Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полезность






Полезность – субъективное восприятие продукта или услуги потребителем, т.е. их ценность для него

Функция полезности:

U = f (Qx; Qy; Qz...),

где

· U – уровень полезности;

· Qx; Qy; Qz - количество потребляемых продуктов или услуг за определённый период времени;

· f – зависимость уровня полезности от количества потребляемых продуктов и услуг.

Различают функции:

· общей полезности (TU);

· предельной полезности (MU).

Общая полезность – сумма добавочных полезностей определенного продукта, который потребляет индивид:

TUn = MU1 + MU2 + … + MUn.

Поведение функции общей полезности изучим на основе ее графического изображения (рис. 3.17.).

Рис. 3.17. Графическое изображение функции общей полезности:

Q – количество (например, обувь);

U – полезность.

Как видно из графика, функция общей полезности возрастает (выпукл), а затем, достигнув своего максимального значения, убывает: TUmax = 4 + 2 + 1, 5 + 0, 5 + 0, 2 = 8, 2;

где

· ТU1 = 4;

· ТU2 = 4 + 2 = 6;

· ТU3 = 6 + 1, 5 = 7, 5;

· ТU4 = 7, 5 + 0, 5 = 8;

· ТU5 = 8 + 0, 2 = 8, 2;

· ТU6 = 8, 2 – 0, 2 = 8.

Так, две пары обуви обладают для потребителя большей полезностью, чем одна; три большей, чем две и т.д. Общая полезность растёт, хотя и медленными темпами, т.е. каждая дополнительная пара приносит все меньшую и меньшую полезность. При этом полезность шестой пары обуви отрицательна (MU6 = - 0, 2), а значит, она уже приносит «вред». Отсюда можно сделать общий вывод: по мере увеличения количества потребляемого продукта (в частности обуви), общая полезность возрастает, а прирост полезности от каждой её порции (пары) убывает (суть закона возрастающей общей полезности). Тем самым потребность в них насыщается. Следовательно, полезность зависит:

· от количества потребляемого продукта (пар обуви);

· от интенсивности потребления.

Предельная полезность(MU) – добавочная полезность каждой последующей единицы продукта.

Предельная полезность определяется по формуле:

MU = ∆ TU / ∆ Q,

где

· ∆ TU = TUn - TUn – 1;

· ∆ Q = Qn – Qn – 1.

Опираясь на вышеизложенную теорию общей полезности и поведение потребителя обуви, построим график функции предельной полезности. По оси абсцисс отложим количество пар обуви, а по оси ординат значения добавочных (предельных) полезностей от потребления каждой последующей пары. Так, если:

· MU1 = TU1 – TU0 = 4;

· MU2 = TU2 – TU1 = 6 – 4 = 2;

· MU3 = TU3 – TU2 = 7, 5 – 6 = 1, 5;

· MU4 = TU4 – TU3 = 8 – 7, 5 = 0, 5;

· MU5 = TU5 – TU4 = 8, 2 – 8 = 0, 2;

· MU6 = TU6 – TU5 = 8 – 8, 2 = - 0, 2,

то график данной функциональной зависимости будет выглядеть следующим образом (см. рис. 3.18.):

Рис. 3.18. Графическое изображение функции предельной полезности.

На основе данного графика можно заключить, что график функции предельной полезности не выпукл, а даже вогнут. По мере увеличения количества потребляемых пар обуви добавочная полезность каждой последующей пары убывает (суть закона убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)). Минимум предельной полезности достигается в точке, когда общая полезность достигла своего максимума (ТU5 = 8, 2). Дальнейшее потребление обуви принесет «вред». Об этом свидетельствует предельная полезность шестой пары обуви:

MU6 = (TU6 – TU5) / (Q6 – Q5) = 8 – 8, 2 / 6 – 5 = - 0, 2 / 1 = - 0, 2.

Потребитель предъявляет спрос на тот или иной товар, исходя из его полезности.

Основные постулаты теории поведения потребителя:

· множественность видов потребления – желание потребителем потреблять множество разнообразных товаров;

· ненасыщенность – потребитель не пресыщен не одним из товаров или услуг;

· транзитивность – определенная согласованность вкусов потребителя;

· субституция – замена менее предпочтительного товара более предпочтительным товаром;

· убывающая предельная полезность.

3.3.2. Количественная теория полезности.

В микроэкономике различают две версии рационального потребительского поведения: количественную и порядковую.

Основоположники количественной теории (Менгер, Визер, Госсен) считали, что полезность конкретных продуктов можно измерить. Единица измерения полезности – ютиль (англ. «utility – полезность)». В частных случаях для измерения полезности используют денежные единицы измерения, дополнительные баллы, бонусы и т.д.

Суть количественной теории: рациональный потребитель максимизирует общую полезность в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, евро и т.д.), затрачиваемый на приобретение продуктов или услуг, приносит одинаковую полезность (второй закон Госсена или правило максимизации полезности):

MU1 / P1 = MU2 / P2 = … MUn / Pn = λ,

где

· MU1; MU2; … MUn – предельные полезности потребляемых продуктов;

· P1; P2; … Pn – цены на данные продукты.

· λ – предельная полезность денег

Правило максимизации полезности отражает ситуацию потребительского равновесия. Тогда

MU = P∙ λ,

где

· P ∙ λ – предельные издержки потребителя;

Следовательно, если MC = P∙ λ, то MU = MC.

Потребительский выбор – выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя, в условиях ограниченности денежного дохода.

3.3.3. Порядковая теория полезности.

Основоположники порядковой теории, в частности, Слуцкий, Хикс, Парето исходили из того, полезность отдельных продуктов измерить нельзя, но можно расставить приоритеты, т.е. построить шкалу предпочтений.

Рис. 3.19. Кривая безразличия.

Кривая безразличия (U) показывает, что в каждой её точке есть набор, состоящий из двух продуктов, который обеспечивает одинаковое удовлетворение потребностей потребителя, т.е. данные наборы продуктов одинаково безразличны потребителю.

На основе этого рисунка мы можем сделать следующие выводы:

а) наборы продуктов, соответствующие точкам A, B, C, D, E, F имеют одинаковую полезность для потребителя (т.е. потребитель безразличен к шести наборам продуктов);

б) набор продуктов, соответствующий точке G, менее предпочтителен для потребителя;

в) набор из двух продуктов, соответствующий точке Н, более предпочтителен для потребителя.

Если через точки G и H провести кривые, параллельные исходной кривой, то получим карту кривых безразличия.

Карта кривых безразличия – это вкусы и предпочтения потребителей.

Свойства кривых безразличия на карте кривых безразличия:

· кривые безразличия не пересекаются, т.к. один набор продуктов, который предпочтительнее другого набора, не может находиться с ним на одном уровне;

· кривые безразличия имеют отрицательный наклон, т.к. увеличение количества одного продукта сопровождается уменьшением количества другого, входящего в тот же набор продуктов;

· кривые безразличия пологие, т.е. вогнуты. Чем менее полога кривая безразличия, тем ниже предельная норма замещения.

Нормой замещения (MRS) одного продукта другим называется такое количество продукта А, которым потребитель согласен пожертвовать, с тем чтобы приобрести дополнительную единицу продукта B, при их одинаковой общей полезности:

MRSAB = |- A / + B| = |MUВ| / |MUА|.

Различают:

· дуговую норму замещения;

· предельную норму замещения.

Дуговая норма замещения на отрезке АВ кривой безразличия:

MRSух = - ∆ Y / ∆ X.

Предельная норма замещения есть производная в любой точке кривой безразличия:

MRSху = l- dY / dXl = MUx / MUy

Формы кривых безразличия:

1. Взаимозависимые (заменяемые) блага – продукты или услуги, которые удовлетворяют потребности за счёт друг друга (например: чай и кофе, розы и гвоздики и т.д.) (Рис. 3. 20.)

2. Взаимодополняемые блага – продукты или услуги, которые удовлетворяют потребности лишь в комплексе друг с другом (например: доски и гвозди, фотоаппарат и пленка и т.д.) (Рис. 3.21.)

3. Независимые блага – продукты или услуги, которые удовлетворяют потребности независимо друг от друга (например: чай и гвозди). (Рис. 3.22.)

4. Нежелательные блага – продукты или услуги, без которых потребитель был бы рад обойтись, но в силу каких-то причин вынужден потребить (например: горькое лекарство, услуги стоматолога и т.д.) (Рис. 3.23.)

Рис. 3.20. Рис. 3.21. Рис. 3.22. Рис. 3.23.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал