Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Латентность






 

У Вильгельма Флисса (Wilhelm Fliess) Фрейд поза­имствовал фразу «период сексуальной латентности» (1905b, стр.178), понадобившуюся для обозначения вре­мени от шестого или седьмого года жизни до подрост­кового возраста. В это время открытые сексуальные про­явления значительно сокращаются. Фрейд полагал, что в течение этого периода сексуальные импульсы подавля­ются реактивной формацией морали, стыда, отвращения, а также эстетическими идеалами (1905b, стр. 177, 1925а). Он рассматривал эту фазу как сочетание биологических процессов, влияние культуры, образования и реорганиза­ции защитной структуры Эго, на которую частично вли­яет развитие Суперэго. Хотя Фрейд верил, что в течение этого периода существует уменьшение сексуальной ак­тивности, он указывал, что в действительности латент­ность — это идеальное время для образования (1905b, стр. 179). Естественно, что развитие часто во многих пун­ктах заметно отклоняется от этого идеала. Эпизодичес­кие проявления сексуальности прорываются через субли­мацию; и, фактически, большая часть детей занята не­которой сексуальной деятельностью на протяжении все­го латентного периода.

Наше нынешнее понимание латентного периода базируется на фрейдовском выражении, что этот период отнюдь не является унифицированным состоянием. Ре­бенок проходит через множество изменений в развитии в течение этих лет, и сексуальная латентность скорее относительна, чем абсолютна. В некоторой степени ре­бенок отказался, разрешил или подавил либидные жела­ния эдиповой фазы из-за развития Эго и Суперэго. Те­перь родительские ожидания и запреты воспринимаются

 

– 75 –

 

им более последовательно, как требования, направлен­ные к его сознанию, а болезненные воздействия стыда и вины ограничивают поиск либидного удовлетворения и усиливают подавление Эдиповых инцестуозных желаний. К тому же, окрепшее Эго способно держать под контро­лем воздействия инстинктов и сублимировать их, как только найдется приемлемое средство удовлетворения.

Тем не менее, мастурбация и мастурбационные фантазии присущи почти всем детям от средней и по­здней латентности до подросткового периода (Fraiberg, 1972; Glower, 1976). Фрайберг указывал на важность ма­стурбации для психической стабильности ребенка. Когда мастурбационные фантазии и действия усиленно пресе­каются, это приводит к ограничению Эго, а ребенок начинает жаловаться на скуку, так как, по сути, ограни­чивает себя в игровой и прочей деятельности.

Судьба мастурбации и инстинктивных побуждений в течение патентного периода зависит, во-первых, от того, в какой степени ребенок может вытеснять, маски­ровать или замещать Эдиповы инцестуозные желания, первоначально связанные с мастурбационным действием. Во-вторых, расширяющаяся роль окружающей среды помогает ослабить генитальную функцию (Greenacre, 1948), так как ребенок может получать удовольствие от учебы и социальных контактов, которые увеличивают возможность развивать сублимации. А они, в свою оче­редь, дают ему источник позитивной самооценки, кото­рая помогает уравновесить вину за мастурбацию. В-тре­тьих, с установлением функционирования Эго, защит­ные механизмы все более укрепляются, усовершенству­ются, и ребенок лучше справляется с виной за сексуаль­ные побуждения, фантазии и мастурбацию.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал