![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эксперимент 1.
Предположим, что все наши машины и орудия труда разрушены, а также уничтожены все наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако библиотеки и наша способность учиться, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоления значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова. К. Поппер Логика и рост научного знания хрестоматия Поппер К. Логика и рост научного знания
Если использовать слова «мир» или «универсум» не в строгом смысле, то мы можем различить следующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний, и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства. Я полагаю, отчасти подобно наивному реалисту, что существует физический мир и мир состояний сознания и что они взаимодействуют между собой, и я считаю также, что существует третий мир. Обитателями моего третьего мира являются теоретические системы, другими важными его жителями являются проблемы и проблемные ситуации. Однако его наиболее важными обитателями являются критические рассуждения и то, что может быть названо — по аналогии с физическим состоянием или состоянием сознания — состоянием дискуссий или состоянием критических споров; конечно, сюда относится и содержание журналов, книг и библиотек. 159 словарь
Интернали’зм (от латинского internus - внутренний) гносеологическая позиция, признающая движущей силой развития науки факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций.
Цит.: Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. хрестоматия Поппер К. Логика и рост научного знания
< …> Наряду с тремя основными тезисами я формулирую три дополнительных тезиса. Первый дополнительный тезис состоит в том, что третий мир есть естественный продукт человеческого существа, подобно тому как паутина является продуктом поведения паука. Второй дополнительный тезис состоит в том, что третий мир в значительной степени автономен, хотя мы постоянно воздействуем на него и подвергаемся воздействию с его стороны. Он является автономным, несмотря на то, что он есть продукт нашей деятельности и обладает сильным обратным воздействием на нас, то есть воздействием на нас как жителей второго и даже первого миров. Третий дополнительный тезис состоит в том, что посредством этого взаимодействия между нами и третьим миром происходит рост объективного знания и что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом, то есть эволюцией растений и животных. Объективная эпистемология, исследующая третий мир, может в значительной степени пролить свет на второй мир субъективного сознания но обратное неверно. 160 оглавление ЛЕКЦИЯ: НЕКЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ТЕМА: НЕКЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ 161 оглавление
Представители: А. Бергсон В. Дильтей М. Унамуно Г. Зиммель О. Шпенглер Х. Ортега-и-Гассет
конспект неклассика: философия жизни
Рубеж XIX-XX века отмечен поиском новых методов в гуманитарных науках, которые характеризуются: критикой Рационализма и обращение к иррационализму (интуитивизм); понимание философии не как мышления, а как интерпретации (герменевтика). Совокупность различных направлений этого времени определяется как философия жизни. Философия жизни стремится “понять жизнь из нее самой”; стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание - от понятия, “творческое” - от “механического”. В центре Философии жизни – понятие потока жизни как абсолютного и бесконечного начала мира, которое (в отличие от инертной материи) активно, многолико, находится в состоянии вечного движения и изменения. Жизнь нельзя понять ни с помощью чувств, ни с помощью разума – она доступна лишь переживаниям и постигается интуитивно. Истоки Философии жизни могут быть обнаружены в немецком илеализме (Шеллинг, Гегель) и философии волюнтаризма (Мировая Воля А. Шопенгауэра, воля к власти Ф. Ницше). 162 оглавление
|