![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экстернализма
недооценка внутренних стимулов развития науки, относительной самостоятельности и независимости развития науки от общества в целом и различных его подсистем; скатывание на позиции абсолютного релятивизма и субъективизма (П. Фейерабенд).. конспект механизмы развития науки: экстернализм
венность, архетипы национального самосознания), пятые – конкретный тип взаимодействия всех указанных выше факторов, образующий наличный социокультурный фон науки, ее инфраструктуру (В. Купцов); шестые - локальный социальный и социально-психологический контекст деятельности научных коллективов и отдельных ученых (Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Малкей). Вплоть до 70-х гг. большинство экстерналистов (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Мангейм, Ю. Хабермас) считали, что социальные факторы влияют только на направление и темпы развития науки (как реакция на определенный “социальный заказ” со стороны общества). Однако развитие методологии, социологии и истории науки во второй половине ХХ века приводит ученых (Т. Куна, П. Фейерабенда, Л. Лаудана, М. Малкея) к мысли о том, что социальные факторы влияют также и на метод науки и ее когнитивные результаты (характер предлагаемых учеными решений проблем). Среди основных концепций развития научного знания наиболее приемлемым оказывается “ срединный путь ”, исходящий из взаимосвязи внутринаучных факторов (включая когнитивные мутации) и социокультурных факторов. Именно это взаимосвязь и образует подлинную основу развития системы научного знания. 140 оглавление ЛЕКЦИЯ: ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: КОНЦЕПЦИЯ ОДНОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Лит.: Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999. 141 экскурс
Представление о беспредпосылочной научной революции XVII века давало неверное представление не только об истории науки, но и о самой природе научного знания, вырывая науку из того естественного культурного контекста, в котором она возникла и в котором она в любую историческую эпоху существует.
конспект концепция одной глобальной революции
Вплоть до рубежа XIX - XX веков самой популярной идеей развития научного знания была, идея одной глобальной революции, основы которой заложили еще Ф. Бэкон, Р. Декарт и Г. Галилей. Суть данной теории в том, что научный взгляд на мир есть результат революционной победы над суевериями и предрассудками, произошедший в XVI-XVII веках. Эпоха Просвещения легитимировала тезис о “чудесном” возникновении науки в XVII веке, которому, согласно этой идеологии, предшествовало Возрождение - время прогрессивного освобождения человеческого разума от “пут средневекового обскурантизма”, а все то, что было прежде, т.е. от заката античности до XV - XVI веков, было названо “темными веками”, временем, когда европейская цивилизация и наука беспомощно топтались на месте, интеллектуально и социально скованные догматизмом христианского церковного миропонимания. В этот же идеологический фарватер “встраивались” в конце XIX века и наиболее известные изложения истории А. Хеллера, Э. Маха и т.д. Первым, кто в своих исторических работах показал, что наука отнюдь не вдруг “спустилась к нам с небес” в XVII столетии был П. Дюгем. 142 оглавление ЛЕКЦИЯ: ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМ (КОНТИНУАЛИЗМ)
Лит.: Катасонов В.н. Позитивизм и христианство: философия и история науки Пьера Дюгема 143 персоналии
|