих тенденций журналистской деятельности;
3) профессиональные, приобретаемые по мере постижения «секретов» профессии, осмысления опыта своих коллег и предшественников.
Следующий элемент группового сознания — ценности. Ученые в структуре данной категории обычно выделяют как общезначимые для любого коллектива, для любого вида деятельности ценности, так и ценности сугубо журналистского толка. Содержание общезначимых ценностей обусловлено культурными достижениями общества. Мир ценностей — это, прежде всего «сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей — тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности»[19]. Основными составляющими общезначимых ценностей могут быть духовные стремления человека, его идеалы, нормы нравственности. Но лишь тогда, когда эти ценности получают конкретное наполнение с профессиональной точки зрения, они начинают эффективно действовать. Среди ценностей, касающихся журналистской деятельности, обычно выделяют идеолого-этические и профессиональные. Нравственные ценности деятельности и поведения являются определяющими для развития и совершенствования коллектива.
Ценностные ориентации журналиста формируются во взаимодействии с другими членами профессиональной группы. Они как бы становятся элементами саморегуляции поведения каждого сотрудника редакции. При этом специфика действия ценностных ориентаций не только в том, что они функционируют как способы рационализации поведения, но и в том, что они определяют направленность воли, внимания и интеллекта журналиста. Именно через действие нравственных регуляторов специфические мотивы журналистской деятельности получают общезначимый смысл. Главным препятствием для нормальной работы профессионалы считают эгоизм, карьеризм, зазнайство, кичливость...
В процессе совместной деятельности журналистов многие ценности интегрируются, образуя мировоззренческую сторону группового сознания. В нравственной сфере они могут выражаться в стремлении журналистов к свободе и справедливости, к истине и добру и т. д., в идеологической приверженности к определенным идеям и политическим пристрастиям.
Таким образом, категория «ценность» представляет собою обобщающее понятие для таких явлений духовной жизни профессиональной группы, как идея или идеал, нравственная норма и т. д. При этом устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентации журналистов обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам, способность к волевым усилиям во имя каких-то идеалов, упорство в достижении целей.
К элементам группового сознания мы относим также традиции. Данная категория отражает устойчивые, закрепленные в действиях и поступках производственные и другие отношения, возникающие на основе взаимодействия людей. «Традиция в широком понимании, — пишет М. Б. Горгошадзе, — представляет собой механизм, связывающий поколения и передающий им культуру, а в узком значении — это единство норм и правил поведения, выражающих относительно медленно развивающиеся идеи, которые передаются на основе внутренней убежденности, привычек и общественных взглядов»[20]. Основой традиционных представлений, по мнению данного автора, является диалектическое единство обусловленности особенностей человека определенными общественно-экономическими отношениями и их отражение в его сознании. Но поскольку людям приходится реагировать, независимо от их сознания, на определенные взаимоотношения и среду, определяющая роль в возникновении традиций принадлежит именно этим последним факторам[21].
Теоретическому осмыслению природы и сущности традиций посвящен ряд работ отечественных психологов и философов[22]. В общефилософском плане традиция рассматривается в контексте таких категорий, как преемственность, связь различных этапов развития. Сущность традиций состоит в сохранении тех или иных элементов целого при его изменении как системы. В социально-психологическом аспекте традиция исследуется как способ передачи социокультурного опыта. Основываясь на этих двух подходах, можно сказать, что в традициях того или иного издания овеществляется концепция газеты, наработанные и принятые в свое время приемы журналистской деятельности. Такая преемственность в журналистской практике отражена как на страницах издания, так и в живом опыте сотрудников редакции.
В каждом редакционном коллективе есть, так называемое, идентификационное ядро группы, в действиях которого наиболее полно выражены принятые в данной редакции приемы и способы работы. Идентификационное ядро группы, отмечают теоретики, является носителем коллективного сознания в редакции, оказывает социально-психологическое воздействие на других членов коллектива и ориентирует на основные направления деятельности.
Анализ деятельности редакционных коллективов показывает, что подобные «костяки» существуют практически во всех изданиях. Их можно назвать еще референтными группами. Как правило, их состав немногочислен — от 5 до 10 человек. Это наиболее опытные и авторитетные сотрудники редакции, которые являются не только хранителями традиций издания, но и их конкретными носителями. Чаще всего они выступают в роли наставников, передавая молодым журналистам накопленный опыт, знания и навыки работы. В тех изданиях, где постоянно действует актив коллектива, наблюдается более высокая степень соответствия достигнутых результатов ранее поставленным задачам. Таким образом, традиции выступают как диалог различных журналистских поколений, как способ трансляции наработанного опыта, знаний и навыков деятельности, наконец, как специфическая форма обмена деятельностей и способностей. К традициям можно отнести:
— внутриредакционные взаимоотношения, фиксируемые в содержании традиций;
— идеи и нормы, способствующие определенному типу отражения тех или иных межличностных взаимодействий;
— индивидуальные свойства сотрудников (темперамент, характер и др.), дающие соответствующий оттенок переданной традицией идее.
Основными функциями традиций являются:
— обеспечение стойкости к изменчивым и развивающимся взаимоотношениям;
— упорядочение межличностных взаимодействий;
— сохранение и передача социального опыта;
— воспитательная функция.
Традиции, являясь продуктом группового сознания, диалектически соединяют в себе эмоциональную и рациональную стороны человеческого мышления, а также определенные действия людей. При этом эмоциональная сторона объединяет в себя чувства, настроения, интересы, потребности, рациональная — представления, мысли, идеи, взгляды, а система действий включает взаимоотношения людей друг с другом и выражается в различных формах межличностных взаимодействий — сотрудничества, соперничества и конфронтации.
Как видим, усвоение индивидуальным сознанием журналиста различных групповых норм, ценностей и традиций профессиональной деятельности — сложный социально-психологический процесс, связанный не только с приобретением личностью комплекса знаний о них, но и с осознанием персональной ответственности за их строгое соблюдение. Социальные нормы, ценности и традиции непосредственно влияют на характер и содержание коллективной работы журналистов. Они представляют реальный механизм регламентирования многообразных редакционных отношений.
|