Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория утилитаризма И .Бентама
24.Консервативное направление политической мысли Европы в первой половине XIX в.: Э. Берк, Ж. Де Местер. Основными течениями политической мысли в первой половине XIX в. были консерватизм и либерализм. Консервативное течение объединило тех мыслителей, которые увидели во Французской революции угрозу для своих стран. Априорным теориям Локка и Монтескье они противопоставили опыт веков и народов, разуму — традицию. Главными противниками консерваторов были либералы. Концептуально либерализм выражается в двух тезисах: 1) личная свобода и частная собственность; 2) реализация этих ценностей ведет не только к раскрытию потенции человека, но и к расцвету общества. Наиболее видными представителями консерваторов-традиционалистов были Эдмунд Бёрк, духовный отец консервативного течения в Англии, и Жозеф де Местр, бывший одно время послом сардинского короля в Петербурге. Эдмунд Бёрк (1729—1797) — ирландец по происхождению, изучал в Лондоне право. Однако скоро правоведение ему наскучило и он стал зарабатывать журналистикой. В 1764 г. Э. Бёрка избирают в палату общин. До конца своих дней он оставался членом парламента и стал признанным выразителем идейно-политической платформы вигов. Принадлежность к этой партии отнюдь не служила препятствием для консерватизма Э. Бёрка. Грань между партиями в ту эпоху была условной. Партийная принадлежность свидетельствовала скорее о клановых связях, чем о политических принципах. Решающим для Бёрка стали годы Великой французской революции (1789—1799). Многие англичане с ликованием встретили весть о взятии Бастилии. Однако Бёрк не разделял их восторга, хотя и знал пороки старого порядка. Речи и памфлеты Бёрка, включая его лучшее произведение — " Размышления о Французской революции", звучали резким диссонансом хору восторженных голосов, восхвалявших триумф свободы. Старый парламентарий указывал на то, что человек никогда не мог быть вне общества, он всегда связан обязательствами с другими людьми, и поэтому теория общественного договора несостоятельна. Неверен и вывод о народном суверенитете. Народ есть сумма лиц, и он не может составлять единую личность, которая выражала бы его интересы, действовала как одно лицо. Воля большинства — это искусственная выдумка. Абстрактное представление о свободе ведет к анархии и тирании. Человек не свободен от общества. Теория прав человека — фикция. То же и равенство людей. Человек от рождения не может приобрести права на долю народного верховенства путем какого-то договора. Люди неравны перед законом и, следовательно, неизбежны социальное и политическое неравенство. В итоге Бёрк полагал, что права надо выводить не из абстрактных построений, а из реально существующего общества и государства. Он утверждал, что общественный порядок — это результат длительной эволюции общества, установление стабильности, традиций, обычаев, предрассудков. Все это достижения предков и их надо хранить. " Ни одно поколение не имеет права подвергать насильственной ломке учреждения, созданные усилиями предшествующих поколений". А сила конституции — в давности, в традициях. Граф Жозеф де Местр (1754—1821) происходил из древнего рода, родился в Савойе, его отец был президентом Савойского сената. Воспитывался у иезуитов, изучал право в Туринском университете. В 1788 г. он становится сенатором. Французская революция, захватившая Савойю, сильно повлияла на де Местра и окончательно определила его воззрения. Оставаясь монархистом-легитимистом, де Местр не допускал для себя никакой сделки с революционным правительством. Покинув семью и родину, он жил в крайней бедности сначала в Лозанне, Венеции, на острове Сардиния, а затем (1802—1817) в Петербурге в качестве титулярного посланника при императорском дворе от лишенного владений сардинского короля. Последние четыре года он находился в Турине, занимая почетные должности. Основные идеи де Местра получили свое выражение в его работах: " Речи маркиза де Коста" (1794), " Рассуждения о Франции" (1797), " Санкт-Петербургские вечера" (1821). Именно Великая французская революция, террор, вторжение иррациональности в историю превратили Жозефа де Местра в политического и религиозного писателя. Основные идеи де Местра о Революции созрели в 1796 г. Тогда он создал свое первое произведение, которое принесло ему известность — " Рассуждения о Франции". Тот год был для него временем ужасных перемен: потерпели полное поражение армии его государя и на какой-то срок Пьемонт сократился до размеров Сардинии.
|