Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Католики в Крыму
Автор-составитель А.Ю. Кузьмин, к.и.н., доц. Согласно церковной традиции первые христиане появились в Крыму в I столетии. Известно, что в этот период апостол Андрей проповедовал в Херсонесе. Также считается, что святой Папа Климент I погиб около 100 года мученической смертью в Крыму. Для крымских католиков и православных особое значение имеют двое святых – это мученики св. Климент и св. Мартин. Св. Климент третий приемник святого Петра. О жизни и деятельности папы св. Климента дошло до нас мало достоверных сведений, как и о его предшественниках на Римской Кафедре. К настоящему времени сохранились оригинальные послания данного понтифика. Легенды о святом Клименте распространились по всей Европе, в том числе достигнув и далекой от Рима Руси. Liber Pontificalis сообщает, что святой Климент родился в Риме. Тертуллиан писал об этом, что он также был поставлен в епископы Рима самим апостолом Петром. В конце IV века появляются сведения о мученической кончине святого Климента. Особой страницей в истории Католической Церкви в Крыму является присутствие в XII-XIV веках генуэзских поселенцев, живших по всему побережью. В этот период на полуострове существовало 5 епархий и много монастырей, особенно францисканских и доминиканских. После падения Константинополя (1453) Крым перешёл под власть Османской империи. Однако в Крымском Ханстве христиане пользовались относительной свободой вероисповедания. Новый подъем католичества в Крыму приходится на начало XIX века, когда сюда стекались многочисленные переселенцы из Польши, Франции, Германии, Чехии. В дальнейшем служение католической Церкви на полуострове велось среди этих переселенцев, составивших основу католического населения Крыма. Католическое присутствие в конце XIX – начале ХХ века было заметным в Симферополе. Здесь имелся католический храм с великолепным образом Преображения Господня, работой мюнхенского художника Байдемана. При храме действовала церковно-приходская школа для детей. Был здесь и армяно-католический храм, прихожанами которого являлось около 90 семей. Приход вел активную благотворительную работу среди бедных. В 1906 году в Ялте был возведен костел Пресвятой Богородицы. Город заметно преобразился очередным произведением великого зодчего Н. П. Краснова. В это же время в костеле начались богослужение. Но строительство не было закончено, не была возведена колокольня. И по сей день колокольню так и не построили. Вообще, начало строительства костела в городе Ялте уходит в историю, в 1885 год. Тогда католическая община в городе насчитывала около 500 человек. А домик, который находился по улицы Почтовой, не мог вместить такое количество людей. Тогда местные католики пошли за помощью к заместителю министра, чтобы тот дал им разрешение на постройку молитвенного дома для людей римско-католического исповедания, но вопрос долго не решался. И католическая община, желая ускорить процесс, начала сама поиск подходящего земельного участка. В 1898 году строительство было санкционировано. Строительный комитет дал заказ на новый проект Н. П. Краснову. На то время стоимость такого проекта составляла по смете 75.000 руб. Как уже отмечалось выше, строительство здания завершилось в 1906 году. К этому времени на территории Таврической губернии проживало около 20.000 католиков. При этом необходимо отметить, что католическая церковь Крыма административно относилась к Тираспольской епархии. После революции 1917 года многие католики эмигрировали за границу, а некоторые, во главе с симферопольским епископом Александром Фризоном, отдали жизнь за верность Христу. Следующим ударом по католической Церкви в Крыму было выселение немцев (1941), составлявших к тому времени большинство верующих католиков. Коснулись изменения и культовых зданий. Костел Пресвятой Богородицы в Ялте действовал как религиозное учреждение до 1928 года. Далее, там была размещена экспозиция отдела советского общества, потом выставка голограмм, после стал действовать отдел фондов Ялтинского исторического музея. В 1988 году в костеле был открыт дом органной и камерной музыки, был завезён долгожданный орган. Тогда и сделали там новый интерьер, заказали специальную мебель и установили цветные витражи. В 1991 году было сообщено о возвращении костела верующим. В настоящее время приход принадлежит Одесско-Симферопольской епархии Римско-Католической Церкви. Приход насчитывает около 200 человек разных национальностей, жителей Большой Ялты и Алушты. Священники и прихожане готовят еженедельную религиозную программу, которая транслируется по Крымскому радио. Пастырское служение в приходе совершают иеромонахи Доминиканского Ордена. В настоящее время в Крыму действует 13 католических приходов латинского обряда. По разным оценкам и итогам различных социальных опросов в Крыму к католикам можно отнести не более 1% населения.
Храм Непорочного зачатия Пресвятой Богородицы (Ялта)
|