Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отрицательные






черты интернали’зма:

имманентизм, явная недооценка социальной, исторической и субъективной природы научного познания, игнорирование культурной и экзистенциальной мотивации научного познания.


конспект механизмы развития науки: интернализм

 

Интернализм (внутренний) – главную движущую силу развития науки составляют внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы и программы исследования. Научное знание должно рассматриваться как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развитости социкма и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и т.д.).

Необходимо различать две версии интернализма:

Эмпирическое направление: источником роста содержания научного знания является нахождение (поиск, установление, открытие) новых фактов, которые составляют эмпирический базис. Теория суть вторичное образование, представляющее собой систематизацию и обобщение фактов.

Рационалистическое направление: основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по своей сути всегда есть либо результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинации уже имеющихся идей. Основанием открытий является интеллектуальный преформизм (все возможное знание уже предзаданоопределенным множеством априорных базисных идей).


137 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

 

ТЕМА:

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЭКСТЕРНАЛИЗМ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.


 


138 экскурс

 

Согласно экстернализму, роль социокультурной среды состоит в том, что она способна “провоцировать” рождение конкретной идеи. Между наукой и ее социальным окружением существует скорее отношение “кооперации”, “резонанса”, когда их “созвучие” способствует рождению новой идеи, показывая ее востребованность.

 


конспект механизмы развития науки: экстернализм

 

Экстернализм (внешний): основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление и темп ее развития, но и содержание научного знания являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания.

Идейные истоки экстернализма уходят свои корнямив Новое время, период становления классического естествознания, когда наука была признана важнейшим средством освобождения человека перед силами природы и достижения всеобщего счастья (Ф. Бэкон – «знание – сила»).

Будучи едины в признании существенного влияния общества и его потребностей на развитие науки, экстерналисты расходятся в оценке значимости различных социальных факторов на это развитие. Одни считают главными факторами, влияющие на развитие науки, экономические, технические и технологические потребности общества (Дж. Бернал, Б. Гессен и др.); другие – тип социальной организации (А. Богданов); третьи – господствующую культурную доминанту общества (О. Шпенглер), четвертые – наличный духовный потенциал общества (религия, философия, искусство, нравст-


139 экскурс

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал