Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Ш. Л Монтаскъе о формах правления и разделении властей.




Главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтескье и основнаяценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимыхусловий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащаяорганизация государственности. Объединение людей в обществе необходимо, только в общественном состоянии они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними в естественном состоянии равенство, начинаются войны двоякого рода – междуотдельными лицами и между народами. " Появление этих двух видов войны, - писалШ.Л. Монтескье, - побуждает установить законы между людьми" Далее Ш.Л.Монтескье отмечает: " Общество не может существовать без правительства." Соединение всех отдельных сил, - как прекрасно говорит Гравина, - образуетто, что называется политическим состоянием (государством)" Позитивные законыобязательно должны соответствовать естественному праву. Решающее влияние на законы, согласно Ш.Л. Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает триобраза (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. Приреспубликанском правлении верховная власть находится в руках или всего народа(демократия), или его части (аристократия). Монархия – это правление одногочеловека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии всеопределяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Применительно к демократии Ш.Л. Монтескье отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Законодательная власть в демократии принадлежит народу.

21.Теория «народного суверенитета» Ж.Ж. Руссо

Одним из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных иполитических учений является Жан-Жак Руссо (1712-1778). Происхождение иоснования неравенства между людьми описаны Ж.-Ж. Руссо в " Рассуждении опроисхождении и основаниях неравенства между людьми" В естественномсостоянии, по Ж.-Ж. Руссо, все равны. Неравенство здесь вначале лишьфизическое, обусловленное природными различиями людей. Социальное неравенствовозникает с появлением частной собственности, начинается перманентная борьбамежду бедными и богатыми. В итоге бедные вынуждены были согласиться насоздание государства, которое, тем не менее, закрепило социальноенеравенство. Неравенство частной собственности, дополненное политическимнеравенством, привело, согласно Ж.-Ж. Руссо, в конечном счете к абсолютномунеравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своемрабстве и бесправии. Только благодаря общественному договору, предлагаемому Ж.-Ж. Руссо.В основе общественного договора (в трактовке Ж.-Ж. Руссо) и правомочийформируемого суверенитета лежит общая воля. Ж.-Ж. Руссо при этом подчеркиваетотличие общей воли от воли всех: первая имеет ввиду общие интересы, вторая –интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частныхлиц. Отстаивая господство в государстве и его законах общей воли, Ж.-Ж. Руссорезко критикует всевозможные частичные ассоциации, партии, группы иобъединения, которые вступают в неизбежную конкуренцию с сувереном.Суверен (Народ) создает законы. В своей идеализированной конструкциинародного суверенитета Ж.-Ж. Руссо отвергает требования каких-либо гарантийзащиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью. Однакосоответствующие гарантии нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнениеими своих обязательств перед сувереном. В целом общественное соглашение, пословам Ж.-Ж. Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченнуювласть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он иименует суверенитетом. Народ как суверен, как носитель и выразитель общей воли, по Ж.-Ж. Руссо, " может быть представляем только самим собою". Тем самым Ж.-Ж. Руссо, посуществу, отрицал как представительную форму власти (парламент или другойзаконодательный орган в форме народного представительства), так и принцип иидеи разделения верховной, суверенной власти в государстве на различныеветви. Законодательная власть как собственно суверенная, государственная властьможет и должна, по Ж.-Ж. Руссо, осуществляться только самим народом-сувереномнепосредственно. Исполнительная власть (правительство) создается не на основеобщественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующегоорганизма для сношений между подданными и сувереном.Народ, по Ж.-Ж. Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но ивообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себеестественную свободу.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал