Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 : оружие Волжской Булгарии






 

Данная глава охватывает исторические этапы и пути развития вооружения и военного искусства населения Волжской Булгарии X - начала XIII в.

Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии, в эпоху средневековья, было достаточно ярким и самобытным явлением в истории военного искусства Восточной Европы, представляющим собой сплав ряда неоднородных и разнохарактерных элементов. Во многом это объясняется географическим положением Волжской Булгарии, чья военная организация испытывала влияние военной техники из различных регионов Евразии и выработала свою, во многом оригинальную систему военного дела.

Анализ предметов вооружения и письменных источников позволил наметить два этапа в истории военного дела булгар X - XIII вв., которые в целом совпадают с развитием всего булгарского общества: раннесредневековый (X -первая половина XII в.), развитый феодальный (вторая половина XII - XIII в.). Разумеется, соотношение комплекса вооружения и ступени социально-экономической эволюции общества могло быть весьма различным и многофакторным. Нельзя отрицать и обратного влияния развития оружия на совершенствование ремесленного производства. Однако определяющим фактором, несомненно, является зависимость военного дела от уровня развития вооружения и социальной структуры общества. Все это наглядно подтверждает история булгарского военного искусства. Истоки булгарского, вооружения и военного дела домонгольского периода уходят корнями в раннебулгарское время, когда в Среднем Поволжье начал формироваться из разрозненных этноплеменных объединений булгарский союз племен с соответствующими институтами (вождь-правитель и дружина) и характерным набором оружия.

Дальнейший прогресс булгарского военного дела был связан с внутренней трансформацией общества, приведшей к созданию в начале X в. раннефеодального государства. Это способствовало значительному изменению набора вооружения булгар и выработке арсенала боевых средств, который в последующие века будет определять облик всего их военного дела. Многие виды вооружения появились у булгар впервые именно в это время: например, мечи, булавы, некоторые формы копий и топоров, щиты с полушаровидными умбонами и др. Определяющее значение в комплексе боевых средств, тем не менее, продолжает сохранять привычный набор оружия и снаряжения, хотя и в несколько модифицированном виде. Выделяется особый арсенал дружинного боевого снаряжения, который в X - XI вв. состоял из сабель, мечей, пик, топориков-чеканов, булав, кольчуг и пластинчатых доспехов. Характеризуя, булгарских воинов арабские источники пишут, что «булгары ездят верхом, носят кольчуги и имеют полное вооружение». Анализ источников по данной проблеме позволил установить, что уже в X в. основой военного могущества правителя болгар - этельбера - была его дружина. Сама дружина не была однородной и даже на начальном этапе своего оформления заметно дифференцировалась. На одном ее полюсе скапливается слой знатных дружинников, постепенно превращающихся в военно-служилую знать, земельных собственников а на другом - " младших" дружинников - слуг, воинов профессионалов. В военном отношении дружина - это сложный организм, составляющий ядро войска и его высший командный состав. Часть знатных дружинников, в свою очередь, имела собственные воинские отряды. В результате оформления новой военной организации в X - XI вв. окончательно выделяются тяжелая и легкая конницы, а также имевшая вспомогательное значение пехота. Кроме них в булгарскую армию входили ополчения зависимых «царств» и племен, среди которых особую роль играли буртасы, венгры («маджгарды») и восточнофинские народы. Подобная система существовала в X - XI веках у ряда народов Восточной Европы и Азии и сочетала, наряду с феодальными, черты племенной организации. Смешанная (феодально-племенная) военная система, когда основу военной организации составляли дружины князей и ополчения-племен, обуславливала построение булгарских войск на поле боя и их тактику. Система боевого расположения полков перед сражением имела трехчленный характер.

Само сражение в IX - XIII вв. представляло собой, видимо, последовательное введение в бой легкой и тяжелой кавалерии с целью пробить фронт противника. Первым в бой вступал авангард из конных лучников, которые проносились перед строем противника, накатываясь на него, волна за волной, засыпая стрелами и стараясь нанести как можно больший урон врагу и расстроить его ряды. Подобная тактика применялась многими евразийскими народами. Задача авангарда состояла в том, чтобы заставить противника начать отступать или же вынудить его атаковать, после чего в бой вступали основные силы, а конные стрелки отходили, вероятно, на фланги. Решающий удар при этом наносила вступающая в рукопашный бой тяжеловооруженная дружина, которая расчленяла боевые порядки противника и обращала его в бегство. Бегущего или отступающего противника преследовала легковооруженная конница. Применение оружия в таком бою имело свою логичную последовательность. На первом этапе боя главную роль играло метательное оружие, и успешное его использование напрямую зависело от качества луков и необходимого разнообразия наконечников стрел. Наибольший урон от такого обстрела, несомненно, несли воины без защитного вооружения, а это, как правило, были незнатные ратники, пехотинцы. Кульминацией боя был второй этап, когда исход его решался единоборством с оружием ближнего боя. В сражение вступали сомкнутой массой тяжелые кавалеристы с полным набором различных боевых средств. Причем, судя по преобладающему характеру копий, они, скорее всего, использовались неоднократно. Первая сшибка нередко предопределяла исход всего боя, если противник не выдерживал удара и отступал. В случае, когда лобовое столкновение передовых боевых порядков не приносило победы, сражение распадалось на отдельные схватки часто перемешивавшихся между собой отрядов и одиночных всадников с использованием оружия ближнего боя (сабли, меча, боевого топора, кистеня). На этой стадии боя участвовали все силы, он принимал всеобщий характер, поэтому редко был продолжительным, необратимо заканчиваясь победой одной из сторон. Что касается пехоты, то во время боевых действий она играла, скорее всего, вспомогательную роль и несла охрану лагеря, обозов и составляла гарнизоны крепостей. В полевом сражении пехотные отряды были своего рода живым малоподвижным бастионом, который прикрывал тыл и поддерживал боевые порядки войск. Стратегически войны велись за завоевание новых территорий и захват военной добычи. Идеологическим оправданием войн служило стремление распространить ислам на другие народы Поволжья и Приуралья.

К середине XII в. нарастают новые тенденции в военно-политической обстановке в стране. Видимо в этот период Булгария становится государством зрелого феодализма и усиливается настолько, что может соперничать за влияние в Среднем Поволжье с Владимиро - Суздальской Русью, а за Нижнее Поволжье и Приуралье с кимако-кыпчатскими ханствами. Быстротечные войны, боевые походы и набеги в этот период велись не за овладение территорией, а за захват политической власти, добычи и пленников. Эти войны вызывали изменения в наборе вооружения и структуре войска. Комплекс вооружения булгар XII - XIII вв. характеризует основной костяк их войска как феодальную рыцарскую дружину, имевшую разнообразный арсенал оружия и снаряжения. В предмонгольское время он включал пики, сабли, булавы, чешуйчатые доспехи, круглые или миндалевидные щиты, шлемы (иногда с маской-забралом), стремена и изредка шпоры. Такой рыцарский набор мог сложиться в условиях боевой практики, когда исход боя решался в столкновении тяжеловооруженных воинов, применявших таранный удар копьем. Вместе с тем наличие сабель, луков, кольчуг и плетей для управления конем говорит о мобильности дружины, ее способности вести борьбу с кочевнической конницей. Рыцарская кавалерия составляла ядро булгарского войска и своим ударом призвана была решать исход сражения.

Кроме профессионального вооружения выделяется набор оружия легковооруженных всадников и пехотинцев. Их арсенал включал лук и набор стрел, боевой топор, копье, кистень, щит, а иногда кольчугу, кожаный доспех и шлем. Как удалось установить, благодаря усовершенствованию массового оружия и снаряжения, увеличивалось значение легкой конницы, которая на поле боя выполняет особые задачи (разведка, завязка боя, действие на коммуникациях противника). Постепенно возрастала роль пехоты и в полевом бою, и особенно в боевых действиях при защите укреплений и в речных походах.

В XII - XIII вв. усложняется структура военной организации. Несмотря на некоторую децентрализацию, правитель Болгарии - эмир - продолжал оставаться организатором и командующим во время военных походов и обороны страны. Эмир осуществлял свою военную политику через " ближнюю" дружину и гвардию (хашам). Военно-служилая знать, носившая, судя по этнографическим данным, титул " йори" (" чури"), связанная иерархической системой феодального вассалитета и сосредоточившая в своих руках основные воинские контингенты, являлась основой военной организации. Кроме собственной дружины, военно-служилая знать - беки - в зависимости от ранга в государственной иерархии и размеров землепользования выставляла, очевидно, ополчение воинов с находившихся в ее власти земель. В состав булгарской армии также вливались наемные отряды кочевых народов (кыпчаков, венгров). Охрану границ осуществляли, наряду с войсками булгарских феодалов, ополчения зависимых пограничных народов (мордва, прикамские угро-финны). Анализ материала позволил приблизительно определить численность булгарского войска в домонгольский период. Подсчеты на основе разрозненных данных исторических источников и материалов палеодемографической статистики показывают, что численность булгарской армии достигала в среднем 50 тыс. воинов. Рыцарство (" йори") составляло, очевидно, 15-20 тыс. человек. Одновременно доказано, что число воинов в подразделениях (полках) постепенно менялось: от 10-20 тыс. в X. в. до 3 - 5 тыс. воинов в XII - ХIII вв. Только для отражения монгольского нашествия была собрана многочисленная объединенная армия (более 50 тыс. воинов). Все эти данные подчеркивают тенденцию к сокращению в XII - XIII вв. численности отдельных воинских коитингентов, увеличению количества профессиональных военных дружин и дробности войска, а также общему уменьшению вооруженности населения. Войско, будучи основано на иерархически организованной системе феодальных дружин, складывается из более мелких подразделений. Соответственно и боевые порядки стали более дробными, что сделало их гибкими и устойчивыми, позволило вводить войска в бой по частям, постепенно наращивая силу удара. Исход сражения решался в ближнем бою с применением всего набора оружия, которое, особенно у дружинников, отличалось специализированностью. Вероятно, к середине XII в. выделяются особенности тактики полевого боя и обороны, которые позволили максимально использовать сильные стороны булгарской армии. В полевом бою применялись различные оперативно тактические маневры, засады, отступления с последующей контратакой. Особенно ярко эта тактика проявилась в борьбе против русских дружин в 1172/73 г. и против монголов в 1223 г. Характерной чертой военного искусства Волжской Булгарии является выработка своеобразной тактики активной обороны, которая сочетала опору на хорошо укрепленный город и оперативные маневры в тылу с использованием конницы, пехоты и речных судов. Целью этих действий было измотать противника, лишить его инициативы и подготовить контрудар.

Сильные стороны такой активной обороны и полевого боя позволили булгарам долгое время противостоять войскам не только русских князей (1172, 1183 гг.), но и монгольских ханов (1223, 1229, 1232 гг.). Одновременно булгары сами осуществляли военные экспедиции и походы. Для X - начала XIII в. следует отметить завоевание буртас и постоянное давление на прикамские народы, а также походы булгар на русские города (Муром, Ярославль, Суздаль, Устюг). Данные военные операции осуществлялись чаще всего небольшими мобильными отрядами по рекам. Анализ стратегии и тактики булгар позволяет сделать вывод о высокой боевой выучке войск и их военном мастерстве.

Уровень развития булгарского военного дела можно определить только на фоне военной техники всей Восточной Европы X - XIII вв. Анализ вооружения булгар показал, что в этот период оно значительно отличается от оружия финно-угров, которые переживали упадок дружинной культуры, особенно заметный у мордовских племен. Определенное сходство наблюдается у булгар с оружием населения степей Восточной Европы, но отсутствие у последних пехотных видов " орудий войны" и некоторых типов доспеха показывает их» не полную адекватность. Наибольшее соответствие обнаруживает оружие и вся система военного дела у оседлых феодальных государствах - Булгарии и Руси. Особенно ярко общие черты проявляются в этапах эволюции основных видов оружия и, что важно отметить, целых наборов снаряжения воинов-рыцарей.

История булгарского вооружения еще раз убедительно доказывает, что наиболее динамично развиваются виды оружия, характерные для привилегированного передового рода войск того времени -тяжеловооруженной кавалерии. По ее снаряжению можно определить уровень военной техники того времени и выяснить тенденции ее развития. Универсальные виды и формы " орудий войны" позволяют судить о военно-техническом оснащении основной массы простых воинов. Как и на Руси, в Булгарии ведущими формами рыцарского вооружения были сабли, мечи, боевые топорики чеканы (в том числе и орнаментированные), граненые пики и узколезвийные копья, бронзовые золоченные булавы и сложнофигурные кистени, кинжалы, металлические панцири и шлемы. Для остального войска были более характерны широкие удлиненно-треугольные и листовидные копья, топоры универсальных форм, лук и стрелы, железные и бронзовые кистени, кожаные доспехи и щиты.

В развитии булгарского оружия и снаряжения к концу XII - началу XIII в. заметна тенденция к постепенному его утяжелению, которая в этот период была характерна для многих народов Европы (в том числе и Руси), Ближнего Востока и Центральной Азии. Именно тогда в ряде стран появляются шлем с маской и бармицей, стальной чешуйчатый доспех, длинная сабля, узколезвийная пика, массивная рогатина, булава-клевец и шестопер. Усиление защитного вооружения выдвинуло почти одновременно у многих народов Евразии (в частности, на Руси и Булгарии) на первый план прием таранного удара копьем. Это потребовало изменить традиционное конское булгарское снаряжение (наряду с плетью появились шпоры, новые виды стремян и удил) и создавать новые типы оружия с большей проникающей способностью (пики, бронебойные стрелы), а также средства оглушения, " ошеломления" противника (булавы, кистени) и средства локального разлома брони (булавы-клевцы, шестоперы). Однако булгарские дружинники были вооружены и снаряжены, видимо, несколько легче, чем западноевропейские и древнерусские. Например, им совсем не были известны кольчуги с длинными рукавами, кольчужные чулки и перчатки, наручи, налокотники поножи и т.д. Такое сравнительно облегченное вооружение булгар, вероятно, объясняется необходимостью борьбы, как со степной кочевнической конницей, так и с русскими ратями. Успешно противостоять им булгары могли благодаря сбалансированному набору вооружения, маневренности и гибкой тактике.

Основной противник Булгарии это легкий кочевник и тяжелый воин Руси. Именно поэтому ее оружие и снаряжение носят отпечаток влияния обоих противников, оставаясь своеобразным, " булгарским": более тяжелым, чем степное и более легким, чем: древнерусское. Причем если на территории Древней Руси были заметны региональные отличия в наборе вооружения Севера и Юга, то в Булгарии они пока не прослеживаются. Это можно объяснить компактностью территории и сравнительно небольшой численностью населениям и интенсивностью торговых связей внутри страны. Возможно, только, западной части Булгарии, населенной буртасами, в результате контакта с финно-угорскими племенами вооружение приобрело некоторое своеобразие. Анализ вооружения показывает, что булгарские ремесленники удовлетворяли потребности страны в оружии. В железоделательных мастерских производилось оружие, разнообразие и качество которого свидетельствуют о мастерстве и умении булгарских ремесленников. Высокий уровень металлообрабатывающего ремесла позволил булгарам экспортировать оружие в соседние страны. В целом же значительное тождество булгарской и русской военной техники и организации военного дела не может быть объяснено только заимствованием и импортированием оружия. В действительности, прежде чем перенимать какое-либо современное оружие, надо уметь его применять и иметь возможность использовать. Только находясь на сопоставимых уровнях общественного развития, Русь и Булгария могли обмениваться и взаимообогащаться новинками вооружения и тактики. Изучение историко-археологических данных позволило сделать вывод о том, что военное дело Булгарии было развивающейся системой. Булгары, постоянно усваивали военно-технические достижения и с Запада и с Востока и применяли их, преломляя через призму своих традиций и потребностей. Непрерывно пополняя арсенал боевых средств, главным образом, за счет оружия собственного изготовления, булгары следовали в русле общего развития средневековой военной техники. Особо подчеркнем, что комплекс вооружения булгар не был набором из разнородных и случайных заимствований. Он постепенно выделялся в результате целенаправленного и непрерывного накопления различных средств ведения боя. Видимо, для булгар, наряду с приобретением некоторых видов вооружения, большое значение имело освоение чужого опыта. Отталкиваясь от него, они создавали собственные образцы сабель, копий, топоров, кистеней, булав, стрел, которые наиболее адекватно отвечали потребностям местной боевой практики.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал