Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органическая теория государства Г. Спенсера.






Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».

Эволюция – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Спенсер – сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Он приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Спенсер считал, что эволюция любого организма:

1) тесно связана с его приспособлением к среде, т. е. в случае с обществом, к природе;

2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.

Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются. Естественная структура общества для Спенсера та, в которой выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.

Понятие «эволюция» в социологической теории Спенсера играет важную роль при объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.

Спенсер выделял два типа общества:

1) военное, т. е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле;

2) индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.

В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов.

Несмотря на то что теория Спенсера заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, он не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, считал ученый, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией.

Во второй половине XX в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм.

33.Политическая идеология «просвещенного абсолютизма».
Идеология «просвещенного абсолютизма» в России (вторая половина XVIII в.)В 1762 г. российский престол заняла Екатерина II. Ее правление – «просвещенный абсолютизм» – характеризовалось активной деятельностью самодержавного государства, направленной на законодательное закрепление крепостничества. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с просветителями (с Вольтером, Даламбером) имели цель не только оправдать в глазах просвещенной Европы незаконное воцарение Екатерины II, но и повысить престиж России, обосновать активную и независимую внешнюю политику. В 1767 г. была созвана Комиссия для сочинения нового Уложения, в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Для Комиссии Екатерина II подготовила обширный «Наказ».

Данный документ содержал ряд положений, неосуществимых в самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода, как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности и др. Декларативные положения «Наказа» должны были свидетельствовать о просвещенности российского монарха и способствовать приобщению России к ведущим цивилизованным державам.

«Россия есть европейская держава», – провозглашалось в самом начале «Наказа». Екатерина II стремилась дать обоснование самодержавного правления в духе идей Просвещения. Поэтому она использует ссылки на географическое положение страны: Российская империя столь обширна, что кроме самодержавного государя любая другая форма правления будет ей вредна. Екатерина II искажает тексты сочинений Монтескье. Концепция разделения властей представлена ею как разграничение компетенции различных ведомств и государственных органов. Самодержавное правление стремится направить действия людей к общему благу. Поэтому оно поддерживает промышленность и торговлю, развивает просвещение. В «Наказе» даны торжественные обещания издать законы, улучшающие положение народа. Крепостничество – факт, не подлежащий критике. Законодательно невозможно отменить крепостное право.

В результате этого обосновывалась ненужность правовой реформы, приведение в порядок запутанной и противоречивой правовой системы. В России сложился тип полицейского государства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал