Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Во имя св. великомученика Георгия Победоносца
Церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца на погосте Камно расположена у деревни Федоровщина, около трассы Псков – Изборск, Псковской области. Поселения на этом месте известны с очень давних пор, при описании битвы псковичей и литовцев, в 1307 г. (знаменитое «Каменское побоище» под предводительством князя Довмонта). Речка Каменка, на которой стоит погост Камно, была когда-то судоходной. Протоиерей Валентин Мордасов (1930-1998) — известный псковский пастырь и старец, ставший духовным отцом и наставником для очень многих христиан. Он был примером истинного благочестия в наше время. К нему тянулись страждущие, ищущие духовного вразумления или просто жизненного совета. Главным делом его жизни было духовное просвещение. Обладая редкими дарами от Бога — даром рассуждения и даром власти над нечистыми духами, он через свои труды и святоотеческие сборники дает бесценные советы, показывает путь многотрудной духовной брани, рассказывает, как побудить себя к трезвению, внимательности в повседневной духовной жизни. Основное же внимание протоиерей Валентин уделял развитию главнейших добродетелей: смирения, духовной мудрости и рассуждения. Книги Валентина Мордасова стали известны широкому кругу православных читателей. Батюшка родился в Калининской области, детские и юношеские годы провел в Ленинграде. Отец его работал мастером на Кировском заводе, мама была медработником. Можно предположить, что временем его духовного пробуждения стала Великая Отечественная война. Для жителей Ленинграда это — до и после блокады. Нет точных сведений о том, как провел о. Валентин эти трагические 900 дней. По окончании 7- летней средней школы по настоянию родителей он получил специальность киномеханика. Но вскоре он поступает в Ленинградскую духовную семинарию. Сохранились свидетельства, что в эти годы Валентин Мордасов встречался с великим старцем Серафимом Вырицким, духовную любовь к которому он пронес через всю свою жизнь. Через два года после поступления в семинарию он переводится в сан иерея, назначается настоятелем сельской церкви в Псковской области. Проповеди его всегда были направлены на смирение, исправление жизни. У батюшки была очень хорошая духовная библиотека. Он много читал и постепенно приобрел обширнейшие познания. Это помогало ему отвечать на самые сложные вопросы духовной жизни, что было особенно ценно в то время, когда даже самую простую духовную книжицу достать было просто невозможно. В феврале 1986 г. отец Валентин становится настоятелем храма св. вмч. Георгия Победоносца на погосте Камно. К нему приезжали за духовным советом из разных городов и весей. 19 июля 1998 года отец Валентин почил о Господе.
*** Мы приходим сюда, как в больницу к врачу, Сознавая необходимость. А еще особо отметить хочу Русских храмов неповторимость.
Как и люди: простые и «знатные», Поскромнее и поприметней… В совокупности, все предназначенные Для церковных служб многолетних. А по мне, так всего умилительнее Храмик сельский, подальше, либо
Ветхий, старый и на отшибе.
С чистым озером, что с кувшинками, Да с высоким сухим камышом. Себя чувствую легкой пушинкою В псковском храме, неброском, простом. С родничком чтобы, да с купальнею, Да приехать еще поутру, В нем записку подать поминальную, Но сначала – здесь встретить зарю.
Oказавшись в другом измерении, Очевидное признавать, И бесчинства свои, прегрешения Исповедуя, вспоминать. Сотрясают мир превратности Перевернутых истин, законов, Но уносятся неприятности С дымом ладана, чтеньем канонов.
Не боюсь я остаться непонятым, С дрожью в голосе уезжать… Про отпущенный грех похороненный Никогда никому не узнать. *** По дорогам — рекламы фантики. На каком мы сейчас рубеже? Созидатели или романтики? Я никак не пойму уже.
Ежедневно жизнь обновляется, Ничему не удивлен. Сила в немощи проявляется. Пока немощен – ты силен.
Интуиции, созерцания Ярко-радужные тона… Проникает луч осознания: Ты бесценна, жизнь, ты одна.
Хоть закрыта душа грузом тленных одежд (Для полета ей места так мало!), Наступает однажды время надежд – То, чего ей так не хватало.
Не завидуй высоким начальникам – Жизнь похожа на магазин… Надоело в ней быть молчальником: Буду жить как простолюдин.
Икона св. преподобного Никандра Псковского, пустынножителя, чудотворца Священнику, протоиерею Валентину Мордасову, автору книги «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» Ехали в Печоры, псковским русским краем. Мудрые советы книг твоих читаем. Видел ты блокаду, выжил и учился, И к Христову стаду пастырем явился.
Пролетают птицы клином над тобою, И садятся утки в озеро весною. Сколько верст проехать, исходить ногами, Чтоб попасть на Камно, в церковь с родниками!
Вот я, незаметный, и ничуть не пылкий, Скромный почитатель у твоей могилки. И сейчас молюся тут с дороги дальней, Вниз потом спущуся к роднику с купальней.
Освящен источник иорданским чином, Тело, душу лечит, женщинам, мужчинам. Здесь когда-то речка Каменка бежала, Нынче с камышами озеро осталось. Весь погост туманом утро накрывает, Сам святой Георгий странников встречает: «Заходите, гости, в храм мой помолиться, Под горой водички с родника напиться!»
Церковь на погосте, беленькие стены… Происходят сразу мыслей перемены. Тут крестов поклонных и надгробий столько. Здесь моей России маленькая долька.
Будь на небе нашим, отче, парастасом, Помолись о грешных, Валентин Мордасов!
Оптина пустынь – известный практически каждому православному старинный монастырь в российской глубинке. Обитель расположена в Калужской области, в четырех верстах от древнего города Козельска, противостоявшего полчищам Батыя в 1238 году. В Козельске в то время было всего 4 тысячи жителей, и они 7 недель удерживали полумиллионную орду. Батый повелел сжечь и распахать место, где был город. Никто не знает — после битвы с Батыем или задолго до нее— в Козельских лесах появились отшельники. Монахи собирались в общины и строили монастыри. Так появилась и Оптина пустынь. Первые письменные упоминания о монастыре встречаем в 1610 году в Козельских писцовых книгах. Здесь говорится об обители как уже построенной. Поэтому многие историки относят начало Оптиной пустыни к XV веку. Основателем обители традиционно принято считать покаявшегося разбойника-вятича по имени Опта. Говорят, что Опта принял постриг с именем Макария, и потому Оптина пустынь ранее называлась Макарьевой. Во время правления Петра I обитель была упразднена, а затем снова открыта. Известна Оптина тем, что в XIX веке здесь поселились и основали скит ученики известного молдавского старца Паисия Величковского. Еще большую известность и добрую славу Оптина пустынь приобрела при жизни старца Амвросия (Гренкова), который родился во время Отечественной войны 1812 года. Старец прославился тем, что дарованием Божиим утешал и исцелял народ, который стекался к нему отовсюду. За время существования обители в ней просияло 14 Оптинских старцев, ныне причисленных к лику святых. После свержения самодержавия в 1923 году богоборцы закрыли монастырь. Чего только здесь не устраивали: и лесопилку, и дом отдыха, и конюшню, и лагерь для военнопленных. К началу 80-х годов прошлого века здесь было ПТУ. В 1987 году обитель вернули Русской Православной Церкви. Началось возрождение Оптиной. Сегодня обитель практически восстановлена. Конечно, внешнее великолепие монастыря — это только начало. Еще предстоит восстановить тот образ иноческого жития, который был утрачен за годы советской власти. Но все это еще впереди. Как пророчествовал преподобный Старец Нектарий, " В Оптиной еще будет семь столпов и семь светильников" … Жемчужина России
Благоволеньем Жизнедателя, Мессии, По милосердию Его дано Обозревать жемчужину России — Оптину Пустынь, монастырь Шамордино.
Советую побыть там непременно: Мы впечатлениями полны и сейчас. Монахи днем и ночью вдохновенно Здесь неустанно молятся о нас.
За мир идет молитва одержимо. Умом незрелым сразу не понять. Жизнь коротка, порой непостижима, Как книга, но ее — не прочитать.
Доходчиво и так проникновенно Здесь проповедует отец Илиодор, Тут свято всё и необыкновенно, Огромнейший молитвенный простор.
А благодать мощей нетленных Укажет вам дальнейший путь. За всех родных, монахов убиенных Молитву сотворить и помянуть.
Всех старцев умерших ухожены могилы. Молитесь, светочи, о грешных, с неба, И дайте немощным живительную силу, Молитву чистую, на всякую потребу!
Дорога в Оптину Та же дорога, леса и холмы. Здравствуй, Россия! Снова здесь мы. Те же березы, те же поля… Здравствуй, Калуга, святая земля!
…Луга рожок. Где же стожок? В прошлом году был ручеек. Нету его! Жалко: утек… Ключ исцеляющий бьет из земли — Вот и на месте, вот и пришли. Знаем, что примешь, как и всегда, Оптина Пустынь, святая вода!
Перед купальней перекрещусь, Вниз по ступенькам молча спущусь. Бьет родничок, неподвластен годам. Ближе к иконе, теплее мне там.
Где бы ты ни был — стремишься сюда. Ворох нечистого смоет вода. Споры, полемика – это потом. Здесь — о Возвышенном, здесь – о Святом. *** Акацией заросшие опушки, Дорога и жара, коттеджи и избушки. И зонтики, соцветия борщевика, Бросаются в глаза издалека. Вот за окном автобуса — мехдвор заброшенный, Стоит, как сирота, покинутая ферма… Транзитный гость, немного огорошенный, Я не последний здесь, и далеко не первый.
Жемчужина России, край святой! Я не чужой, из Белоруссии я, свой!
Волнуется сердце, диктует: «Пиши! Тебе предстоит еще столько дорог!» Божий чертог – благодать для души, Самую чуточку – мука для ног. Оптина Пустынь. 2015 г.
|