Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 25.
Уэйи Корриган ознакомился с подробным заключением доктора Мандани о состоянии Эмбер. Документ изобиловал специальными терминами, поэтому понадобятся услуги другого эксперта, чтобы опровергнуть заключение, если это вообще возможно сделать. Одно было ясно даже непрофессионалу: Мандани возлагал всю ответственность за бедственное состояние Эмбер на школу Доброго Пастыря и держался невысокого мнения о христианстве. Этот допрос будет нелегким.
Впрочем, Мандани был благовоспитанным человеком, вполне приятным в общении. Интеллигентный мужчина сорока с лишним лет, индийского происхождения, хорошо одетый, с хорошими манерами. По обеим сторонам от него сидели адвокаты Эймс и Джефферсон, как и во время встречи с Ирэн Бледсоу, но на сей раз они не так нервничали. Очевидно, были уверены, что Мандани сам в силах постоять за себя. Корриган начал с главных вопросов. - Вы можете перечислить для протокола основные симптомы психического расстройства Эмбер?
Мапданн достал несколько листочков с записями, но, похоже, не нуждался в них. - Поведение Эмбер типично для ребенка ее возраста, пережившего серьезную эмоциональную травму: ночное недержание мочи, подавленное настроение, регулярные приступы тошноты и частые уходы в мир фантазии.., утрата чувства действительности, боязнь невидимых врагов - привидений, домовых и тому подобного. - Вы видите причину всего этого в условиях, существующих в христианской школе? Мандани улыбнулся. - Не исключительно. Вполне могли быть и другие факторы, но явная перенасыщенность учебного плана религиозными идеями, на мой взгляд, способствовала обострению уже существовавших эмоциональных проблем Эмбер. Христианские догмы о грехе и Господе, вершащем суровый суд, равно как христианское представление о виновности и ответственности человека, мгновенно ассимилируются личностной структурой ребенка, в результате чего у него появляется множество новых причин для неуверенности и страха. - Вы обсуждали ваше мнение с пастором церкви Доброго Пастыря или с директором школы? - Нет, сэр. - У вас нет никаких сомнений в том, что именно в христианской школе девочке внушалось чувство вины и страха? - Я обследовал девочку, и я знаю, что она посещала эту школу. Установить прямую связь между состоянием ребенка и данным обстоятельством нетрудно.
Корриган сделал несколько пометок на полях копии медицинского заключения Мандани. - Так.., теперь об Эмитист, этой лошадке, в которую превращается Эмбер... Какой термин вы употребили? - Диссоциация, или истерический невроз диссоциативного типа. - Гм.., верно. Вы можете объяснить нам, что это значит? - В сущности, это расстройство или нарушение связности нормальных психических процессов, функций психического Я, памяти или сознания. - Нельзя ли использовать более доступную терминологию, доктор?
Мандани улыбнулся, задумался на мгновение и попытался объяснить иначе: - Эмбер находится в состоянии, называемом в медицине " расщепление личности". Это состояние, при котором в одном человеке уживаются две пли более разных личностей. Психическое расстройство такого рода, как правило, возникает в результате какого-либо насилия, обычно сексуального, или глубокой эмоциональной травмы. В подавляющем большинстве случаев этот душевный недуг начинается в детстве, но зачастую обнаруживается лишь впоследствии. Согласно статистике, он в три-девять раз чаще поражает женщин, чем мужчин. - Я бы хотел кое-что уточнить по поводу перечисленных здесь осложнений.
Maндани сверился со своей копией заключения. - Да. Осложнения, которые могут возникнуть в результате психического расстройства.
Корригаи пробежал глазами список. - Внешние проявления агрессивности. - Да. Полный отход от общепринятых норм поведения, асоциальность. Приступы слепой ярости, физическое насилие по отношению к окружающим... - А как насчет криков, рукоприкладства, нежелания подчиняться вышестоящим лицам? - О да. - Попытки самоубийства? - Очень часты. - Какое отношение это имеет к Эмбер?
Мандани на миг задумался, потом покачал головой. - В этом смысле ее случай носит довольно легкую форму. Корриган нашел еще одно незнакомое слово. - Что такое " копролалия"? - Бурное, непристойное словоизвержение, чаще всего непроизвольное.
Корриган зацепился за последнее слово. - Непроизвольное? - Больной не в силах контролировать свою речь, словоизвержение носит спонтанный характер и может перемежаться типичными звукоподражаниями: рычанием, лаем, шипением и так далее. - Так... А как насчет богохульства? - Корриган счел необходимым пояснить: - Нy.., издевательства, брань, сквернословие по адресу Божества? - Да. Очень часто. - И потом еще.., измененные состояния сознания? - Да. Состояния транса. - И, насколько вы знаете по опыту, такого рода отклонения всегда - пли почти всегда - являются следствием глубокой эмоциональной травмы или сексуального насилия? - Совершенно верно. - И вы возлагаете ответственность за это на школу Доброго Пастыря? - Да. - Но вы не обсуждали вант предположения с преподавателями школы? - Нет. - Попятно. - Корриган сделал несколько пометок и перешел к следующем странице. - Похоже, журналисты опираются на чье-то твердое мнение относительного происходившего в школе, и они высказывались довольно резко о Томе Харрисе. Скажите, доктор, вы не давали им какую-либо информацию? - Я не беседовал с журналистами лично, Нет. Корриган поднял бровь. - Но можно ли предположить, что ваше мнение тем пли иным путем дошло до представителей прессы?
Отвечать на этот вопрос Мандани явно не хотелось. - Полагаю, можно. - А как насчет Комитета по защите детей? Мандани переглянулся с адвокатами. Они не казались особо встревоженными. - Комитет по защите детей получил полную копию моего заключения, и я консультировался с ними в официальном порядке.
Для Корригана это не явилось полной неожиданностью, однако он все же почувствовал легкое раздражение. - Так значит.., они теперь считают христианскую школу чрезвычайно опасным местом для детей? - Вам лучше спросить об этом их самих.
Корригаи слегка повысил голое. - Что вы сказали им? - Мандани тянул с ответом. - Что я сказал им? - Вы регулярно консультировались с ними. Вы внушали им мысль, что христианская школа опасна для детей? - Мне неизвестны их мысли. Корриган не стал добиваться ответа. - Тогда, полагаю, вы не сможете объяснить и то, почему не были проведены подробные беседы со школьным персоналом и родителями учеников?
Мандани только пожал плечами. - Я не обязан этого знать. Я не принимаю решения. - Л тем представителем Комитета, с которым вы регулярно консультировались, случайно была не Ирэн Бледсоу? - Да, она. - Вы когда-нибудь слышали об учебном плане " Обретение истинного Я", по которому мисс Брювер занимается со своим четвертым классом? - Нет, сэр. - Значит, вам неизвестно, доктор, что мисс Брювер постоянно учит детей технике расслабления, достижения обостренных состояний сознания и вступления в контакт с внутренними наставниками?
Вопрос явно застал Мандани врасплох, но ему пришлось ответить: - Нет. - Вы знали, что до зачисления в христианскую школу Эмбер училась в классе мисс Брювер и занималась по упомянутому учебному плану?
Этот вопрос не понравился Мандани еще больше. Лицо его слегка помрачнело. - Я этого не знал. - Вам известна местная организация под названием " Круг жизни"? - Да. - Вам известно, что члены " Круга жизни" регулярно практикуют технику достижения измененных состояний сознания, то есть йогу, медитацию и... - Корриган сделал паузу и затем выразительно закончил: - погружение в транс. - Да, известно. - Вам известно, что Люси Брэндон и ее дочь Эмбер тесно связаны с этим обществом и его деятельностью? - Да.
Корриган не ожидал от Мандани утвердительных ответов.
Он был слегка удивлен. - Тогда объясните мне, пожалуйста, доктор, почему вы так уверены, что ответственность за ненормальное поведение Эмбер лежит целиком и полностью на школе Доброго Пастыря?
Мандани улыбнулся. - Я не возлагаю ответственность за поведение Эмбер на школу Доброго Пастыря; я возлагаю на школу ответственность за душевную травму, результатом которой это поведение явилось.
Корриган постарался сохранять самообладание. Этот человек начинал раздражать его. - Но в свете происходящего в начальной школе и обществе " Круг жизни" вы можете признать, что поведение, подобное поведению Эмбер, можно развить и обусловить в ребенке и при отсутствии серьезной душевной травмы?
Мандани рассмеялся. - Раз вы меня спрашиваете, то отвечу: я не придаю никакого значения тому, что может происходить в начальной школе или " Круге жизни". Все эти вещи, даже религиозные вопросы, я рассматриваю как нечто глубоко субъективное, к чему не стоит подходить с клинической точки зрения. - Значит, по вашему мнению, единственной причиной поведения Эмбер является глубокая эмоциональная травма? - Именно это я написал в своем заключении, и именно таково мое мнение.
Корриган на миг умолк. Он был разочарован, но старался скрыть это. Он снова просмотрел свои пометки, сделанные на полях медицинского заключения. - Итак, доктор, похоже, мнения христиан, членов " Круга жизни", мисс Брювер и даже Эмбер относительно подлинной сущности этой Эмитист сильно расходятся. - Я отвечаю только за свое личное мнение, - отрезал доктор. - Вы признаете, что Эмбер может общаться с этой второй личностью.., кто бы она ни была? - Это вполне типично для человека с диссоциативным неврозом. Разные личности зачастую знают о существовании Друг друга, часто взаимодействуют друг с другом, а иногда даже конфликтуют и спорят. - А нормально ли то, что Эмбер утрачивает способность к восприятию действительности, когда в ней проявляется Эмистист, и впоследствии ничего не помнит? - Да, это типичный симптом. - Л как насчет специального знания? Может ли Эмитист знать информацию, которую Эмбер не знает и ранее не имела возможности узнать?
Мапдании заколебался. - Вряд ли я смогу ответить на этот вопрос. Порой психические заболевания сопровождаются многочисленными загадочными явлениями... - Какими, например? - О... Меня и моих коллег всегда озадачивало именно упомянутое вами явление: демонстрация специального знания, которое иногда называют ясновидением. Другой же феномен, часто встречающийся при психических расстройствах такого типа, заключается в настоящем физиологическом изменении больного. Подлинная личность может совершенно не нуждаться в очках, в то время как вторая личность в них нуждается; пли обе они могут носить очки, но с разными диоптриями. У разных личностей одного человека может быть разное кровяное давление пли реакция на определенные лекарства, пли скорость сворачивания крови, и мы даже фиксировал и заметную и измеримую разницу в составе крови.
Корриган записал все сказанное. - У вас есть какие-нибудь объяснения этому, доктор? Мандани отрицательно покачал головой и улыбнулся: - Мы еще много чего не знаем о себе, мистер Корриган. Корриган узнал достаточно много. Он был готов к встрече с другими свидетелями. - Как вы считаете, я могу побеседовать с Эмбер обо всем этом? Она захочет разговаривать на эту тему? Maнданн и обдумал вопрос. - Едва ли подобный разговор повредит ей - при условии, что вы ограничитесь разумными вопросами и останетесь в рамках разумного поведения по отношению к ребенку. - Хорошо. Мне бы хотелось, чтобы Эмбер обследовал и наш психолог тоже.
При этих словах Джефферсон вдруг взвился; - Нет, Корриган! И не рассчитывайте. Этого не будет. Корриган понял, что каким-то образом затронул больное место. - Да бросьте! Похоже, доктор Мандани не видит в этом вреда.
Эймс буквально кипел от злости: - Вы даже не приблизитесь к ребенку! Девочка и так до-волыю натерпелась!
Корриган обратился к Мапдапи: - Каково ваше мнение, доктор? Ведь это не повредит ей? Мандани переглянулся с адвокатами и что-то прочел в их глазах. - Ну.., полагаю, да, мистер Коррмгап. Полагаю, это повредит девочке. - Полагаете? - Несомненно повредит. - Даже не думайте об этом! - сказал Джеффесон.
" Держи карман шире", - подумал Корриган.
|