Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пьер Дюгем






1861 - 1916)

французский физик, историк и философ науки

 

Сочинения:

“Физическая теория, Ее цель и строение”, 1904

 

 


конспект концепция реформ

 

Критикуя представление о беспредпосылочной научной революции XVII века, Пьер Дюгем предлагает альтернативную континуалистскую концепцию, смысл которой состоит в том, что каждое достижение науки может быть модифицировано (т.е. не опровергнуто, а видоизменено, реформировано).

В историческом развитии науки Дюгем видит непрерывную борьбу между природой, “не устающей производить”, и разумом, “без устали дознающимся до сути природы”. По мнению Дюгема, наука идет вперед постольку, поскольку опыт вскрывает все новые соотношения между законами и фактами, поскольку физики возвращаются и пересматривают законы, обретая возможность представить факты наиболее точно.

Метод критического эксперимента (если из двух гипотез одна ложная, значит другая – истинная) Дюгем считает не приемлемым, т.к. ложными могут быть обе (“Истинность теории не устанавливается по принципу: орел или решка”).

Экспериментатор неустанно обнаруживает неизвестные доселе факты и формулирует новые законы, теоретик непрерывно разрабатывает все более точные и экономичные системы, чтобы человеческий ум смог сохранить все эти богатства.


144 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

 

ТЕМА:

КОНЦЕПЦИЯ СМЕНЫ ПАРАДИГМ

 

Лит.:

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория. М., 2006.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



145 экскурс

 

Кун считал, что научное развитие подобно развитию биологического мира представляет собой однонаправлены и необратимый процесс.

Мнение о том, что новая парадигма включает старую как частный случай, Кун считает ошибочным. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. При изменении парадигмы меняется весь мир ученого, так как не существует объективного языка научного наблюдения.


конспект концепция смены парадигм

 

В качестве альтернативы существующим моделям развития науки, Томас Кун предложил концепцию смены общенаучных парадигм. Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов - “нормальной науки” и “научных революций”.

Анализируя историю науки, К. говорит о возможности выделения следующих стадий ее развития: допарадигмальная наука, нормальная наука (парадигмальная), экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция).

Допарадигмальная наука характеризуется отсутствием парадигм: наука представляет собой эклектичное соединение различных альтернатив-ных гипотез и конкурирующих научных сообществ. Нормальная наука основана на парадигме (дисциплинарной матрице), выступающей как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Экстраординарная наука характеризуется распадом парадигм, т.е научной революцией: наряду со старой парадигмой активно развивается множество альтернативных гипотез, дающих различную интерпретацию научным аномалиям.


146 словарь

 

Антикумулятиви’зм

(от греч. anti – против и лат. cumulo - собираю, накапливаю) концепция, утверждающая, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов.


хрестоматия Кун Т. Структура научных революций

 

Что такое научные революции и какова их функция в развитии науки? Научные революции рассматриваются как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой. Таким образом, должен, очевидно, возникнуть конфликт между парадигмой, которая обнаруживает аномалию, и парадигмой, которая позднее делает аномалию закономерностью. Никакого другого эффективного пути к научному открытию нет.

Почему изменение парадигмы должно быть названо революцией? Научные революции во многом начинаются с возрастания сознания, что существующая парадигма перестала адекватно функционировать при исследовании того аспекта природы, к которому сама эта парадигма раньше проложила путь. И в политическом и в научном развитии осознание нарушения функции, которое может привести к кризису, составляет предпосылку революции.

В принципе есть только три типа явлений, которые может охватывать вновь созданная теория.


147 словарь

 

Цит.:

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.


хрестоматия Кун Т. Структура научных революций

 

Первый состоит из явлений, объяснимых уже с точки зрения существующих парадигм; эти явления редко представляют собой причину или отправную точку для создания теории. Когда они все же порождают теорию, то результат редко оказывается приемлемым, потому что их природа не дает никакого основания для того, чтобы предпочитать новую теорию старой.

Второй вид явлений представлен теми, природа которых указана существующими парадигмами, но их детали могут быть поняты только при дальнейшей разработке теории. Это явления, исследованию которых ученый отдает много времени, но его исследования в этом случае нацелены на разработку существующей парадигмы, а не на создание новой.

Только когда эти попытки в разработке парадигмы потерпят неудачу, ученые переходят к изучению третьего типа явлений, к осознанным аномалиям, характерной чертой которых является упорное сопротивление объяснению их существующими парадигмами. Только этот тип явлений и дает основание для возникновения новой теории. Парадигмы определяют для всех явлений, исключая аномалии, соответствующее место в теоретических построениях исследовательской области ученого.


148 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

 

ТЕМА:

КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ СМЕНЫ ПАРАДИГМ Т. КУНА

Лит.:

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория. М., 2006.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



149 словарь

 

Паради’гма

(от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания.

 


конспект критика концепции Т. Куна

 

Модель развития науки как смены парадигм, предложенная Куном, не была безупречной.  Кун не вскрыл механизма научных революций, механизма формирования новых программ, не проанализировал соотношение таких явлений, как традиции и новации. ‚ Программы, в которых работает ученый, Кун понимает слишком суммарно и недифференцированно, что создает иллюзию большой обособленности различных научных дисциплин. Однако осознание всего многообразия этих программ приводит к противоположной трудности, к утрате четких дисциплинарных границ. ƒ Ученый у Куна жестко запрограммирован, и Кун всячески подчеркивает его парадигмальность. Однако, если программ достаточно много, то ученый приобретает свободу выбора, что, вероятно, должно существенно изменить картину. „ Модель Куна неспецифична и не решает проблему демаркации, ибо очевидно, что парадигмальность присуща не только науке, но и другим сферам культуры и человеческой деятельности вообще. Решение этой проблемы нужно, вероятно, искать не на пути формулировки нормативных требований, предъявляемых к деятельности, а на пути анализа науки как целого, как надличностного образования.


150 словарь

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал