Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические материалы
Клименко А.В., канд. истор. наук; Несмелова М.Л., канд. пед. наук При проведении уроков и мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма, следует опираться на принятые в современном российском образовании научно обоснованные подходы. Деятельностный подход. Он исходит из мысли о том, что формирование личности ребенка и ее проявления происходят в деятельности. ФГОС оперирует понятием системно-деятельностный подход, который обеспечивает: «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»[150]. Деятельностный подход при рассмотрении общности судеб России и Крыма может быть реализован через систему познавательных заданий, ориентированных на поиск и осмысление информации, анализ разнообразных источников информации. Личностно-ориентированный подход. Данный подход «означает, во-первых, создание благоприятной среды для личностного роста учащихся и учителей, во-вторых, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»[151]. Личностно-ориентированный подход предполагает создание личностно-значимых учебных и внеучебных ситуаций. Культурологический подход. Он предполагает объединение в образовательном процессе «специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, на основе принципа культуросообразности и закономерностей развития личности»[152]. Проблемный подход. Такой подход предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения, способности и другие личностно значимые качества[153]. Межпредметный (междисциплинарный) подход. Он предполагает, прежде всего, синтез результатов учебной деятельности в рамках различных школьных предметов в процессе комплексного изучения конкретного объекта и связанного с ним круга проблем[154]. Краеведческий подход. Он заключается в комплексном изучении определенной территории, которое подразумевает, что на базе одной из научных дисциплин (истории или географии) объединяются знания других (экологии, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, литературы и др.). Оба последних подхода интересны тем, что позволяют школьникам осуществить комплексное исследование любого объекта в Крыму с привлечением данных различных наук и увидеть, какие преимущества имеет междисциплинарное исследование, какие новые стороны объекта она позволяет увидеть и изучить. Все перечисленные выше научные подходы реализуются в разнообразных формах уроков и внеклассных занятий. Эффективность использования любой из предложенных ниже форм обусловлена рядом обстоятельств: 1) занятия должны носить деятельностный характер, репродуктивные виды учебной работы не принесут ожидаемых результатов; 2) практической направленностью как содержания, так и отбираемых технологий, форм и средств проводимых занятий; 3) занятия должны не только (и даже может быть не столько) формировать знания об истории, литературе, культуре и т.п. Крыма, сколько содействовать развитию личностных структур и качеств обучающихся; 4) немаловажным представляется также и учет возрастных особенностей коллектива обучающихся. Среди форм уроков и внеклассных занятий, посвященных воссоединению России и Крыма, можно выделить следующие[155]. Урок-дискуссия – предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Одной из целей дискуссии является установление путей решения поставленной проблемы. Примерн темы урока-дискуссии «Крым … не стоил и одной войны, а из-за него воевали дважды» (В. О. Ключевский). Принятие Крыма в состав Российской Федерации: за и против. Учебная конференция – вид дискуссии, где обсуждение предваряется коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение. Пример темы учебной конференции Крым в русской литературе «Нашему Крыму с чем сравниться? Не с чем нашему Крыму сравниваться!» (Маяковский В. «Крым») «Назло неистовым тревогам ты, дикий и душистый край, Практическое занятие – форма организации обучения, предполагающая выполнение разнообразных работ с источниками информации, упражнения, направленные на расширение, углубление, закрепление и применение полученных знаний и умений. Пример темы практического занятия Живые голоса истории: современники и историки об обороне Севастополя в годы Крымской войны Документы свидетельствуют: присоединение Крыма к Российской империи Проблемный урок – урок, направленный на разрешение проблемной ситуации. Технология проблематизации представляет собой создание и разрешение в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя специально организованной проблемной ситуации на уроке. Для организации обучения истории, например, особенно желательно, чтобы проблемная ситуация соответствовала двум критериям: 1) значимость для истории отдельной страны или мира в целом; 2) актуальность на протяжении длительного исторического отрезка времени демонстрирация взаимосвязи исторических событий с современностью. Примерная тема проблемного урока Россия и Крым: общность исторических судеб. Право наций на самоопределение: реальность XXI века Урок в музее – это специфическая форма учебного процесса, которая, с одной стороны, сохраняет основные характеристики традиционных школьных урочных форм учебной работы, а с другой – отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся становятся музейные предметы – подлинные памятники истории и культуры. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник нового знания. Таким образом, реализация задач школьного образования происходит не в стенах традиционного школьного класса, а в образовательной среде музея. Примерная тема урока в музее Крым – мозаика культур Очарование Крыма Пушкинских милых времен. (Цветаева М. «Встреча с Пушкиным») Заочное путешествие (воображаемая экскурсия) – форма занятия, имитирующая ситуацию посещения экскурсионных объектов с целью их наблюдения и изучения. Примерные темы заочных путешествий «Любил я странствовать по Крыму...» (Набоков В. «Крым») «Холмы Тавриды, край прелестный – Я снова посещаю вас...» (Пушкин А.С. «Таврида») «Где волны кроткие Тавриду омывают, И Фебовы лучи с любовью озаряют Севастополь – город русской славы
Ролевая игра – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей ролевого поведения в рамках предложенных сценарных условий. Примерные темы ролевых игр Екатерина II в Крыму Крым – дом поэтов: русские писатели в Крыму в годы Революции и Гражданской войны Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п. Примерные темы деловых игр Модель ООН: заседание Совета Безопасности ООН по «крымской проблеме» Крым сегодня: верстка газеты, посвященной актуальным проблемам развития Крыма в составе Российской Федерации Игры состязательного типа – личное или командное соревнование в эрудиции; это, как правило, игры-викторины, которые предполагают ответы на вопросы из различных областей знания. Формы игр-состязаний Командная игра «Что? Где? Когда»» «Брэйн-ринг» «Своя игра» «Кто хочет стать миллионером?» «Исторический аукцион» «Блеф-клуб»
|