Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Армяне и Армянская Апостольская Церковь в Крыму
Первые связи армян с Крымом известны со времен царя Тиграна Великого и Митридата Понтийского. Это II - I века до н. э. Позднее, в V-VI веках н. э. византийские императоры армянского происхождения размещали военные армянские отряды на дальних окраинах своей империи, в том числе и в Крыму. Более основательное заселение Крыма армянами началось в XI веке, когда их территории разорили сначала турки-сельджуки, а потом и монголо-татары. Часть жителей Армении были вынуждены переселиться в Крым. Количество армянских поселений было настолько значительным, что предгорную часть восточного Крыма тогда стали называли Приморской Арменией. Тогда Кафа (Феодосия) была одним из основных городов в Крыму, где поселились армяне. В 70-х годах XV века из 70 тысяч жителей в городе их проживало около 46 тысяч. Здесь было построено около 40 армянских церквей, а также школ и караван-сараев. «Карантин» – историческое название территории в границах современной Феодосии. Здесь находилось одно из армянских поселений. До нас дошли несколько памятников архитектуры: церкви Иоанна Предтечи, Святого Ованеса, Святого Григория, Святого Стефана. Сохранился даже фонтан. Территория поселения была защищена оборонной стеной с бастионами и башнями. Законы генуэзской фактории позволяли переселенцам из Армении арендовать землю и воздвигать как бы свой город внутри города. Эта крепостная стена на Карантине строилась на общие средства армян Кафы. После выселения армян из Крыма в 1778 году, Карантин пришел в запустение. С началом следующего века в жизни таврических армян (как впрочем и других армянских колоний) деятельность церкви в силу ряда условий приобретала некоторую специфическую особенность. Перед предводителями армянских обществ открывались широкие возможности, помимо выполнения сугубо духовных обязанностей, вмешиваться в жизнь прихожан. Поэтому ее деятельность в колониях в какой-то степени приобрела светский характер. С 1812 г. в Крыму появилась должность наместника католикоса всех армян. Армянские церкви в Крыму входили в Нахичевано-Бессарабскую армяно-григорианскую епархию. В Ялте армянская церковь появилась в начале XX века по заказу бакинского нефтепромышленника Павла Осиповича Гукасова в память о его дочери – Рипсиме, которая похоронена в усыпальнице при храме. Храм сооружен в 1903–1917 гг. одним из крупнейших зодчих Закавказья Габриэлем Тер-Микеловым. В основу проекта легли эскизы талантливого армянского художника Вардгеса Суреньянца. Ему же принадлежит роспись церкви. Это была последняя работа художника; его прах покоится перед зданием церкви. Формы храма, созданного в старинном армянском стиле, напоминают церковь в Эчмиадзине 618 года постройки, которая является шедевром национального зодчества Армении. Строго и скупо выполненный портал создает яркий контраст между боковыми фасадами и верхом с эффектной резной колоколенкой. Не менее великолепны интерьеры храма – крестообразный в плане неф купола и мраморный с инкрустацией иконостас. Исключительную художественную ценность представляет алтарь, выполненный из белого итальянского мрамора и украшенный тонкой резьбой армянского национального орнамента. Необходимо отметить, что в дальнейшем армянскую церковь в Ялте постигла судьба многих храмов на территории СССР. В 1960-х годах здесь был открыт Ялтинский краеведческий музей, проходили киносъемки известных фильмов: «Овод», «Три толстяка», «Щит и меч», «Мастер и Маргарита». К 150-летию Ялты в 1986 году Армянская церковь была отремонтирована и реставрирована. В храме восстановлено богослужение, сопровождающееся прекрасной органной музыкой; это одно из редких и значительных украшений города. В 1993 году началось восстановление знаменитого армянского монастыря Сурб Хач – событие, которое не могло оставить равнодушными ни местных армян, ни их соотечественников вне Крыма. В конце 1997 года армянская община Крыма радовалась знаменательному событию: 13 декабря в Симферополе на армянском кладбище была освящена новая церковь Сурб Акоб (Святого Якова). Кроме Ялты и Симферополя, армянские церкви действуют в Феодосии, Евпатории и Бахчисарае других городах.
Армянская церковь в Ялте
|