Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор — читатель: проблемы взаимодействия






 

Рассмотрим особенности взаимодействия автора и читате­ля. В данном случае нас будут интересовать следующие вопро­сы: из каких составляющих возникает в сознании автора образ читателя; можно ли соотносить образ читателя с образом вто­рого «я» автора; в каких формах осуществляется коммуника­тивная взаимосвязь между автором и читателем; каковы осо­бенности журналистского воздействия на аудиторию.

 

Теоретики считают, что образ читателя возникает в созна­нии автора в виде совокупности подразумевающихся черт. Воп­рос о том, каким предстает в сознании автора образ читателя, в теории публицистики практически не изучен и ждет своего исследователя. Пока же можно только предположить, что автор соотносит данный образ со своими непосредственными пред­ставлениями о нем. В этом сложном психологическом образо­вании аккумулируются знания о читателе, представленные в виде своеобразной модели с двумя подструктурами: «образ чув­ствующего читателя» и «образ думающего читателя».

 

Если в первом образе отражаются эмоционально окрашен­ные представления об аудитории, то во втором — представления о читателе, способном включиться в мыслительный процесс. Ко­нечно, подобного рода представления не возникают на пустом месте. Они образуются на основе непосредственных контактов с аудиторией: переписки с читателями, телефонных переговоров, личных встреч и т. д. Субъективные представления о читателе, таким образом, выступают для автора вторым составляющим его внутреннего «я». Именно на этой основе создается определенный образ человека, с которым публицист как с вполне реальным ли­цом может советоваться, делиться собственными мыслями и чув­ствами и т.п. При этом, так называемый, воображаемый читатель может выступить и в роли оппонента, с которым автор ведет заочный спор по тому или иному вопросу, и в качестве сочувству­ющего слушателя, и как лицо, к чьему мнению автор апеллирует, наконец, как некий проницательный человек, который может лег­ко догадаться о дальнейшем развитии сюжета.

 

Наличие внутреннего взаимодействия со своим читателем может проявиться в следующих формах: автор может уточнить для читателя какой-либо значимый факт, поставить перед ним риторический вопрос, поделиться своими непосредственными размышлениями. Подобного рода приемы используются, с од­ной стороны, для удержания и стимулирования читательского внимания, а с другой — для ориентирования читателя в перипе­тиях судьбы героя. Все это в конечном итоге способствует на­лаживанию коммуникативных контактов с аудиторией.

 

В силу того, что любое журналистское произведение адре­суется не какой-то аморфной группе людей, а вполне конкрет­ной читательской аудитории, журналисту необходимо знать ее объективные и субъективные характеристики. К первым мы от­носим социо-демографические признаки (пол, возраст, сфера деятельности и т.д.), а ко вторым — информационные потреб­ности, интересы и предпочтения. Если раньше журналисты оп­ределяли состав аудитории, как говорится, «на глазок», то те­перь они могут пользоваться результатами различных социоло­гических исследований, ориентированных на выявление различных характеристик целевой читательской группы. Подоб­ного рода знания позволяют журналистам при разговоре с чита­телями учитывать их информационные потребности, социокуль-турные и ценностные ориентации, нравственные и моральные представления и т. д.

 

Подобного рода сведения способствуют не только налажи­ванию контактов с аудиторией, но и выработке более эффек­тивных методов публицистического воздействия. Журналисту необходимо также знать, каким образом аудитория осуществ­ляет свою коммуникативную деятельность.

 

Коммуникативная деятельность аудитории осуществляет­ся через предкоммуникативную, коммуникативную и постком­муникативную фазы.

 

Предкоммуникативная фаза начинается с мотива выбора человеком конкретного издания. Респондент обращается к тому или иному изданию лишь тогда, когда испытывает ясно осозна­ваемую нужду в получении интересующей его информации. Эта потребность может быть обусловлена различными причи­нами: социальными, духовными, эстетическими и др. Осознан­ная нужда, приобретя свою «побуждающую» силу, превраща­ется в мотив, включающий в себя не только определенную цель достижения, но и оценочный компонент по восприятию того или иного произведения. Читательский мотив может быть вы­ражен и через систему читательских ожиданий, обусловлен­ных опытом человека. Если взаимодействие читателя с творче­ством того или иного журналиста имело положительный харак­тер, то он обязательно повторит свой выбор, поскольку заранее знает, что его информационные потребности будут удовлетво­рены в полной мере. Поэтому автору при создании произведе­ния необходимо учитывать групповые интересы аудитории, так как это знание позволит наилучшим образом сориентироваться в выборе соответствующей темы выступления. Важно позабо­титься и о литературном оформлении текста, чтобы от чтения материала читатель получил эстетическое удовольствие. Без учета этих факторов автору будет сложно завоевать внимание своей читательской аудитории.

 

В ходе познавательно-оценочной деятельности у читателя вырабатывается не только определенное отношение к автору (по­ложительное или отрицательное, доверительное или сомнитель­ное, уважительное или пренебрежительное), но и стереотипы восприятия текста. По определению А.К. Уледова, стереотипы — «это сложившиеся в сознании людей духовные образования, эмоционально-окрашенные образы»[35]. Отличительными чер­тами этих образов являются упрощенность и стандартизированность. Сложившиеся в сознании стереотипы упрощают процес­сы читательского восприятия, формируя устойчивые установки в отборе и потреблении информационной продукции. Этому спо­собствуют устоявшиеся рубрики («Портрет современника», «Ге­рой нашего времени», «Человек в ракурсе», «Постучись в чу­жую дверь», «Завтрак на траве», «Обычное дело», «На улице и дома», «Я — очевидец», «Прямая речь» и т.п.), тематические стра­ницы, заголовки и т. д., которые помогают читателю легче найти соответствующий его потребностям материал.

 

С момента выбора конкретного издания и текста для озна­комления начинается коммуникативная фаза. На данном этапе человек включается в процесс чтения, который, как справедли­во замечает Л.И. Беляева, способен «удовлетворить различные потребности: познавательные, эстетические, нравственные и другие. Но удовлетворение их происходит не прямым путем, а на основе переработки знаковой, словесной информации, ис­точником которой являются произведения печати»[36].

 

Теоретики рассматривают чтение как один из видов позна­вательно-коммуникативной деятельности. Например, В. А. Боро­дина считает, что «сущность чтения заключается в активном, це­ленаправленном преобразовании и подчинении содержания тек­ста различным потребностям социального субъекта». Ссылаясь на различные теоретические концепции, данный автор выделяет следующие виды контактов читателя с текстом: полнота чтения, последовательность чтения разделов текста; затраты времени на чтение. При этом отмечаются внешние поведенческие проявле­ния взаимодействия читателя с текстом и внутренние механиз­мы избирательности восприятия, понимания и усвоения инфор­мации[37].

 

Как утверждают психологи, «восприятие — своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объек­та и на создание его копии»[38]. Восприятие может иметь как произвольный, так и избирательный характер. В первом случае внимание человека может быть рассеянным. Во втором — лич­ность подходит к чтению очерка с четко осознаваемыми уста­новками, например, может соотносить авторскую позицию с соб­ственной. Если они в чем-то не сходятся, читатель может тут же переключить внимание на другой объект. И наоборот, соответ­ствующая установкам реципиента информация может иметь прямое воздействие на сознание человека. Рассматривая данный феномен, Л. Войтасик в свое время писал, что «избирательность восприятия состоит в особом, соответствующем установкам че­ловека восприятии содержания произведения. Распространяемое содержание, противоречащее установкам реципиента, преобра­зуется в его восприятии так, чтобы оно соответствовало опреде­ленным ожиданиям, установкам и настроениям». Кроме того, из­бирательность читательского внимания «состоит в том, что у ре­ципиента проявляется тенденция к отбору тех... сообщений, которые согласуются с его взглядами, к избеганию (сознательно­му или бессознательному) тех сообщений, которые распростра­няют противоположное содержание, такое избирательное отно­шение, как правило, приводит к укреплению уже сформировав­шихся установок индивида на правильность его политических и других убеждений»[39].

 

Восприятие текстовой информации напрямую связано с ус­воением сообщений. По мнению С.Л. Рубинштейна, всякий текст есть лишь условие мыслительной деятельности; то, что объектив­но содержится в тексте, может обрести и субъективную форму существования в голове читателя. Эта субъективная форма суще­ствования есть результат собственной мыслительной деятельнос­ти читателя[40]. В процессе чтения читатель определяет цели и задачи сообщения; соотносит новую информацию с ранее усво­енной; дает свою интерпретацию излагаемым в тексте фактам; спорит или соглашается с позицией автора; ищет связи между различными фактами, событиями и предметами, пытаясь воссоз­дать образ описываемой журналистом действительности. Давно известно, что читатель, обращаясь к конкретному тексту, соответ­ствующим образом организует свою мыслительную деятельность, направленную на усвоение и понимание определенной знаковой системы. В силу того, что любой текст делим на отдельные эле­менты, человек может сопоставлять различные их части, по-свое­му комбинировать различные факты, искать внутренние связи между ними, тем самым углубляя свое понимание текста. Исходя из особенностей читательского прочтения текста, журналист не должен создавать невыгодных для читательского восприятия кон­струкций. Поэтому желательно, чтобы материал был четко струк­турирован, чтобы все факты в нем были преподнесены в строгой логической взаимосвязи, чтобы в своем материале автор не зло­употреблял специальными терминами и иностранными выраже­ниями. Кроме того, необходимо, чтобы создаваемый образ был не просто адекватно воспринят, но и понят. Что же для этого требу­ется? Практики обычно советуют:

 

— при подготовке журналистского произведения следует стремиться к логической стройности и ясности выражения мыслей;

 

— содержащаяся в тексте информация должна быть по возможности развернутой и исчерпывающей;

 

— очень важно, чтобы из текста были исключены все дву­смысленные выражения и предложения, а ожидаемые возра­жения и сомнения предупреждены с помощью определенной аргументации;

 

— если в тексте используются развернутые описания, то желательно, чтобы они заканчивались обобщающими выводами.

 

Все эти меры направлены на более легкое усвоение чело­веком информации вне зависимости от его образовательного уровня.

 

О том, какие мнения, оценки и выводы выработались у аудитории в процессе чтения очерка, можно выяснить в пост­коммуникативной фазе. Именно на этом этапе читатель может включиться в обмен мнениями не только на межличностном уровне, но и выйти на контакт с журналистом. Во время подоб­ных контактов с аудиторией автор может получить информа­цию о характере своих взаимоотношений с читателем. Он мо­жет узнать, какое воздействие оказало его произведение, что думает читатель по поводу материала, разделяет ли он автор­скую позицию и т. д. Таковы, на наш взгляд, основные стадии коммуникативного взаимодействия автора и читателя, знание которых позволяет с наибольшей эффективностью наладить об­ратную связь между ними.

 

Сноски

 

[1] См.: Леонтьев Д. А. Личностный смысл и трансформация пси­хического образа //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3—14; Смирнов С. Д. Психология образа: Про­блемы активности психического отражения. М., 1985; Сабо-щук А. П. Об источнике и генезисе психического образа. Кишинев, 1981; Тюхтин В. С. Проблема образа: (О природе психического отражения): Автореф. канд. дис. М., 1962.

 

[2] См.: Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994. С. 110.

 

[3] См.: Гостев А. А. Образная сфера человека. М., 1992. С. 8.

 

[4] Там же. С.5.

 

[5] Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. М., 1980. С.18.

 

[6] Там же. С. 19.

 

[7] Там же. С. 83.

 

[8] Зись А. Я. Искусство и эстетика. М., 1975. С. 36.

 

[9] Цит. по: Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мыш­ление. М., 1992. С. 73.

 

[10] Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции //Психология эмоций: Тексты. М., 1984. С. 164.

 

[11] Андреев А. Л. Указ. соч. С. 20.

 

[12] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 175.

 

[13] Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 72.

 

[14] Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982. С. 94.

 

[15] Щудря H. H. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд дис. Киев, 1985. С. 14.

 

[16] В данном случае метафора рассматривается теоретиками как основа художественной образности. «Метафора — это сопо­ставление двух или более смысловых элементов, обычно отно­сящихся к разным предметным областям. Метафорическое со­поставление — это характеристика одной вещи через другую, описание, познание качеств и свойств одного явления через соотнесение с особенностями другого, более простого для по­нимания, лучше известного или просто характерного и нагляд­ного» (См.: Андреев А. Л. Указ. соч. С.118).

 

[17] Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики: Авто­реф. докт. дис. М., 1983. С. 31.

 

[18] Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицис­тических жанров: (Очерк. Фельетон). М., 1969. С. 41—42.

 

[19] Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. С. 7.

 

[20] Пронин Е. И. Разомкнутый текст //Социальная практика и журналистский текст /Под ред. Я.Н. Засурского, Е. И. Про­нина. М., 1990. С. 31.

 

[21] Лавреневская А. С. Объективное и субъективное в очерке (к теории жанра): Автореф. канд. дис. М., 1989.

 

[22] Бахтин M. M. Указ. соч. С. 172.

 

[23] Там же. С. 14.

 

[24] Там же. С. 176.

 

[25] Философский словарь /Под ред. М. М. Розенталя. М., 1972. С. 247.

 

[26] Уледов А К. Структура общественного сознания. М., 1968. С. 46.

 

[27] Стюфляева М. И. Человек в публицистике: (Методы и при­емы изображения и исследования). Воронеж, 1989. С.64.

 

[28] Скуленко М. И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1986. С. 27.

 

[29] Калачинский А. В. Аргументация публицистического текста. Владивосток, 1989. С. 9.

 

[30] Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. С. 68.

 

[31] Старуш М. И. Авторское «Я» в публицистическом произве­дении: Автореф. канд. дис. М., 1985.

 

[32] Краткий словарь по логике /Под. ред. Д.П. Горского. М., 1991. С. 150, 179, 188.

 

[33] Свинцов В. И. Логика. М., 1987. С.34.

 

[34] Там же. С. 111.

 

[35] Уледов А. К. Общественное мнение советского общества. М., 1963. С. 195.

 

[36] Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей //Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. С. 150.

 

[37] Бородина В. А. Читательская деятельность: теоретический ас­пект //Психология чтения и проблемы типологии читателей. Л., 1984. С.9, 10.

 

[38] Зинченко Т. П. Ощущения //Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. С.274.

 

[39] Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981. С. 114, 113.

 

[40] Цит. по: Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. С. 164.

 

 

Глава 2. ПОЭТИКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПИСЬМА


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал