Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анальная фаза






 

Вскоре после рождения ребенок уже способен ис­пытывать приятные ощущения от анальной зоны — на­пример, когда мать меняет пеленки. При созревании, в течение второго года, анальная эрогенность все больше выступает на первый план. Теперь уже легко заметить, что ребенок получает удовольствие от анального и урет­рального функционирования. Он наслаждается удержи­ванием и испусканием, а также прикосновениями, раз­глядыванием и обнюхиванием фекалий. При достижении большего контроля над сфинктером, совпадающего с ми­елинизацией нервных волокон (а это, ко всему прочему,

 

– 66 –

 

дает возможность ребенку ходить), — удерживание и ис­пускание фекалий и мочи могут стать способами по­лучения аутоэротичного удовольствия. Как только появ­ляется символическое мышление, моча и фекалии могут начать ассоциироваться с конфликтами, связанными с объектом и, особенно, с материнскими требованиями относительно отправлений туалета. Эти продукты тела также могут наделяться содержанием и восприниматься как подарок, ребеночек, бомба или даже как пенис, а могут выступать как средство манипулирования матерью. В процессе постепенного физического созревания появ­ляется все больший контроль над экскреторными про­цессами и движениями, и, тем самым, обеспечивается появление источников нарциссического удовлетворения.

При изучении семидесяти двухлетних детей Роуф и Галенсон выявили ряд знаков, индуцирующих начало анальной фазы; их ясные описания позволяют клиници­сту отметить важные ориентиры. Они включают: (1) из­менения в структуре кишечника, в том числе и ежеднев­ные, такие как понос, запор и задержка стула; (2) изме­нение поведения в течение или непосредственно перед дефекацией, такие как приседание, покраснение лица, напряжение, похрюкивание, дерганье за испачканную пеленку, резкое прерывание других действий, «взгляд во внутрь» с концентрацией на внутренних ощущениях, убе­гание и прятанье в углах или отдельных комнатах, сиде­ние на туалетном стульчаке или «детском» стуле; (3) из­менение поведения, непосредственно сопровождающего дефекацию, включая призыв к смене пеленки или со­противление ее смены и игра с нею, размазывание или стремление съесть экскременты; (4) эмоциональные со­стояния, сопутствующие дефекации, включая возбужде­ние, удовольствие, стыд или беспокойство; (5) «исследо­вание» анальной области (1981). Дети этого возраста про­являют огромное любопытство к действиям отправления туалета ровесников, братьев и сестер, родителей, а также получают удовольствие от различных анально-производ­ных действий.

 

– 67 –

 

В одном из ранних комментариев к тому, что по­зднее стало пониматься как часть агрессивного инстинк­та, Фрейд предположил, что в догенитальной либидной организации доминируют побуждения, позволяющие об­рести всемогущество (1950b, стр. 193). Теперь у ребенка появилось более полное ощущение своего тела и стало значительно больше возможностей для контроля над его движениями. Когда он получает подтверждение своего невсемогущества, все еще возникает фрустрация, сопровождаемая гневом, направленным на объект. Сочетание враждебной агрессии и позитивного чувства любви к матери — своего рода обучение терпеть некоторую сте­пень амбивалентности — становится решающим факто­ром развития в анальной фазе. В развитии всегда при­сутствуют множество разных тенденций, что приводит систему к потери равновесия и дисгармонии, а тенден­ция ребенка к регрессии является знаком движения про­цессов развития вперед-назад. Ребенок легко перевоз­буждается и быстро впадает в угнетенное состояние, и все это часто приводит к вспышкам ярости и фрустра­ции. Даже при небольших стрессах появляются капризы, хныканье и прочие признаки несчастья. Вполне обыч­ными являются хаотичные эмоциональные состояния, ясно проявляющиеся во вспышках раздражения.

Характерная для этого возраста враждебная агрес­сия, направленная на объект, навела Фрейда на мысль назвать этот период садистическо-анальной фазой (1905, заметка добавленная 1915). Наблюдать моменты направ­ленной агрессии можно в изобилии при игре маленьких детей, кусающих, пинающих и царапающих друг друга в попытках овладеть желанной игрушкой, при этом они часто идентифицируются с агрессором и используют по­ведение, направленное на причинение боли, которое ког­да-то уже ими использовалось (Parens, 1979; McDevitt, 1983). Хотя когнитивные способности маленьких детей теперь существенно более развиты по сравнению с тем уровнем, когда кусание начало играть важную роль, тем не менее, наличие здесь садизма все же представляется

 

– 68 –

 

сомнительным. Совершенно очевидным является ясное стремление к всемогуществу, но представляется весьма сомнительным, чтобы маленькому ребенку доставляли удовольствие болезненные последствия его агрессивных действий; поэтому непохоже, что «садистическое» стрем­ление причинять боль сопровождает попытки обрести всемогущество. Аналогично реакции кормящей матери, реагирующей на укусы на предыдущей стадии развития, ответная реакция других людей, подвергшихся нападе­нию, в конечном счете, вносит агрессивный смысл в это поведение. Такое наблюдение, возможно, заставило Фрей­да заявить: «Можно предположить, что импульс жесто­кости возникает из инстинкта власти. Вообще жестокость легко входит в детскую натуру, поскольку препятствие, которое заставляет стремление к господству останавли­ваться перед болью другой личности (способность к жа­лости) развивается относительно поздно» (1905b, стр. 193).

Именно сильный гнев и враждебность, которые маленький ребенок способен испытывать на этой фазе бросают вызов его незрелому Эго. Волны агрессии и сек­суального возбуждения могут сочетаться и легко преодо­левать слабый контроль Эго, добавляя тревоги в его эмо­циональный фон. Недостаточная защищенность или сер­дитый отклик объекта, в котором нуждаются как во вспо­могательном Эго, могут способствовать преувеличению фазово-специфичной амбивалентности. Один родитель или оба вместе, могут навязывать свои собственные са­домазохистические конфликты при разных формах взаимодействия, что в дальнейшем подвергает риску функ­ционирование Эго ребенка и позднее приводит к психо­патологии.

Уже давно отмечалось, что манифестацию аналь­ной фазы сопровождает увеличивающееся любопытство и интерес к гениталиям, увеличение стимуляции гени­талий и осознание генитальных различий между пола­ми (Ferenczi, 1924; Fenichel, 1945; Greenacre, 1952a; Kleeman, 1976; Roiphe and Galenson, 1981). Ройф и Га­ленсон (Roiphe and Galenson, 1981) сообщают, что все

 

– 69 –

 

семьдесят детей, которых они наблюдали, развили но­вое качество генитального поведения в течение второго года. Генитальное любопытство и интерес проявлялись вместе с анальными интересами, и дети, главным обра­зом, «открывали» и показывали осознание анатомичес­ких различий между полами. Реакция ребенка на это открытие, зависящее от ряда факторов, может влиять на объектные отношения и появление различных спо­собов самоощущения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал