Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инфантильная генитальная сексуальность






 

Предвестьем последнего периода инфантильной сексуальности служит концентрация сексуального инте­реса и возбуждения на гениталиях. Оральные и аналь­ные интересы и составляющие инстинкты — например, разглядывание (скопофилия), демонстрация и обнюхива­ние — теперь включаются в контекст генитальной мас­турбации, которая приобретает доминирующее значение. Фрейд отмечал, что после генитального интереса и лю­бопытства в анальной фазе, сфера внимания в данной фазе «смещается к гениталиям, к их действию, и приоб­ретает доминирующее значение, которое к зрелости уже не имеет такой актуальности» (1923а, стр.142). Поэтому он первоначально назвал это инфантильной генитальной организацией.

Для понимания инфантильной генитальной фазы Фрейд ограничился мужчинами и назвал ее фаллической фазой (стр.144). Он пишет: «К сожалению, мы только можем рассказать, как такое положение вещей воздей­ствует на детей мужского пола; соответствующие про­цессы у маленьких девочек неизвестны нам» (стр. 142). Полагая, что в течение этого периода интересы и дево­чек и мальчиков направлены на фаллос, он стал исполь­зовать термин фаллическая фаза по отношению к ин­фантильной генитальной организации обоих полов. Од-

 

– 70 –

 

нако, это обозначение многие критикуют, например, Паренс (Parens et al., 1976).

В современной психоаналитической теории приня­то считать, что существуют раздельные линии психосек­суального развития и половой идентификации для муж­чин и для женщин; а интерес, проявляемый девочкой к своим гениталиям и к гениталиям мужским, согласуется с интересом мальчика к своим сложным гениталиям (Bell, 1961; Tasmajian, 1966, 1967) и к гениталиям женщин. Поскольку теперь мы понимаем, что, начиная приблизи­тельно с третьего года развития, дети обоих полов весь­ма заинтересованы генитальными анатомическими осо­бенностями и различиями, то фрейдовский изначальный термин «инфантильная генитальная организация» или легкая модификация — инфантильная генитальная фаза — может вполне подойти для описания этого периода. При­нимая этот термин, мы отделяем ранние детские интере­сы от взрослой генитальной фазы, проявляющейся лишь в подростковом возрасте, а также удаляемся от фалло­центрической модели.

Входя в инфантильную генитальную фазу, девочки становятся генитально ориентированными и приобрета­ют опыт эротической чувствительности. Они устанавли­вают местонахождение генитальной области и изучают, как можно достичь эротически приятно окрашенного чув­ственного возбуждения при помощи манипуляций с кли­тором, вагиной, а также достичь внутренней гениталь­ной разрядки (Kestenberg, 1968). Впоследствии это при­водит к умению получать телесное удовольствие. Повы­шенная генитальная чувствительность ведет к очарован­ности собственным телом и телами других. Очарованная гениталиями и грудью своей матери, она идеализирует мать, ее тело и желает сама иметь такое же. Зависть к груди, зависть к пенису постепенно накапливается, увеличивая, таким образом, тревогу по поводу своего более низкого положения и сталкивает девочку с ее незрелым сексуальным состоянием.

 

– 71 –

 

При развитии влечений на инфантильной генитальной фазы, внимание мальчика приковывается к его ге­ниталиям. Эксгибиционизм достигает высшей точки, и мальчик может чувствовать возбуждение, удовольствие, тревогу и часто бывает озадачен несокрушимой приро­дой своего пениса, его эрекцией и опаданием. Обычно мальчик начинает идеализировать отца и отцовский боль­шой пенис, желая сам обладать таким же. Это часто приводит к страху кастрации, основанному на страхе возмездия.

Страх кастрации заставляет мальчика мастурбиро­вать из желания убедиться, что его пенис в целости и сохранности, но увеличивающееся возбуждение вызывает действительно инцестуозные фантазии, и, таким обра­зом, может установиться цикл принудительной мастурба­ции. Хотя мастурбация, в некотором смысле, помогает мальчику управлять сексуальным возбуждением и обес­печивает определенную разрядку и избавление от напря­жения, принудительная мастурбация не способствует адаптации — она скорее увеличивает, а не уменьшает напряжение.

Инфантильная генитальная фаза частично совпа­дает с двумя фазами объектных отношений: доэдиповой или нарциссической, и эдиповой. На доэдиповой фазе доминирующей задачей является половая идентификация; интерес ребенка сфокусирован на консолидации сексу­ально дифференцированного, нарциссически оцененного образа тела и установления идентификации половой роли.

Во второй фазе доминируют сексуальные преврат­ности, сопровождающие цели, связанные с объектом Эдипова комплекса. Фрейд наблюдал, что по мере про­гресса влечения, дети этого возраста вскоре начинают демонстрировать развитие Эдипова комплекса (1905b, за­мечание, добавленное в 1915). Так, они формируют сильную привязанность к своим родителям и, питая силь­ные сексуальные чувства, соревнуются с каждым из них по очереди за любовь другого. Дети начинают задавать вопросы об анатомических различиях, откуда появляют-

 

– 72 –

 

ся дети, а также конструировать теории для объяснения своих наблюдений. По предположению Фрейда, эти тео­рии связаны в детском сознании с сексуальными фанта­зиями и имеют отношение к появлению невротических болезней. Он признавал, что детские сознательные и бес­сознательные пугающие фантазии, связанные с сексуаль­ным возбуждением, стимулируют конфликтное отноше­ние к родителям и сопровождаются интенсивными чув­ствами любви и ненависти. Ясные примеры этих жела­ний, фантазий и конфликтов продемонстрированы в ана­литической работе с детьми. В аналитической работе со взрослыми, хотя и менее ясно чем с детьми, видны про­изводные формы и обобщения этих конфликтов, а так­же защиты, применяемые против них.

Традиционно Эдипов комплекс обсуждается в кон­тексте психосексуального развития. Однако для ребенка он заключается не только созревание влечения, но также и в прогрессе объектных отношений и обретении поло­вой идентификации. Кроме того, внутренние компромис­сы, на которые идет ребенок, чтобы справиться с конф­ликтами, вызванными Эдиповым комплексом (обычно это формирование какого-либо инфантильного невроза), включают в себя продвижение в развитии Эго и Суперэ­го. Идентификации, сделанные в период переживания Эдипова конфликта заключают в себе и развитие чув­ства себя. Рэнджел описывает Эдипов комплекс как куль­минацию детской инстинктивной жизни, ядро неврозов, «организующий зонтик будущей жизни» (1972). Фрейд ссылается на него как на место соединения, из которого выходят все поздние виды развития (1905b, 1925b). То, что Эдипов комплекс обсуждается во всех областях раз­вития, служит подтверждением нашей точки зрения, что развитие не происходит изолированно в пределах какой-то одной системы. Сбалансированный подход к процес­су развития принимает в расчет все системы.

Поскольку ребенок имеет сексуальные чувства к каждому из родителей, то Эдипов комплекс традицион­но обсуждался в рамках позитивной, инвертированной

 

– 73 –

 

и негативной формы (названной так по аналогии с фо­тографической печатью, и не содержащей в себе отри­цательной оценки). При положительном Эдиповом ком­плексе ребенок концентрирует свои желания на родите­ле противоположного пола, а родителя своего пола вос­принимает как пугающего соперника. Затем ребенок на­чинает бояться потери любви и наказания от идеализи­рованного родителя своего пола из-за фантазий, на­дежд и желаний, содержащихся по отношению к друго­му родителю.

На протяжении инфантильной генитальной фазы из-за детских идеализации и идентификаций с родите­лем своего пола, а также установления половой идентич­ности бывают совершенно очевидны либидные желания по отношению к этому же родителю. В случае негатив­ного или инвертированного Эдипова комплекса либид­ные желания направлены на родителя того же пола. Ро­дитель противоположного пола видится как соперник. Обычно ребенок разрешает этот негативный Эдипов кон­фликт путем принятия родителя того же пола как объек­та Эго-идеала и путем осуществления идентификации с этим идеалом как частью формирования Суперэго.

Детские эдипальные желания порождают громад­ный конфликт из-за сильнейшего соревнования любви и ненависти, зависти и враждебности, которые только усиливаются при идентификации с каждым из родителей и желанием любви каждого из них. Следовательно, ребе­нок вынужден либо найти какой-то компромисс, либо отказаться от причиняющих боль конфликтных желаний и чувств. Следующие два-три года посвящены разработ­ке, контролю, частичному разрешению и оставлению Эдипова комплекса.

Фрейдовской теории психосексуального развития не хватает решающей концепции половой идентичности (Kleeman, 1976), фундаментальной идеи, которая соеди­нила бы вместе развитие сексуальности, объектных от­ношений, Эго, Суперэго и ощущения собственного «я». Поскольку всестороннее понимание эдиповой динамики

 

– 74 –

 

включает в себя все эти психические системы, более полное обсуждение этих процессов будет отложено до тех пор, пока мы не обсудим половую идентичность.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал