Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические материалы






Клименко А.В., канд. истор. наук;

Несмелова М.Л., канд. пед. наук

При проведении уроков и мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма, следует опираться на принятые в современном российском образовании научно обоснованные подходы.

Деятельностный подход. Он исходит из мысли о том, что формирование личности ребенка и ее проявления происходят в деятельности. ФГОС оперирует понятием системно-деятельностный подход, который обеспечивает: «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»[150]. Деятельностный подход при рассмотрении общности судеб России и Крыма может быть реализован через систему познавательных заданий, ориентированных на поиск и осмысление информации, анализ разнообразных источников информации.

Личностно-ориентированный подход. Данный подход «означает, во-первых, создание благоприятной среды для личностного роста учащихся и учителей, во-вторых, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»[151]. Личностно-ориентированный подход предполагает создание личностно-значимых учебных и внеучебных ситуаций.

Культурологический подход. Он предполагает объединение в образовательном процессе «специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, на основе принципа культуросообразности и закономерностей развития личности»[152].

Проблемный подход. Такой подход предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения, способности и другие личностно значимые качества[153].

Межпредметный (междисциплинарный) подход. Он предполагает, прежде всего, синтез результатов учебной деятельности в рамках различных школьных предметов в процессе комплексного изучения конкретного объекта и связанного с ним круга проблем[154].

Краеведческий подход. Он заключается в комплексном изучении определенной территории, которое подразумевает, что на базе одной из научных дисциплин (истории или географии) объединяются знания других (экологии, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, литературы и др.).

Оба последних подхода интересны тем, что позволяют школьникам осуществить комплексное исследование любого объекта в Крыму с привлечением данных различных наук и увидеть, какие преимущества имеет междисциплинарное исследование, какие новые стороны объекта она позволяет увидеть и изучить.

Все перечисленные выше научные подходы реализуются в разнообразных формах уроков и внеклассных занятий. Эффективность использования любой из предложенных ниже форм обусловлена рядом обстоятельств:

1) занятия должны носить деятельностный характер, репродуктивные виды учебной работы не принесут ожидаемых результатов;

2) практической направленностью как содержания, так и отбираемых технологий, форм и средств проводимых занятий;

3) занятия должны не только (и даже может быть не столько) формировать знания об истории, литературе, культуре и т.п. Крыма, сколько содействовать развитию личностных структур и качеств обучающихся;

4) немаловажным представляется также и учет возрастных особенностей коллектива обучающихся.

Среди форм уроков и внеклассных занятий, посвященных воссоединению России и Крыма, можно выделить следующие[155].

Урок-дискуссия – предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Одной из целей дискуссии является установление путей решения поставленной проблемы.

Примерн темы урока-дискуссии

«Крым … не стоил и одной войны, а из-за него воевали дважды» (В. О. Ключевский).

Принятие Крыма в состав Российской Федерации: за и против.

Учебная конференция – вид дискуссии, где обсуждение предваряется коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.

Пример темы учебной конференции

Крым в русской литературе

«Нашему Крыму с чем сравниться? Не с чем нашему Крыму сравниваться!» (Маяковский В. «Крым»)

«Назло неистовым тревогам ты, дикий и душистый край,
как роза, данная мне Богом, во храме памяти сверкай» (Набоков В. «Крым»)

Практическое занятие – форма организации обучения, предполагающая выполнение разнообразных работ с источниками информации, упражнения, направленные на расширение, углубление, закрепление и применение полученных знаний и умений.

Пример темы практического занятия

Живые голоса истории: современники и историки об обороне Севастополя в годы Крымской войны

Документы свидетельствуют: присоединение Крыма к Российской империи

Проблемный урок – урок, направленный на разрешение проблемной ситуации. Технология проблематизации представляет собой создание и разрешение в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя специально организованной проблемной ситуации на уроке.

Для организации обучения истории, например, особенно желательно, чтобы проблемная ситуация соответствовала двум критериям: 1) значимость для истории отдельной страны или мира в целом; 2) актуальность на протяжении длительного исторического отрезка времени демонстрирация взаимосвязи исторических событий с современностью.

Примерная тема проблемного урока

Россия и Крым: общность исторических судеб.

Право наций на самоопределение: реальность XXI века

Урок в музее – это специфическая форма учебного процесса, которая, с одной стороны, сохраняет основные характеристики традиционных школьных урочных форм учебной работы, а с другой – отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся становятся музейные предметы – подлинные памятники истории и культуры. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник нового знания. Таким образом, реализация задач школьного образования происходит не в стенах традиционного школьного класса, а в образовательной среде музея.

Примерная тема урока в музее

Крым – мозаика культур

Очарование Крыма Пушкинских милых времен. (Цветаева М. «Встреча с Пушкиным»)

Заочное путешествие (воображаемая экскурсия) – форма занятия, имитирующая ситуацию посещения экскурсионных объектов с целью их наблюдения и изучения.

Примерные темы заочных путешествий

«Любил я странствовать по Крыму...» (Набоков В. «Крым»)

«Холмы Тавриды, край прелестный – Я снова посещаю вас...» (Пушкин А.С. «Таврида»)

«Где волны кроткие Тавриду омывают, И Фебовы лучи с любовью озаряют
Им древней Греции священные места» (Батюшков К. «Таврида»)

Севастополь – город русской славы

 

Ролевая игра – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей ролевого поведения в рамках предложенных сценарных условий.

Примерные темы ролевых игр

Екатерина II в Крыму

Крым – дом поэтов: русские писатели в Крыму в годы Революции и Гражданской войны

Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.

Примерные темы деловых игр

Модель ООН: заседание Совета Безопасности ООН по «крымской проблеме»

Крым сегодня: верстка газеты, посвященной актуальным проблемам развития Крыма в составе Российской Федерации

Игры состязательного типа – личное или командное соревнование в эрудиции; это, как правило, игры-викторины, которые предполагают ответы на вопросы из различных областей знания.

Формы игр-состязаний

Командная игра «Что? Где? Когда»»

«Брэйн-ринг»

«Своя игра»

«Кто хочет стать миллионером?»

«Исторический аукцион»

«Блеф-клуб»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал