Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение Гегеля о государстве и праве.
о государстве. Гос-во представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. Хотя Гегель и признает возможность плохого гос-ва, которое лишь существует, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок его философии права, исходящей из идеи гос-ва, т.е. действительного разумного гос-ва. Гегелевская идея гос-ва т.о. представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой гос-во, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое гос-во. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового гос-ва. Различные трактовки гос-ва в гегелевской философии права: гос-во как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конст. монархия, как " политическое государство" и т.д. – являются взаимосвязанными аспектами единой идеи гос-ва. Гегеля о праве. Георг Вильгельм Фридрих Гегель: наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна. Понятие " право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: право как свобода (" идея права"); право как определенная ступень и форма свободы (" особое право"); право как закон (" позитивное право"). Идея права. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, " свобода" и " право" выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения " свободы" и " права" опосредуются через диалектику свободной воли. Особое право. Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию " особых прав" (от абстрактных его форм до конкретных). Позитивное право является одним из " особых прав".Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом зак-ва могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера. Различая право и закон, он в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. 27. Социалистическое направление в политической мысли Европы в XVl-XlX вв.: утопический социализм, анархизм. - СЕН-СИМОН, ФУРЬЕ, ОУЭН Утописты обличали бедствия, которые принес капиталистический строй трудящимся. В этом их заслуга. Однако тем путем, который предлагали утописты Сен-Симон, Фурье, Оуэн, т. е. без классовой борьбы, без диктатуры пролетариата, прийти к социализму нельзя. Утописты сочувствовали рабочим, но не видели в пролетариате той силы, которая может преобразовать общество, они были одиночками, оторванными от масс, поэтому их планы оказались обреченными на неудачу. Анархизм (от греч. anarchia - безвластие, безначалие) - совокупность идейно-политических течений, отрицающих необходимость государственной власти и официальной религии как источников экономического, политического и духовного подавления личности, выступающих за создание мелких автономных ассоциаций производителей. Переход к новому общественному устройству мыслится преимущественно революционным путем, прежде всего в результате самопроизвольного, стихийного бунта. Цель анархизма - замена власти сотрудничеством свободных индивидов и коллективов. Как политическая идеология он синтезирует идеи свободы и социальной справедливости, коррелируя с либерализмом и социализмом. Термин «анархизм» введен в 1840 году П.-Ж.Прудоном. Анархистский социальный порядок, не допускает никаких принудительных действий со стороны государства. Данная позиция, а также сопутствующие ей обстоятельства — нерушимая свобода личности и абсолютное право собственности на свое тело и свои владения — во многом воспринимаются как данность. Права есть выражение «естественной свободы» и анархия — возможность их реализации.
|