Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Преступление и наказание⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Невинность ребенка – в непонимании вреда поступков, которые он совершает из радости, из добрых побуждений. Почему нельзя кричать – если ты рад? Почему я должен нести наказание, если я не хотел обидеть? Больше всего критики наши дети получают за то, что они не такие как мы. Медлительный родитель ругает активного ребенка, а активный порой насильственно торопит медлительного. Мы часто, вырастая, ругаем себя за то, за что ругали нас родители. Мы привыкаем считать грехом свои естественные склонности. И потом мы всю жизнь ждем искупление греха – чтобы нас благословили быть такими, как мы есть от природы. Привыкаем к внешней оценке, к чему нас и приучает в том числе традиционная система образования. Оценки знаний еще куда ни шло – они не затрагивают ядро нашей личности. Но бывает ведь, что учителя и воспитатели берут на себя смелость решать, кто «хороший», а кто «плохой». В одном саду за хорошее поведение давали солнышки, за плохое – тучки. Одна умная девочка, которая больше любила тучки, нарочно вела себя «плохо», чтобы получить себе заветную награду-наказание. Как же высока степень формализма между детьми и взрослыми в том саду, что ребенок не решается просо попросить тучку… И кто вообще придумал такие дурацкие способы мотивации. В некоторых садах и того унизительнее –позорный стул. Я в школьной продленке некогда возмутилась, почему на доске «ИМИ ГОРДИМСЯ» висят мальчики, которые ругаются и дерутся и почему бы тогда там не висеть и мне. Мне сказали, мол, ты не сшила ни одной мягкой игрушки и не ходила на кружки. Я подумала – а просто нормальными людьми, значит, уже и гордиться нельзя…? Награды – дело скользкое, о них разговор отдельный. А вот наказания… На мой взгляд, наказания стоит только намеренное причинение вреда. И то, мера его определяется после выяснения всех обстоятельств и чувств ребенка. Как наказать старшую сестру, которая обозвала младшую за то, что та съела ее новогодний подарок? Или старшего брата, который ударил младшего за то, что тот намеренно сломал его игрушку, потому что его такая же – сломана? Остыть и подумать о своем поведении должны оба. Извиниться – оба. Получить слова, полные любви и веры в лучшее от родителей – оба. Иногда же ошибки совершаются ребенком вовсе не из мести или обиды. Как новичок в Монтессори-группе может швырять материал не от ярости, а от незнания, как с ним обращаться. От несформированности связей с собой и миром. Здесь помогу волшебные заземляющие вопросы «А зачем ты это сейчас сделал?», «Что теперь нужно сделать с разлитой водой (разбитым кувшином, рассыпанной крупой, и т.д.?» Важно не вешать на ребенка ярлыков вроде «плакса», «копуша» или как в саду, где я воспитывалась: «все девочки пикалки, а ты истеричка». Это мы, взрослые, услышав такие слова в адрес ребенка, в первую очередь задумаемся о профпригодности их автора, а ребенок принимает их за чистую монету… А слова родителей – в особенности. Самооценка малыша не должна пасть жертвой нашего дурного настроения и невыдержанности. Ярлыки ограничивают, не дают возможности исправиться. Человек – это путь, это река – и надо дать ей течь, а ярлыки – плотины на ее пути…Лев Толстой писал: «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Ты осудил, а он уже другой». Ребенок «другой» каждую секунду. Воспитывая в нем духовное начало, лучше в первую очередь обращать внимание на то, как здОрово на душе, когда ты кому-то помог и как скверно, когда ты кого-то обидел. И побуждать его сравнивать себя только с самим собой, вчерашним.
За мир Меня когда-то до глубины души потрясли слова Марии Монтессори о мире во всем мире и о том как важно человечеству, достигшего такого уровня технического развития, относиться с уважением друг к другу. Нам сейчас ничего не стоит уничтожить с помощью бомб или эпидемий тех, кто живет на другом краю света. И только от нас зависит, сможем ли мы направить наши силы, интеллект, техническую мощь на благо Земли и человечества или во вред им. Потенциал построения мира во всем мира Монтессори связывала именно с воспитанием детей – жителей этого будущего мира. От того, в какой атмосфере растут они и какие установки впитывают, куда направляют свои силы зависит то, чем будет наполнено наше завтра. Атмосфера состязаний – худшее, что можно придумать для воспитания ребенка. Так воспитывается привычка сравнивать себя с другими, а не с самим собой, надеяться на внешнюю оценку вместо сверки с голосом совести. Другие люди вокруг нас начинают восприниматься либо как конкуренты, либо как призы. Мы начинаем стараться превзойти кого-то или угодить кому-то, вместо того, чтобы достигать важных для себя целей и сроить мир, в котором все счастливы. В котором каждый человек ценен сам по себе, а не для достижения целей другого. В котором люди не делятся на лучших и худших. «А что, если бы я мог все?» - такой вопрос наверняка задает себе каждый ребенок, сознательно или подсознательно. И мир наш иногда идет неверным путем или стоит на месте именно потому, что созидательным способностям детей (его будущего) не дают развиться – их высмеивают, побаиваются, ограничивают, либо эксплуатируют из духа соревнования. В итоге ребенок либо не верит в себя и утрачивает желание и возможность изменить мир к лучшему, либо претендует на исключительное положение в мире и превосходство над другими существами. Какие же качества необходимо развить ребенку во имя всеобщего будущего? - Умение ценить себя, свое достоинство и свои способности. Это значит – не бояться высказать свое мнение на групповом занятии, участвовать в проекте, не бояться ошибиться или попросить о чем-то, что помогло бы ему чувствовать себя комфортнее, физически и психологически. Если мы ценим старание ребенка, а не только результат, если мы свободно даем ему делать ошибки, самому находить и исправлять их, мы питаем данное качество. - Умение ценить других людей и различия между людьми. Прекрасно об этом сказал Бернард Вербер (тоже, кстати, выпускник школы Монтессори): " Природа черпает свои силы в разнообразии. Ей нужны хорошие, плохие, сумасшедшие, отчаявшиеся, ловкие, больные, горбатые, с заячьей губой, веселые, грустные, умные, глупые, эгоисты, щедрые, маленькие, большие, черные, желтые, красные, белые… Ей нужны все религии, все философии, весь фанатизм, вся мудрость… Единственная опасность заключается в том, что один вид может истребить другой. Бывают, что поля искусственно созданной людьми и состоящей из близнецов-початков кукурузы (которая устойчива к засухе, лучше противостоит холоду и к тому же дает самые красивые зерна) вдруг засыхали от ничтожной болезни. В то время как поля дикой кукурузы, где встречается много сортов, каждый со своими особенностями, недостатками, аномалиями, всегда находят защиту от заразы. Природа ненавидит однообразие и любит разнообразие. В этом, быть может, и есть ее гений. " © Бернар Вербер " Муравьи" Методика М.Монтессори очень полезна в развитии этих двух важнейших качеств. В ней нет неправильного ответа – есть недостигнутая цель, которой легко добиться, предприняв еще пару попыток. Не сравнений, чья работа лучше, ценен взгляд каждого. - Умение определять свои собственные цели и ценности. Обычно они впитываются из среды – семьи, телевизора, досуга. И ребенок чаще всего является их пассивным потребителем. Если ребенок попадает в подготовленную среду Монтессори, он получает выбор занятий, учится определять собственные задачи и характер и темп работы. Он учится выстраивать свою систему приоритетов, находить любимое дело и единомышленников, нужные условия работы, начинает ценить свои время и усилие и не тратить их на незначащие или разрушительные веши. -Состояние достаточности. Дети (и взрослые) часто отбирают что-то друг у друга из состояния недостаточности, искусственно создаваемой миром маркетинга. Кажется, что если не отберут больше никогда не будет, поэтому получить все надо прямо сейчас. Материал в Монтессори-группе никуда исчезает со своих мест. И хотя им нужно пользоваться по очереди, и часто необходимо подождать друг друга, материал принадлежит каждому целиком и полностью. - Установка о том, что в мире больше света, чем тьмы. И что те, кто притворяются тьмой, скорее всего, ее однажды сильно испугались и решили напугать ее в ответ. В наше неспокойное время все будущее Земли зависит от того, какие ростки мы взрастим в самих себе и в нашем потомстве, насколько мы способны научить себя и детей ценить свою и чужую жизнь и достоинство.
|