Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Праздник, на который не нужен билет
Текст 1.
На этот праз..ник не нужен билет. Кладите кр..юху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или с..дитесь в автобус, или велосипед с..длайте, а лучше - пешком. П..раньше из дома, лучше с самой з…рёй. Тогда весь праз..ник - ваш. Вы увид..те, как стяг..вает солнце тума..ое одеяло с реки, увид..те р..су на красных осиновых листьях, увид..те, как добывает свой “хлеб” труд..любивый дятел. Не заявляйте о себе криками, пр..берегите песни. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатство. (В. Песков)
Текст 2. (Не)привыкайте к чудесам - Д..витесь им, д..витесь! Не привыкайте к небесам, Глазами (к)ним т..нитесь. Пр..глядывайтесь к обл..кам, Пр..слушивайтесь к птицам, Пр..кладывайтесь к родникам, - (Ни)что (не)повторится. (В. Шефнер) Текст 3.
Наша Земля -..громный Эрмитаж, н..сущийся в к..смическом пр..странств.., музей, сотворенный руками ми..ионов п..колений, - уже не в состони.. вын..сти потребленческой психологии своих детей. Бе..думной и бе..удержной эксплуатац..и своих богатсв. У нашей цивилизации единстве..ый шанс сохранит..ся – ответственность действий и поступков, понимание взаимосвязей всех явлений, отка.. от бе..умных и самоубийственных попыток пер..упрямить саму Природу. (Д. Лихачев)
Текст 4.
И хотя мы п…кидаем р…дные места, всё-таки мы снов… и снов… возвращаемся (к)ним, как бы ни гр…шили знакомством с другими кр…ями. Потому что жить без этой родины (не) возможно. Ведь человек счастлив, пока (у)него есть родина… (В. Белов) Темы: непроверяемые гласные в корне слова; правописание приставок неизменяемых и при-, пре-; не с глаголами; публицистический стиль. (Тексты-ключи на стр.48) Задания к теме «Лес. Любовь к природе»
1. Продолжите синонимический ряд.
А) Какие они? Шепчутся березы нежные, ласковые, … Лепечут осины робкие, испуганные, … Гудят сосны могучие, высокие, …
Б) Травы шепчутся, шелестят, стелются, клонятся, …
В) Звуки леса. Пчелы жужжат, … Комары …. Кузнечики ….
Г) Как воспринимаются звуки? Слышатся, доносятся, раздаются, замирают вдали, …
Д) Подберите глаголы, передающие голоса птиц. Синица тенькает, … Ласточки щебечут, … Кукушка …. Дятел … Сорока … Ворона … Грач … Придумайте образные выражения, передающие голоса птиц. Например, дятел отстукивает телеграмму в эфир.
2. Включите воображение!
А) Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. (Л. Татьяничева) Б) Лунной ночью в березовом лесу светло, как днем. Свет луны отражается травами и делает лес просторным, похожим на огромный зал с колоннами.
3. «…. словам просторно.»
Лесные запахи набегали волнами. В них смешивалось всё: дыхание можжевельника, вереска, воды, брусники, гнилых пней, грибов, кувшинок, а может быть, и самого неба. (К. Паустовский)
4. Комплексный анализ текстов, предложенных в теме. 5. Много ли вы можете назвать «лесных» слов? Прочитайте отрывок из книги К. Паустовского «Золотая роза» и составьте словарный диктант из таких слов, дополнив его другими.
Первое «лесное» слово, какое меня совершенно заворожило, было – глухомань… Я впервые услышал его (так же как и слово «глушняк») от лесников. С тех пор оно связано в моем представлении с дремучим, замшелым лесом, сырыми чащами, заваленными буреломом, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватым сумраком и тишиной. А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары (лесные болота), гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием.
6. Свободный диктант.
До Шишкина в отечественной живописи еще никогда не выступали так полновесно и яркозвучно крепость, богатырская сила и спокойствие русского леса. Умение выразить - это отличает Шишкина от других живописцев, составляет новизну его, воспринимается как откровение, навсегда обеспечившее ему одно из первых мест в сокровищнице искусства. Шишкин выбирает такие мотивы, в которых можно показать обилие, богатство, силу русской природы, ее полезность для человека. У него леса могучие, ширь полей. Не просто природа – родина. (По В.Н. Осокину)
Задание: Вместо точек вставьте глаголы, наиболее точно выражающие мысль. Почему авторские синонимы более выразительны?
Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца-колодцы. - Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня ……… родник. Он превращался в ручеек, который весело ……. На восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно …… вниз. По склону горы он …. дальше. Несколько таких ручейков ….. в один большой ручей, и он спокойно ……. по равнине. А вот он с шумом …….. в пропасть. - Должно, Волга начинается тоже из такого родника, - продолжает лесник. - Да, должно быть, - соглашаюсь я. - Я большой любитель разбирать слова, - добавляет лесник и смущенно усмехается. - Я слово «родник» давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река …….. – течет через матушку землю, через всю родину, кормит народ. Как складно выходит – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой… Как бы родня! (По К.Г. Паустовскому) Слова для вставки: мчится, сливается, низвергается, скатывается, течет, бежит, льется.
8. Напишите изложение.
Лиственный лес.
Лиственный лес всегда веселый и радостный. Радостная кутерьма листьев, солнечных зайчиков, пестрых птиц. Шелест, шорохи, шепоты. Тяжесть корявых стволов и легкий трепет теней. Буйство ветра в зеленых вершинах и застойный зеленый сумрак в кустах. Солнечные иволги прыгают по ветвям. Солнечные зайчики прыгают по траве. Зеленый лист висит у ствола. Зеленый дятел прилепился к стволу. Цветы разноцветны, как бабочки, бабочки разноцветны, как птицы. Птицы разноцветны, как цветы. Скрипит старое дерево. Свистит молодой сарыч (хищная птица). Качается тронутая кем-то ветка. Распрямляется примятая кем-то трава. Смотри да слушай, радуйся и удивляйся. (Н. Сладков)
9. Изложение с элементами сочинения.
Прочитав текст, допишите, как шумит лес летом и осенью, в грозу и летний тихий дождь… Лес шумит Лес всегда шумит. Только шумит он по-разному. Зимней порой, когда вьется в падях, щелях утесов злой ветер, оголенный, безлистый березняк жмется вершинами к высоким иззябшим соснам. На опушках пляшет снежная пурга. Пустынно, безрадостно. И ветви деревьев, сплетаясь жесткими, застывшими концами, звенят печально и зло. А как ласково шепчутся молодые листочки весной! Влажные, клейкие, они сбрасывают прочь чешую почек, что сохранила их за зиму. Тянутся к свету, к солнцу, трепещут. Не бывает в эту пору суровых ветров. Все смягчает весна. И шумит лес не одними вершинами, как это бывает в зимнюю стужу, - шумит стволами своими, шумит отставшей корой, шумит у корней шорохом новых побегов. Ласково, нежно. А в темной зелени снуют тысячи радостных обитателей леса. Рассыпают по сухостоинам звонкие трели пятнистые дятлы, гудят мохнатые шмели…Весна! Весенний шум!
10. Сочинение. Тему сформулируйте сами и выберите определенный тип речи.
Представьте себе, что жарким летним днем, широко раскинув руки и закрыв глаза, вы лежите под белоствольной березкой или высокой могучей сосной. Если очень чутко прислушаться, то можно услышать, о чем шепчутся березы, какую телеграмму отстукивает в эфир дятел, чем возмущается сорока, о чем беседуют бегущие по дорожке муравьи. Чутко-чутко прислушайтесь к лесным звукам. Напишите, что вы услышали, какие тайны поведал вам лес, какие сказки рассказал. (По журналу РЯШ)
11. Напишите текст телеграммы дятла. О чем она и кому предназначена?
12. Напишите диалог, состоявшийся между деревьями в лесу. О чем они могут вести разговор?
13. Поведайте одну из тайн леса своему другу в форме письма. О чем она?
14. Напишите объявление, приглашая одноклассников на посадку саженцев.
15. Изложение с элементами сочинения.
Один человек смотрит на открывающийся его глазами пейзаж и видит дорогу, лес, деревья. Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он увидел синее море васильков на лугу, … повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белое сияние берёзовых стволов, увенчанных кронами, наполненных золотым солнцем. У разных людей различный дар зрения. (Т. Тэсс) Задания. Рассмотрите пейзаж И.И. Шишкина «Рожь» или любой другой и подумайте, что на этом полотне увидели бы разные разные люди. Какой дар зрения у вас? Напишите об этом изложение с элементами сочинения.
|