Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билль о правах 1689 г. и конституционная монархия в Англии XVIII в., внутренняя и внешняя политика.
Би́ лль о права́ х 1689 (англ. Bill of Rights) — законодательный акт, принятый парламентом Великобритании в 1689 в результате «Славной революции» — одна из основных частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека. В нём впервые были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав: ·приостанавливать действие законов либо их исполнение; ·устанавливать и взимать налоги на нужды короны; ·формировать и содержать постоянную армию в мирное время. Гражданам были гарантированы следующие права: ·свобода (для Протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере); ·свобода подачи петиций королю; ·свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда; ·свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов; ·свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не должны быть привлечены к ответственности или подвергнуты сомнению в любом суде или месте за пределами Парламента.; ·свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля. Биллем были ликвидированы особые суды по церковным и другим делам («Звёздная палата» и «Высокая комиссия»). Некоторые акты Якова II были явным образом названы и отменены. Побег Якова II из Англии признавался отречением от трона, Вильгельм III Оранский и его жена Мария II признавались соправителями Англии, устанавливался порядок престолонаследия, католикам запрещалось занимать трон. Ограничения монархии и закрепление основных прав парламента заложили основы развития демократии и конституционной монархии в Великобритании. Полномочия короны по управлению государством постепенно перешли к главным советникам монарха, точнее осуществлялись последними от его имени. Они образовали как бы " внутренний" Тайный совет, или кабинет королевских министров. В силу принципа парламентского верховенства палата общин могла с помощью импичмента и биллей об опале привлекать к ответственности виновных за неудачи во внешней и внутренней политике. Так, ряд государственных деятелей предстал перед судом парламента. Со временем было проведено четкое различие между Тайным советом и кабинетом министров. Если в царствование королевы Анны последний еще собирался под ее председательством, то при первых монархах ганноверской династии он стал заседать в их отсутствие. Германские князьки считали свое пребывание на английском престоле чистой случайностью. Все внимание они сосредоточивали на своем родовом владении. Отсутствие монарха на заседаниях кабинета имело важное значение: 1) исключалась возможность прямого давления на министров; 2) он отстранялся от обсуждения вопросов государственной важности. В данном случае королю приходилось иметь дело не с главами отдельных ведомств, а с относительно сплоченной группой лидеров большинства в парламенте, по отношению к которой действовал принцип коллегиальной ответственности. Хотя члены кабинета официально признавались слугами короны, " министрами его величества", король уже не мог уволить в отставку неугодного ему сановника, так как это означало бы неминуемый правительственный кризис, причем главе государства пришлось бы обращаться с предложением сформировать правительство к только что отстраненным от власти вождям парламентского большинства. Однако и в последствии корона пользовалась весьма значительной, а в ряде случаев - абсолютной властью. В кон. XVIII - нач. XIX в. влияние монарха на итоги выборов и на последующую линию поведения членов парламента были столь велики, что практически все премьер-министры занимали свои посты благодаря их избранию короной. В созываемых Георгом I парламентах заседали 271 состоящих на государственной службе и полностью зависимых от короны чиновников, во времена Георга II - 257, а после проведенной в 1782 г. реформы - все еще 109. В 1715-1835 гг. правительство ни разу не проиграло избирательную кампанию. Огромное влияние монарх оказывал и на персональный состав кабинетов. Столь же значительную свободу король имел и при увольнении министров в отставку. Так, в 1801 и 1807 гг. он потребовал, чтобы кабинет дал письменное обещание никогда не вносить в парламент билля об отмене политических ограничений в отношении католиков. Уже обсуждавшийся в палате общин законопроект был отозван. Поскольку требуемого заверения министры не предоставили, то их отправили в отставку. В 1834 г. правительство вновь пало по воле короля. В рассматриваемый период отсутствовало правило, согласно которому отрицательный исход парламентского вотума означал обязательное падение кабинета. В таких случаях при поддержке монарха правительство могло еще долго находиться у власти. В 1785 г. например, несмотря на то, что палата общин приняла, пять резолюций о недоверии, правительство не подало в отставку. С 1834 по 1840 г. кабинет лорда Мельбурна 58 раз терпел поражение в парламенте и все же продолжал управлять страной. Таким образом, в XVIII в. Англии были заложены основы дуалистической монархии, представлявшей в политическом плане следствие компромисса дворянства с буржуазией. Действительное соотношение сил союзников проявилось в той доле добычи, которая была захвачена ими после изгнания Стюартов.
|