Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Х О Д У Р О К А .
№
| Содержание
| Деятельность учителя и учащихся
| 1.
| Учитель приветствует учеников и настраивает на работу. Здравствуйте! Садитесь.
| Учащиеся настраиваются на работу.
| 2.
| Объяснение о форме и этапах проведения обобщающего занятия.
Мы с вами изучили целый раздел, который называется — История России в Новое время.
А именно в какие века? (16-18 вв.).
За такой длительный срок произошло достаточно много событий, знания о которых нам нужно обобщить, привести в систему и разложить «по полочкам», чтобы не путаться в дальнейшем. Этим мы с вами и займёмся на сегодняшнем уроке. В целом наш раздел можно разделить на 3 части: история России от Василия III до Петра I, время правления Петра I, время правления Екатерины II. Урок мы построим в виде 2-х блоков, которые будем обобщать. Первый блок – История России до начала правления Петра I. Его мы выполним в виде кроссворда, на основе которого определим основные черты развития России в этот период. Второй блок – История России во время правления Петра I и Екатерины II. Здесь мы организуем нашу работу в виде сравнительной таблицы, где кратко охарактеризуем политику каждого из правителей по определённым критериям. В конце сделаем небольшой вывод в целом о развитии России в Новое время. И закрепим знания небольшим блиц-опросом.
| Слушают объяснение учителя.
| 3.
| Запишем в тетради: Обобщающий урок. История России Нового времени. (XVI - XVIII вв. )
Мы разделимся на 3 группы. Каждая из групп получит небольшой кроссворд на повторение определённой темы из раздела, а именно:
1 группа: «Россия в XVI вв.».
2. группа: «Россия в XVII вв. «Смутное время».».
3. группа: «Начало правления Романовых.».
В каждом кроссворде есть одно или несколько ключевых слов, которые в последствии помогут нам сделать выводы о развитии России в XVI-XVII вв.
Кроссворд распечатанный на А4 раздаётся группам учащихся. Заранее на доске записаны шапки кроссвордов, в которые учащиеся после самостоятельной работы будут вписывать слова. Вопросы и ответы к кроссворду. (Приложение 1).
Из ключевых слов учитель вместе с учащимися составляется вывод-схему на доске. Выводы в виде схемы. (Приложение 2). Помимо этой схемы, нужно отметить то, что с приходом первых Романовых в России начинается период расцвета. Смута преодолена, иностранные интервенты изгнаны, укрепилась новая династия. Также нужно отметить, что Россия была подготовлена к реформам, которые в последствии проводили Петр I и Екатерина II.
| Записывают в тетради.
Делятся на группы под руководством учителя.
Получают задание.
Работают с кроссвордами.
Составляют схему совместно с учителем.
| |
Физкультминутка.
Перейдём ко второй блоку нашей работы – История России во время правления Петра I и Екатерины II. Здесь мы организуем нашу работу в виде сравнительной таблицы политики каждого из правителей правителей.
Шапка таблицы на доске. По мере заполнения будут стираться и записываться новые данные.
Таблица «Сравнение политики Петра I и Екатерины II». (Приложение 3).
В этой таблице мы постараемся кратко отразить наиболее важные направления их политики в той или иной сфере.
Вывод: Как Пётр I, так и Екатерина II назывались Великими. Они действительно много сделали для России. Безусловно большую роль играла их реформаторская деятельность, благодаря которой была сильно развита промышленность и освоены новые территории. Важным моментом является и то, что Россия стала империей. Получила выход к 2 морям, хотя до этого не имела ни одного. Это благоприятно сказалось на её величии и признании на международной арене.
Однако, были и минусы. Промышленность сильно зависела от с/х, что особенно проблемным моментом становилось при крестьянских восстаниях и волнениях. Крепостное право, которое являлось тормозом развития капиталистических отношений, которые начнут зарождаться в последующее, уже Новейшее время, но это уже совсем другая история.
| Физкультминутка.
Составляют таблицу совместно с учителем.
Совместно с учителем делают вывод.
| 4.
| Отлично. Все молодцы! Все хорошо поработали. Осталось закрепить пройденный материал работой с портретами и вопросами к ним и поставить отметки.
Тренировка зрительной памяти. Картинки с правителями. (Приложение 4).
А сейчас мы проверим вашу зрительную память и поработаем с портретами. А также блиц-опрос.
| Работа с портретами. Отвечают на вопросы.
| 5.
| Выставление отметок.
|
| 5.
| Д/з. §26, сделать сравнительную таблицу по культуре XVI, XVII, XVIII вв.
Дома вам нужно будет сделать сравнительную таблицу по культуре России этого периода. Шапка таблицы будет включать такие пункты как: образование, литература, архитектура/зодчество, живопись. Вам нужно будет сравнить и проследить своеобразную эволюцию культуры России на каждом этапе.
| Записывают д/з в дневник
|
Приложение
Приложение 1. (Кроссворд).
Кроссворд для группы 1. Россия в XVI в.
По горизонтали:
1. Казачий атаман, который в 1580-х гг. совершал походы для освоение Сибири. (Ермак)
2. Прозвище Ивана IV. (Грозный)
3. Общероссийский свод законов, который был принят в 1550 г. (Судебник)
4. Совещательный «орган» при Иване IV в 1549г. В состав входили: А.Адашев, Сильвестр и др. Именовался Избранная … (Избранная Рада).
5. Титул, который принял Иван IV в 1547 г. (Царь)
6. Правители Астраханского ханства, Казанского ханства и т.д (Хан)
7. Выход к какому морю потеряла Россия в Ливонской войне 1558-1583 гг. (Балтийское)
8. Служилые люди, получавшие от монарха землю и обязанные служить ему «верой и правдой». (Дворяне)
9. Политика террора проводимая Иваном IV в отношении неверных и неподчиняющихся дворян. (Опричнина).
По вертикали:
1. Князь Московский, который продолжил собирание земель вокруг Москвы. Присоединил Псков и Смоленск (Василий III).
2. Совещательные собрания бояр, духовенства и дворян. Назывались Земскими. (Собор).
Кроссворд для группы 2. Россия в XVII вв. «Смутное время».
По горизонтали:
1. Время в России после смерти Ивана IV, которое характеризуется волнениями, беспорядками, появлением самозванцев. (Смута).
2. Царь, избранный Земским собором после смерти последнего наследника Ивана IV. (Годунов.)
3. Как звали первого самозванца в России? (Лжедмитрий)
4. Что было введено в России в 1589 г.? (Патриаршество)
5. Как звали царя после Б. Годунова, который воевал с повстанцами крестьянами в 1606-1607 гг. (Василий Шуйский)
6. Князь, возглавлявший борьбу против польских воинов, которых впустила в Москву «Семибоярщина» признавшая Владислава русским царём. (Пожарский)
По вертикали:
1. Руководитель крестьянского восстания 1606-1607 гг. (Болотников.)
2. Земский староста в Нижнем Новгороде. сформировавший ополчение для освобождения Москвы. (Минин)
Кроссворд для группы 3. «Начало правления Романовых.»
По горизонтали:
1. Какое право усиливалось документом 1644 г., по которому отменялись урочные лета (Крепостное).
2. Одни из владельцев первых мануфактур. Бываю как отечественные, так и зарубежные. (Купцы).
3. Руководитель крестьянского восстания на Поволжье в 1670-1671 гг. (Разин).
4. Документ 1644 г., по которому отменялись урочные лета и усиливалось (см 1.) право. (Соборное уложение).
5. Новая форма производства, пришедшая на смену ремесленным мастерским в XVII в. (Мануфактура)
6. Город, через который в основном велась торговля с Зап. Европой (Архангельск).
7. Орган гос-венной власти как опора первых царей Романовых. Бывает Большая, малая, тайная. (Дума).
8. Второй царь Романовской династии, пришедший к власти в 1645 г. (Алексей).
По вертикали:
1. Первый царь Романовской династии, пришедший к власти в 1613 г. (Михаил).
Приложение 2. (Вывод-схема).
Приложение 3. (Таблица «сравнение политики Петра I и Екатерины II».
Петр I Великий
| Екатерина II Великая
| 1689-1725
| 1762-1796
| Экономическое
| развитие
| 1. Скачок в промышленности. Открываются пушечный двор, печатный двор, оружейные заводы, судоверфи.
2. Широко распространяются мануфактуры.
3. В с/х разделение на неурожайный Север и плодотворный Юг.
4. С/х как сырьевой придаток для промышленности или для военных нужд →
→ увеличение повинностей крестьян.
5. Итог — мощная промышленности. Слабое развитие с/х.
| 1. Продолжение развития уже созданной сильной системы промышленности.
2. В с/х. Позитивное влияние оказало создание Вольного экономического общества (ВЭО), которое способствовало развитию с/х. Вводило новые семена, орудия и способы труда и т.д.
3. Окончательное закрепощение крестьян — «жалованная грамота дворянству» 1785г. о полной свободе дворянина в управлении крестьянами и своей землёй.
4. Итог — развитие промышленности и с/х в равном соотношении.
| Политическая
| сфера
| 1. Идеал абсолютизма. Первоначально вся законодательная, исполнительная и судебная власть в руках Петра I.
2. С 1921 г. — император.
3. Перенес столицу в Петербугрг.
4. Позднее создаются Сенат — исполнительный, законодательный и судебный орган. Синод — руководящие священники в духовной сфере. Вместо патриаршества.
5. Вместо приказов — коллегии, канцелярии.
6. На местах: губернии, провинции, уезды.
7. Опора на дворян.
| 1. Просвященный абсолютизм. Опора на органы гос-венной власти.
2. Сенат немного реорганизован: поделен на 6 департаментов и лишён законодательной функции.
3. Появление сословного уда.
4. Упразднение коллегий.
5. Увеличение количества губерний на местах, как следствие восстаний и волнений. К прим. Е. Пугачев 1773-1775гг.
6. Широкая опора на дворянство. Им всевозможные привилегии.
| Социальная
| сфера
| 1. Строительство школ, больниц.
2. Упрощается алфавит.
3. Выдаются учебники.
4. Создается Академия наук в 1724 г.
| 1. Просвященный абсолютизм.
2. Основан Воспитательный дом-приют.
3. Открытие школ, больниц, аптек.
| Внешняя
| политика
| Балтийское море. Северная война 1700-1721гг. против Швеции. (1709г. – Полтавская битва). Выход к морю
Черное море. Азовские походы. Не удачно.
| Черное море. Русско-турецкие войны 1768-1784гг; 1787-1791гг. Выход к Черному морю. Присоединение Крыма, Кубани.
Контролирование границ с РП. 3 раздела РП.
|
Приложение 4. (Работа с портретами и вопросы по этим личностям).
|