Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Открытые уши
Известная родительско-педагогическая мудрость гласит: «Прежде всего, научите ребенка тому, что он любим, и тогда он будет способен усвоить всё остальное». И действительно, чаще всего, когда ребенок «не слышит» нас, не усваивает новое, сопротивляется, бунтует – значит, мы не смогли донести до него этой фундаментальной истины. Потом, в школе, это аукается очень сильно. Ребенок, не знающий, что он любим и рожден в любви, тратит невероятно много энергии на то, чтобы завоевать похвалу и уважение в ущерб радости постижения знаний и простого бытия рядом с другими людьми. Взрослые уже настолько привыкают существовать в этой атмосфере завоевания любви, что только очень немногие из них умеют находить непосредственную радость в своем труде, служении, учении, повседневной жизни. Открыть наши уши и глаза уже порой чрезвычайно трудно. Ребенок же во многом еще открыт, в нем еще жива надежда на чудо и ему еще можно объяснить фундаментальную истину бытия, которая откроет для него весь остальной мир, и его – для мира. Если ребенок ходит печальным и безучастным, пристает к товарищам, отвлекая их от дел, вместо того, чтобы заниматься своим материалом – вероятно, все дело не в лени и нарочном упрямстве – а в некой неразрешенной проблеме в его семье или душе, о которой он пытается сигнализировать нам доступным ему способом. Наша привычная реакция – пытаться отвлечь, а то и пристыдить дитя за неподобающее в общественном месте выражение чувств. А как же он тогда эти чувства поймет, донесет до других, расскажет о своих истинных потребностях? Мы много говорим с родителями о необходимости качественного внимания, уделяемого детям. У них должно быть время, когда вы принадлежите ему всецело. Когда заботитесь о своих чувствах, как о своих собственных, пытаетесь понять их, бережно помочь ему пройти через них. Тебе страшно? Tебе обидно? Тебе не нравится? Такие простые вопросы помогают установить контакт с ребенком и с его чувствами. Не требовать от ребенка (и от себя) того, что он сделать не в силах – самая большая мудрость в общении с ним. А что же с нами, взрослыми? Кто поможет нам, когда мы чувствуем себя усталыми в конце рабочей недели – потому что наша энергия утекла не туда, куда надо? (А должны, в идеале, чувствовать себя счастливыми от того, что смогли послужить другим и реализовать свои таланты). Рецепт, в общем-то, тот же самый. В книге «Наука радости» Конкордия Антарова пишет, что усталость приходит тогда, когда мы чрезмерно сосредоточены на себе. А когда мы чрезмерно сосредоточены на себе? Когда чувствуем, что наши потребности не удовлетворены. Ведь когда мы голодны или не выспались, разве мы можем нормально работать? Точно так же мы не можем быть полностью эффективны, если чувствуем голод по любви. Если не выучили главного урока – что мы любимы, и теперь не способны усвоить всё остальное. И этот голод внутри нас ощущает наш внутренний ребенок. Он ждет от нашей взрослой, зрелой, разумной части, когда же она придет ему на помощь. Мы можем вернуться мысленно во время жизни нашего ребенка, покачать его на руках, спеть колыбельную, рассказать о том, какой он любимый и замечательный. Уделить ему качественное внимание, позаниматься с ним теми делами, которые ему нравилось делать. Дети расцветают от порции любви. Их глаза и уши сразу становятся открыты миру, они внимательны к людям и предметам, они с любопытством задают вопросы и с изумлением выслушивают ответы. Они получают заряд вдохновения, находя в мире что-то более интересное, чем их собственные переживания. Взрослый, получивший порцию любви – от друзей, Бога, своего же внутреннего взрослого, становится счастливым и готов из этого состояния радостно служить миру, воспринимая его с детским восхищением и замиранием сердца.
|