Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технико-экономическая характеристика типов производства 1 страницаСтр 1 из 16Следующая ⇒
Организация производства и менеджмент (производственный менеджмент)
Утверждено
Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета УДК 658.5: 621 (075.8) Ш95 Рецензенты:
канд. экон. наук Т.Н. Баталова (Западно-Уральский институт экономики и права, г. Пермь);
канд. экон. наук Н.М. Левда (Пермский национальный исследовательский
ст. преподаватель В.В. Полыгалин (Пермский национальный исследовательский
Шубина, Н.Н.
ISBN 978-5-398-00839-5
Приведен краткий теоретический материал, рабочая программа, контрольные вопросы по темам, варианты контрольных заданий и курсовой работы для студентов заочной формы обучения. В связи с сокращением трудоемкости по программам обучения третьего поколения пособие будет полезным при подготовке отдельных тем дисциплины в рамках самостоятельной работы студентов. Предназначено для студентов заочного отделения механико-технологического и гуманитарного факультетов.
УДК 658.5: 621 (075.8)
Оглавление 1. Содержание разделов учебной дисциплины..... 9 1.1. Предмет и задачи дисциплины..... 9 1.2. Организация и планирование инновационных процессов... 12 1.2.1. Экономическая сущность и содержание 1.2.2. Жизненный цикл продукта.... 15 1.2.3. Исследовательская стадия проектирования 1.2.4. Конструирование инновации.... 19 1.2.5. Технологическая подготовка производства нового изделия 25 1.2.6. Организационная подготовка внедрения инновации.... 26 1.2.7. Организация перехода на выпуск нового продукта.... 28 1.2.8. Методы планирования инновационных процессов... 29 1.2.9. Функционально-стоимостный анализ 1.3. Организация производственных процессов... 40 1.3.1. Организация производственных процессов 1.3.2. Организация производственных процессов 1.3.3. Организационные формы производственных 1.3.3.1. Непоточные формы организации 1.3.3.2. Организация поточного производства.... 50 2. Планирование производственной деятельности предприятия... 67 2.1. Сущность и принципы планирования... 67 2.2. Сущность стратегического планирования... 69 2.3. Технико-экономическое (функциональное) планирование... 72 2.3.1. Планирование маркетинга.... 72 2.3.2. Планирование производства и реализации 2.3.3. Планирование затрат на производство 2.3.4. Финансовое планирование. Понятие прибыли, формирование и распределение прибыли 85 2.4. Оперативно-производственное планирование (ОПП) 90 2.4.1. Методы, этапы и функции оперативно-производственного планирования 92 2.4.2. Объемное планирование производства.... 95 2.4.3. Оперативно-календарное планирование (ОКП).. 97 2.4.4. Диспетчирование производственного процесса.... 104 2.5. Организация вспомогательных производств 2.5.1. Содержание и задачи организации технического обслуживания производства 107 2.5.2. Организация ремонтного хозяйства.... 108 2.5.3. Организация инструментального хозяйства.... 113 3. Менеджмент предприятия... 119 3.1. Общие положения... 119 3.2. Принципы менеджмента.... 123 3.3. Функции менеджмента.... 124 3.4. Методы менеджмента.... 136 3.5. Организационное проектирование... 138 3.6. Технология принятия управленческих решений.... 147 3.7. Кадры управления... 150 4. Организация самостоятельной работы..... 157 4.1. Общие методические указания к выполнению 4.2. Контрольные задания по теории организации 4.3. Задания для выполнения технико-экономических Список литературы..... 181
Трудоемкости изучения дисциплин «Организация производства и менеджмент»
1. Содержание разделов учебной дисциплины 1.1. Предмет и задачи дисциплины Организация производства и менеджмент – учебный курс, нацеленный на изучение теоретических и методических вопросов организации производства и управления; условий и факторов рационального согласования действий работников предприятий при использовании предметов и орудий труда в производственном процессе на основе применения знаний в области техники, экономики и социологии, аналитических приемов и передового опыта, направленных на достижение поставленных целей по выпуску определенных продуктов труда соответствующего качества и количества. Предприятия машиностроения характеризуются весьма значительной расчлененностью производства в пространстве. Расчлененность производства в пространстве, многоагрегатность, многономенклатурность, многооперационность и большое разнообразие технологических процессов, применяемых при изготовлении деталей и сборочных единиц, отличают Кроме того, организация производства предполагает координацию движения трудовых элементов по операциям и рабочим местам, благодаря которым достигаются равномерная, ритмичная работа и высокие технико-экономические показатели. Объектами организации производства на предприятии являются производственные системы различных уровней, в которые входят люди и подчиненные им средства труда. Организация производства призвана обеспечивать: во-первых, формирование наиболее рационального состава работников и средств труда производственной системы для выпуска необходимой обществу продукции требуемого качества (конкурентоспособной) в установленные сроки и в заданном объеме; во-вторых, установление наиболее рациональных взаимосвязей между всеми элементами производственной системы; в-третьих, непрерывное развитие производственной системы в направлении повышения ее эффективности и наибольшего соответствия изменяющимся условиям ее взаимодействия со своей внешней средой. Организация производства охватывает все составляющие производственной системы и все аспекты ее производственной деятельности. Теоретической основой этой дисциплины является «Экономика предприятия», в которой раскрываются действия объективных экономических законов на предприятии, пути и тенденции развития, формы специализации и кооперирования предприятия. Главной целью данной дисциплины является создание условий, при которых обеспечивается успешное выполнение плановых заданий каждым производственным подразделением предприятия и предприятием в целом по всем показателям Поставленная перед предприятием и его подразделениями цель достигается путем повседневного решения множества частных задач, направленных на изыскание и использование возможностей: • повышения эффективности производства, его интенсификации на основе научно-технического прогресса и наиболее полного использования резервов производства; • увеличения производительности труда и объема выпуска продукции на основе научно-технического прогресса, повышения организации труда, применения прогрессивных систем заработной платы, подъема общеобразовательного уровня работников, повышения качества продукции и дисциплины труда; • повышения эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств предприятия на основе равномерной загрузки оборудования, рациональной организации эксплуатации и ремонта оборудования, обслуживания рабочих мест; • организации работы предприятия с минимальными • создания личной заинтересованности каждого работника в хозяйском использовании материальных ценностей предприятия. Кроме того, важной задачей курса организации производства и менеджмента является изучение принципов, методов и форм организации производства и управления ими. Современный инженер должен хорошо знать новую технику и технологию производства, уметь создавать системы управления производством, организовывать быстрое освоение производства новой техники и новой технологии с наименьшими затратами, обеспечивать достижение максимальной прибыльности и рентабельности. Предметом курса организации производства является изучение на основе достижений науки, техники и передового опыта количественных и качественных зависимостей в производстве продукции, определяющих оптимальное сочетание трудовых и вещественных элементов совокупного производственного процесса и путей его бесперебойного и ритмичного протекания в условиях конкретного предприятия исходя из поставленных перед ним целей и задач. Задача курса – эффективное использование достижений всей совокупности конкретных экономических наук и технических дисциплин в организации производства и управления им. С позиций науки об организации производства следует учитывать имущественно-правовую форму предприятия, разнообразие выполняемых процессов, их взаимосвязь и территориальную обособленность. На машиностроительных предприятиях необходимо различать процессы: производственные, инновационные, функционального обслуживания производственных и инновационных процессов. Производственные процессы – совокупность действий работающих и средств производства, необходимых для изготовления продукта. Инновационные процессы – разработка новых видов продукции, технологий. Процессы функционального обслуживания производственных и инновационных процессов – материально-технологическое обслуживание, планирование, регулирование, финансовое обеспечение, подготовка кадров и т.д.
1.2. Организация и планирование инновационных 1.2.1. Экономическая сущность и содержание
Инновационная деятельность является функцией действия закона возвышения человеческих потребностей. Выполнение требований этого закона состоит в непрерывном повышении эффективности продуктивной деятельности. Сущность инновационной деятельности предприятий состоит в адаптации к конкурентной среде внутреннего и внешнего рынков. Конкурентное давление формирует внешние и внутренние мотивации инновационной деятельности предприятий. В числе наиболее важных внешних мотиваций можно выделить: – динамику рынков сбыта, повышение качества спроса и изменение потребительских предпочтений; – активизацию конкурентов; – циклические колебания конъюнктуры; – структурные отраслевые изменения; – изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике государства; – интеграционные изменения в условиях международного обмена товарами и услугами, движение труда и капитала, тарифных и нетарифных регуляторов внешнеэкономической деятельности; – государственную научно-техническую политику; – появление новых ресурсов и изменения на рынке факторов производства, т.е. давление предложения, и т.д. Состав и содержание внешних мотиваций формирует и внутренние мотивации управления инновационной активностью: – необходимость расширения доли рынка и стремление к увеличению объема продаж; – внедрение на новые рынки снабжения и сбыта; – повышение конкурентоспособности продукции и предприятия; – повышение финансовой устойчивости и экономической безопасности; – максимизация экономического результата функционирования в долгосрочной перспективе. Совокупность и состав управленческих воздействий, обеспечивающих разработку, внедрение и коммерческую реализацию нововведений, представляет собой инновационную политику предприятий. Ее цель – обеспечение конкурентных преимуществ предприятий в долгосрочной перспективе. Содержание различных направлений инновационной деятельности предприятий отличается значительным разнообразием. Так, например, описательная характеристика инновационной деятельности при реализации продуктивных инноваций включает: – проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий; – подбор необходимых сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; – разработку технологического процесса изготовления новой продукции; – проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции; – разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; – исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций; – подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР; – проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау; – организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д. Таким образом, содержание инновационной деятельности предприятий можно определить как изменение структуры авансированного капитала, собственности и развития схемы владения активами для адаптации к изменяющимся условиям внутреннего и мирового рынка. Инновации – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. 1.2.2. Жизненный цикл продукта Большинство видов продукции имеют ограниченный В фазе создания инновационная идея создания нового продукта оценивается с точки зрения возможности, целесообразности и масштаба ее реализации. Для этого проводятся маркетинговые исследования рынка, поиск ниши на рынке, определяются ожидаемые масштабы сбыта продукта, требуемые объемы и сроки производства. Фаза освоения предусматривает начало промышленного освоения инновационной идеи и появление нового продукта на рынке. Это наиболее капиталоемкая фаза, требующая серьезных инвестиций для проведения технической подготовки Техническое освоение характеризуется достижением заданных значений технических и эксплуатационных параметров качества продукции по технической документации. Производственное освоение сводится к достижению заданных масштабов производства нового продукта по ритмичности, календарно-плановым нормативам. Экономическое освоение характеризуется достижением установленных значений экономических показателей при производстве и реализации (трудоемкость, себестоимость, рентабельность). Фаза роста предусматривает наращивание производства и объема продаж, поиск и освоение новых рынков. Производственный менеджмент при этом направлен на снижение производственных запасов и запасов готовой продукции, разработку гибкой ценовой политики. Фаза зрелости характеризуется максимальным объемом производства и реализации, однако при этом основные параметры продукта теряют перспективы дальнейшего улучшения. Главной задачей предприятия в этой фазе становится поиск новых инновационных идей либо модернизация существующего продукта. Увеличивается потребность в инновациях для научных исследований и опытно-конструкторских разработок. В фазе старения снижается объем продаж, предприятие выбирает различную схему замещения устаревшего продукта новым. 1.2.3. Исследовательская стадия проектирования Развитие науки тесно взаимосвязано с техникой и производством. Результаты НИР и ОКР широко используется в производстве, а современные научные исследования все больше нуждаются в точной, сложной и дорогостоящей технике, поставляемой производством. По своему содержанию и характеру получаемых результатов научные исследования могут быть фундаментальными, поисковыми и прикладными. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и экспериментальные. Основой фундаментальных исследований является открытие новых явлений, закономерностей и принципов, которые могут быть использованы при создании инноваций. Результаты фундаментальных исследований, как правило, служат основой для проведения поисковых и прикладных исследований, прямо касающихся вопросов создания новых видов материалов, средств и способов производства. Формы информации – теории, гипотезы и т.д. Поисковые научные исследования направлены на изучение более конкретных проблем, например: возможностей создания новых материалов, техники, технологии, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции и т.п. Результатами поисковых исследований является научно-техническая информация, которая во многих случаях имеет материально-техническое воплощение. При положительных результатах выводы поисковых работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отчетов, технической документации, макетов, экспериментальных образцов. Прикладные научные исследования непосредственно направлены на создание новых конкретных изделий либо на совершенствование существующих, а также на разработку способов их производства, средств механизации и автоматизации производства, систем и методов контроля за качеством продукции и т.д. Результаты прикладных исследований в форме отчетов, технической документации, макетов, опытных образцов и других формах являются основой дальнейших разработок с целью внедрения в практику научных идей. Прикладные исследования, относящиеся к материальному производству, в результате которых осуществляется техническое Работы фундаментального и поискового характера ведутся, как правило, в научных учреждениях Академии наук, а также в научно-исследовательских лабораториях при кафедрах высших учебных заведений. Работы поискового и особенно прикладного характера выполняются в отраслевых научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро и подразделениях предприятий. Прикладные НИР стали комплексными, их выполняют научно-исследовательские, конструкторские и производственные подразделения, а часто и специализированные проектные службы. В проведении научных исследований особое место занимают конструкторские бюро и научные лаборатории предприятий. Как правило, они осуществляют конструкторскую подготовку серийного производства и иногда самостоятельно разрабатывают проекты. Цикл НИР, проводимых подразделениями предприятий и другими организациями, состоит из стадий, а также возможных этапов по стадиям. Под стадией понимается логически обоснованный раздел НИР, имеющий самостоятельное значение и являющийся объектом планирования и финансирования. На первой стадии – разработка технического задания – подбираются и изучаются научно-техническая литература, патентная информация и другие материалы по теме, обсуждаются полученные данные, на их основе составляется аналитический обзор и выдвигаются гипотезы. По результатам анализа выбираются направления работы и пути реализации требований, которым должно удовлетворять изделие. Составляется отчетная научно-техническая документация по стадии, определяются необходимые исполнители, подготавливается и выдается техническое задание. На второй стадии – проведение теоретических и экспериментальных исследований – осуществляется теоретическая разработка темы, в процессе которой проверяются научные и технические идеи; разрабатываются методики исследований; обосновывается выбор схем; выбираются методы расчетов и исследований; выявляется необходимость проведения экспериментальных работ, разрабатываются методики их проведения (первый этап). На втором этапе, если определена необходимость проведения экспериментальных работ, осуществляются проектирование и изготовление макетов и экспериментального образца. На третьем этапе проводятся стендовые и полевые экспериментальные испытания образца по разработанным программам и методикам, анализируются результаты испытаний, определяется степень соответствия полученных данных на экспериментальном образце расчетным и теоретическим выводам. На третьей стадии – оформление результатов НИР – составляется отчетная документация, включающая материалы по новизне и целесообразности использования результатов НИР, по экономической эффективности. Эффективность НИР оценивают по таким видам эффектов, как: – социальный (повышение безопасности людей, труда, улучшение условий труда, снижение количества профзаболеваний, экологическая безопасность и т.п.); – оборонный (повышение обороноспособности страны); – научно-технический (накопление новых знаний, публикации, диссертации, открытия, изобретения); – экономический (стоимостная оценка результатов НИР, снижение себестоимости).
1.2.4. Конструирование инновации Проектирование нового изделия включает в себя опытно-конструкторские разработки (ОКР) и конструкторскую подготовку производства. Опытно-конструкторские разработки – это комплекс работ по созданию новых видов техники (в виде опытного образца, опытной установки) с заданными технико-экономическими параметрами и рабочей документацией для их промышленного изготовления и использования. Конструирование нового продукта включает в себя следующие стадии ОКР: – подготовительную; – разработку проектной документации; – разработку рабочей документации. Этапы ОКР, их цели и задачи представлены в табл. 1.
Таблица 1 Этапы формирования опытно-конструкторских разработок
Окончание табл. 1
Конструкторская подготовка производства (КПП) – это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих техническую готовность предприятия к выпуску нового изделия в установленные сроки с заданными параметрами качества, объемом производства и уровнем затрат. Главная задача КПП – целесообразное и эффективное приспособление отработанной конструкции изделия к условиям его будущего производства с сохранением параметров качества. При единичном производстве (индивидуальный заказ) разработка техдокументации завершается на этапе опытно-конструкторской разработки.
|