![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В культурологии
Ж. Бодрийар
конспект неклассика: структурализм
Структурализм в отличие от экзистенциализма, превозносящего субъективность и иррациональность индивидуального бытия, выявляет некие объективные механизмы в формах культуры и духовного творчества человека. Главные постулаты структурализма: в явлениях культуры есть некие общие логические структуры, которые лежат на поверхности и могут быть выявлены лишь в ходе глубинного истолкования культуры; логические структуры культуры являются структурами психической и духовной деятельности человека; фундаментом духовной культуры является языковая деятельность человека (культура оформляется через язык и посредством языка). Замысел “аутентичного” структурализма, по Леви-Стросу, состоял в переносе конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук. Леви-Строс пытается выполнить эту задачу на материале этнографии, формализуя в терминах бинарной оппозиции и теории коммуникации системы родства примитивных народов, ритуалы, мифы и т.д. 188 экскурс
Различные понятийные конструкты – “ментальные структуры” Леви-Строса, “эпистема” Фуко, “символический порядок” Лакана - претендуют на формализацию, развитие, прояснение взглядов на природу и функции бессознательного.
Согласно М. Фуко, философия как археология гуманитарных наук исследует не смену научных концепций, а смену философских дискурсов (семантико-ментальных структур сознания). конспект неклассика: структурализм
II поколение структурализма (М. Фуко, Р.Барт, Ж. Лакан) работали в стороне от проекта леви-стросовской “материализации” гуманитаристики. М. Фуко выявляет глубинные конфигурации языка различных эпох, анализируя в синхроническом срезе области языкознания, биологии и политической экономии. Р. Барт ищет структурно-семиотические закономерности в “языках” различных феноменов культуры (массовых коммуникаций, моды и т.п.), переходя впоследствии к описанию процессов означивания в литературных, преимущественно модернистских, произведениях. Ж. Лакан, исходя из гипотезы об аналогии функционирования бессознательного и языка, реформирует психоанализ, предлагая сосредоточиться на анализе и корректировке символических структур языка, терапевтически вмешиваясь тем самым в бессознательные аномалии. Характер постструктурализма определяют положения об “открытости произведения”, социально-политических контекстах “структур”, переносе акцентов анализа с систем готового значения на процесс его производства с атрибутивными для них моментами разрыва и сбоя (поздний Р. Барт, Ж. Бодрийар, У. Эко, Ж. Деррида, Ж. Делёз). 189 персоналии
|