Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грамматика






 

Аббревиатура Основа
Аббревиация Парадигма
Актант Подчинение
Актуальное членение предложения Постфикс
Аффикс Предикат
Аффиксация Предложение
Грамматика Префикс
Грамматическая категория Примыкание
Грамматическое значение Редупликация
Дериватология Синтаксис
Деривация Словообразование
Изафет Словосочетание
Интерфикс Словоформа
Инфикс Согласование
Конверсия Сочинение
Корень Супплетивизм
Морфема Суффикс
Морфология Управление
Морфонология Флексия
Номинативный строй предложения Части речи
Окончание. См.: Флексия. Эргативный строй предложения

 

АББРЕВИАТУРА (итал. abbreviatura < лат. abbrevio — сокращаю) — слово, возникшее путем аббревиации (см.), т. е. образованное из усеченных элементов слов, входящих в словосочетание, которое является производящей базой данной аббревиатуры. Например, рус. лесхоз < лесное хозяйство, ООН < Организация Объединенных Наций; крымскотат. БМТ < Бирлешкен Миллешлер Тешкиляты 'Организация Объединенных Наций '. Последний элемент аббревиатуры может быть целым, не усеченным словом: рус. зарплата, сберкасса; нем. U-Bahn < Untergrundbahn 'подземная дорога'.

Различают аббревиатуры:

а) звуковые, т. е. состоящие из начальных звуков слов базового словосочетания: рус. вуз, ТАСС;

б) буквенные, т.е. состоящие из названий начальных букв: рус. СССР [эсэсэсэр], нем. DDR [дэдээр];

в) буквенно-звуковые: рус. ЦДСА [цэдэса].

 

АББРЕВИАЦИЯ (итал. abbreviatura < лат. abbrevio — сокращаю) — особый способ словообразования (см.), состоящий в создании однословных номинаций — аббревиатур (см.), более коротких по сравнению с базовым словосочетанием.

 

АКТАНТ (от лат. ago—привожу в движение, действую) — любой член предложения, обозначающий исполнителя, адресата, объект, участвующих в процессе, обозначенном предикатом (см,), и обнаруживающий себя в моделях синтагматического развертывания этого предиката. Например, глаголы рус. читать, нем. lesen, тур. okumak двуактантны — они развертываются в синтаксическую модель с подлежащим и дополнением: Он читает книгу. О kitap okuyor. Er lest das Висh.

Актантные конфигурации эквивалентных по значению предикатов в разных языках могут различаться. Так, рус. гл. читать в препозиции имеет субъект, а в постпозиции — объект. У тур. гл. okumak оба актанта находятся в препозиции. (См. приведенные выше примеры.)

 

АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — не формальнограмматическое, а смысловое членение предложения, учитывающее коммуникативную установку говорящего на значимость сообщаемой им информации в контексте данной ситуации. При таком подходе в предложении различают то, о чем делается сообщение (данное, тема), и то, что сообщается (новое, рема). В нижеприведенных предложениях рематическая часть выделена жирным шрифтом: Сестра пишет письмо. Я купила сумочку. Это письмо писал ребенок.

Актуальное членение предложения соотносится с логическим ударением (см.). Например, в предложении Я сегодня готовлю обед логическое ударение падает на первое слово, и именно оно является ремой.

Основоположником теории актуального членения предложения считают А. Вейля, идеи которого развил В. Матезиус, глава. Пражского лингвистического кружка.

 

АФФИКС (от лат. qffixus — прикрепленный) — некорневая морфема (см.), служащая для образования слова или словоформы (см.).

В зависимости от положения по отношению к корню (см.) различают префиксы (см.) и постфиксы (см.). Так, в рус. садовый имеется два постфикса: - ое - и - ый, первый из которых является словообразующим, а второй — формообразующим. В словоформе читал суффикс - л - выполняет формообразующую функцию: с его помощью образована форма прошедшего времени от гл. читать. Префикс при - в слове пришкольный является словообразующей приставкой.

Аффиксы во многих языках мира являются одним из важнейших средств выражения грамматического значения (см.). В языках агглютинативного (см.) типа аффиксы выражают одно грамматическое значение, в языках флективных (см.) они могут быть многозначными. Так, в рус. словоформе книгой окончание - ой выражает три грамматических значения — ед. ч., тв. п., ж. р.; в крымскотат. эвлер постфикс - лер имеет только одно грамматическое значение — мн. ч.

Особое положение среди аффиксов занимает интерфикс (см.).

См.: Аффиксация.

 

АФФИКСАЦИЯ (от лат. ajfixus—прикрепленный) — 1) один из основных способов выражения грамматического значения (см.) в языках мира;

2) способ образования новых слов путем присоединения к основе (см.) образующего слова или к слову в целом определенного словообразовательного элемента.

См.: Аффикс. Префикс. Постфикс.

 

ГРАММАТИКА (от греч. grammatike <. gramma — буква, написание) —

1) строй языка, т. е. система грамматических категорий (см.) и грамматических форм, присущих данному языку;

2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Грамматика (в обоих значениях слова) включает в себя морфологию (см.), словообразование (см.) и синтаксис (см.).

 

ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ — это класс языковых единиц, разных по форме, но имеющих общее грамматическое значение (см.).

Различают:

1) грамматические категории слов — классы слов, имеющих общее грамматическое значение: часть речи, категория рода имен существительных и др.;

2) грамматические категории словесных форм — классы словоформ (см.), обладающих общим грамматическим значением: категории числа, падежа, времени и др.;

3) грамматические категории словесных позиций — совокупность языковых единиц, выполняющих в предложении одинаковые синтаксические функции: подлежащего, сказуемого, дополнения и др.;

4) грамматические категории словесных конструкций — синтаксические структуры, имеющие общее грамматическое значение: модели словосочетаний, предложений. (См.: Головин Б. Н. Введение в языкознание. — Изд. 4. -М.: Высшая школа, 1983. - С. 105-108.)

Системы грамматических категорий разных языков имеют свою количественную и качественную специфику. Например, категория падежа в русском, украинском, турецком, крымскотатарском языках имеет 6 членов (6 падежей), а в некоторых дагестанских языках — до 40 падежей. В тюркских языках отсутствует категория рода; стандартные аффиксы (см.) способны выражать только одно грамматическое значение, в то время как в славянских языках они могут быть многозначными.

 

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ — самое общее, абстрактное значение, присущее классу слов, словесных форм, словесных конструкций, словестных позиций и имеющее в данном языке свое регулярное выражение. В области морфологии (см.), например, это грамматические значения частей речи, падежей, рода, времени и др.

Выделяют следующие способы и средства выражения грамматических значений в языках мира: аффиксация (см.), порядок слов, служебные слова, интонация (см.), ударение (см.), редупликация (см.), супплетивизм (см.) и др. Ср. словоформы (см.) руки и руки, в которых грамматические значения единственного и множественного числа передаются не только с помощью многозначной флексии (см.) - и, но и с помощью рецессии — оттяжки ударения с конца слова к его началу. В нем. der Mensch — die Menschen 'человек — люди' значение мн.ч. выражается двумя средствами — служебным словом (артиклем die) и окончанием - еп.

 

ДЕРИВАТОЛОГИЯ (от лат. derivatio — отведение, отклонение) — то же, что словообразование (см.) во 2-ом значении.

 

ДЕРИВАЦИЯ (от лат. derivatio — отведение, отклонение) — то же, что словообразование (см.) в 1-ом значении.

 

ИЗАФЕТ (от араб, аль-идафату—добавление) — разновидность подчинительных (см. Подчинение) определительных (атрибутивных) связей в некоторых тюркских и иранских языках.

В тюркских языках выделяют три типа изафета:

а) безаффиксный (см. Аффикс), при котором отсутствуют морфологические показатели определительных отношений между словами: крымскотат. демир ел 'железная дорога';

б) выражаемый с помощью специального аффикса принадлежности 3-го лица: тур. tü rk dili 'турецкий язык', крымскотат. татар тили 'татарский язык';

в) выражаемый с помощью аффикса принадлежности 3-го лица при определяемом и аффикса род.п. при определении: тур. babamin kitabi 'книга отца', крымскотат. агъомнынъ баласы 'ребенок брата'.

В иранских языках определительные отношения выражаются с помощью аффикса - и при определяемом: тадж. хонаи додар 'дом отца', духтари ман 'моя дочь'.

Как видно из приведенных выше примеров, определение в изафетных конструкциях в иранских языках находится в постпозиции к определяемому, в тюркских — в препозиции.

 

ИНТЕРФИКС (от лат. inter — между и/ши — укрепленный) — асемантичный, т. е. не имеющий значения, аффикс (см.), служащий для связи морфем (см.) в слове: рус. домовладелец, землечерпалка, шоссейный, киношник, кабаретист; нем. Gesselschaftsdirektor 'директор предприятия*.

 

ИНФИКС (от лат. infixus — вставленный) — аффикс (см.), помещаемый внутрь корня (см.) при формообразовании: литов. klupti 'спотыкаться' > klumpu 'спотыкаюсь'; тагал. sulat 'письмо' > sumulat 'писать'.

Инфиксом, или внутренней флексией (см.), называют иногда и чередование звуков внутри корня, служащее для выражения другого грамматического значения (см.): рус. несу — однократное длительное действие в настоящем времени, ношу — многократное длительное действие в настоящем времени; то же: едуезжу.

 

КОНВЕРСИЯ (от лат. conversio — изменение, превращение) — 1) способ выражения субъектно-объектных отношений в обращенных высказываниях, обозначающих одну и ту же ситуацию: Он мой брат. — Я его сестра. Мать дала сыну мяч. — Сын ваял у матери мяч. Слова, выражающие обратные отношения между предметами в одной и той же ситуации, называются конверсив а м и: брат — сестра, дать — взять;

2) способ безаффиксного (см. Аффикс) словообразования (см.), состоящий в переходе слова из одной части речи в другую: рус. течь — глагол, течь — имя сущ.; нем leben 'жить' и das Leben 'жизнь'.

 

КОРЕНЬ — основная морфема (см.) в слове, повторяющаяся во всех его грамматических формах и во всех родственных словах. Отличается от служебных морфем — аффиксов (см.) — характером содержания: корень выражает лексическое значение (см.), а аффиксы — грамматическое значение (см.). Ср.: рус. лес — леса — лесной — залесье; нем. das Buck 'книга', die Biicher 'книги', de rBuchdruck ' книгопечатание'; тур. dag 'гора', dagci 'альпинист', daglardan 'с гор' и др.

 

МОРФЕМА (от греч. тогрпё— форма) — минимальная значимая часть слова. По характеру содержания и функций различают корневые морфемы (см. К о р е н ь) и аффиксальные (см. Аффикс).

Реализованная в речи морфема называется морфом (морфой) или алломорфом (алломорфой).Так, кореньрук-~ в речеупотреблении может выступать в виде алломорфов [рук] — рука и [рук'] — руки.

Аффиксальные морфемы могут находиться друг с другом в отношениях омосемии (рус. суффиксы -тель- и -ник- могут выражать одно итоже грамматическое значение (см.) лица, деятеля: учитель, начальник), омонимии (ср. омоморфемы: - ин - со значением единичности, штучности: картофелина, горошина; - ин - со значением свойства: рыжина, вышина; - ин - со значением места: целина; - ин - с грамматическим значением увеличительности: домина и др.), вариантности (тур. аффиксы -ler и - lar имеют одно и то же грамматическое значение множественности: daglar 'горы', eller 'руки').

 

МОРФОЛОГИЯ (от греч. morphe — форма + logos — слово, учение) —

1) система языковых средств, обеспечивающих построение и изменение словоформ (см.);

2) раздел грамматики (см.), изучающий образование форм слов и те грамматические категории (см.), которые в этих формах выражаются, а также грамматические классы слов — части речи (см.).

 

МОРФОНОЛОГИЯ (от греч.тогрНё— форма + phone— звук) — раздел языкознания, изучающий фонологическую (см. Фонема): структуру морфем (см.), использование фонологических противопоставлений для выражения морфологических категорий. Морфонологию интересуют фонемный состав морфем, варьирование фонем в морфеме (ср.: тyp. kita[p] 'книга' — kita[b]i его книга'; тур. kö pe[k] 'собака' — kö pe[g]im 'моя собака'; рус. ру[к]а —ру[к']е —ру[ч']ка), сочетание фонем на стыке морфем, наложение морфов в процессах словопроизводства (рус. таксист, челябинский) и др.

 

НОМИНАТИВНЫЙ СТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — особая структура предложения (см.), при которой подлежащее (всегда оформляется одинаково (в им. п.), независимо от типа семантики глагола-сказуемого (переходный или непереходный).

В пределах номинативного строя предложения различают два типа инструкций — активную и пассивную. Номинативный строй предложения характерен для индоевропейских, тюркских, семитских, японского и др. языков. Примеры: рус. Девочка пишет письмо (переходный гл., активная конструкция). Письмо пишется девочкой (непереходный гл., пассивная конструкция). Узб. Бола китобни укийди. 'Ребенок читает книгу' (переходный гл., активная инструкция). Тур. Gü nler git-gide kisalryor 'Дни становятся все короче' (непереходный гл., активная конструкция).

 

ОКОНЧАНИЕ. См.: ФЛЕКСИЯ.

 

ОСНОВА — часть словоформы (см.), которая остается за вычетом из нее формообразующих аффиксов (см.) и с которой вязано лексическое значение (см.) слова.

Различают следующие типы основ:

а) непроизводная — основа, в составе которой невозможно выделить живые, продуктивные аффиксы: рус. сад, кольц-о;

б) производная — основа, в составе которой вычленяются живые словообразовательные аффиксы: рус. счастливый, рымскотат. койдеш 'земляк, односельчанин', сагълыкъ 'здоровье';

в) производящая — основа, простая или производная, являющаяся базой дальнейшего словообразования: рус. дом > домовой, дворник > дворницкая; крымскотат. сагълыкъ 'здоровье' > сагълыкълашмакъ 'прощаться'; тур. astar 'подкладка' > a starlik 'подкладочный материал';

г) свободная — основа, содержащая свободный корень (cм.) или равная ему: рус. домик; нем. die Krankheit 'болезнь';

д) связанная — основа, содержащая связанный корень, т.е. корень, известный только в составе производной основы: рус. говядина и др.

 

ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma — пример, образец) — 1) в широком смысле — класс языковых единиц, противопоставляемых друг другу, но в то же время объединенных друг с другом на основе к.-л. ассоциаций: по сходству формы, по сходству содержания и др. В области лексики парадигмы образуют синонимы (см.), антонимы (см.), слова-компоненты одного семантического или тематического поля (см.), омонимы (см.) и др.;

2) в морфологии (см.) — система словоформ (см.), образующих одну лексему (см.). Иначе: совокупность грамматических форм одного слова. Так, имена существительные имеют падежно-числовую парадигму, глаголы — парадигмы лица, числа, времени, вида и др.

 

ПОДЧИНЕНИЕ — синтаксическая связь грамматически неравноценных единиц языка, которая выражается специфическими; редствами: аффиксами (см.), служебными словами, интонациеи (см.) и др.

В подчинительных отношениях могут находиться как члены простого предложения, так и части сложного.

Различают следующие виды подчинения: согласование (см.), управление (см.), примыкание (см.), изафет (см.).

 

ПОСТФИКС (от лат. post — после + fixus — укрепленный) — служебная, некорневая морфема (см.), стоящая после корня (см.) и служащая средством словообразования и формообразования.

Постфиксы делятся на суффиксы (см.) и флексии (см.). В следующих примерах суффиксы выполняют словообразовательные функции: рус. счаст-лив-ый; крымскотат. бахыт-лы 'счастливый'; бахыт-сыз 'несчастный'; нем. Freund-schaft 'дружба' и др. Флексии (окончания) всегда выполняют функции формообразования: рус. сад -ы, сад-ax; укр. кільц-е, кільц-ем; крымскотат. балалар 'дети' и др.

 

ПРЕДИКАТ (от позднелат. ргаеdicatum — сказанное) —

1) в грамматике — то же, что сказуемое;

2) в теории актуального членения предложения (см.) — то же, что рема. Однако предикат — не всякая информация о предмете речи, а только указание на его признак, состояние и отношение к другим предметам.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — законченное высказывание (слоеное или сверхсловное), оформленное по грамматическим законам данного языка и служащее средством формирования, выражения и сообщения мысли о предмете, в том числе отношения к нему говорящего.

По структуре предложения бывают простыми и сложными, распространенными и нераспространенными.

По цели высказывания — повествовательными, вопросительными и побудительными.

 

ПРЕФИКС (от лат. praefixus — прикрепленный впереди) — служебная, некорневая морфема (см.), стоящая перед корнем (см.) и служащая средством словообразования и формообразования. Например, рус. при-школъный < школьный (словообразовательная приставка), с-делатъ < делать (формообразовательная приставка); укр. при-гадати 'вспомнить' < гадати 'думать, полагать' (словообразовательная приставка).

Префиксы бывают в индоевропейских языках, в тюркских они отсутствуют. Встречающиеся в узбекском языке словообразовательные приставки бе- (бетутун 'бездымный') и но - (нотуг-ри 'неправильный') являются заимствованиями из таджикского языка и могут быть интерпретированы как явление интерференции (см.) на словообразовательном уровне языковой системы.

 

ПРИМЫКАНИЕ — один из видов подчинительных (см. Подчинение) синтаксических связей, при котором зависимость подчиненного компонента словосочетания (см.) в пределах его словоформы (см.) формально не выражается. Примыкают обычно неизменяемые слова и словоформы (наречия, деепричастия рус. очень хорошо; тур. pek yü ksek " очень высоко, очень высокий" укр. дуже важкий 'очень тяжелый'; нем. sehr gut 'очень хорошо' ДР-

 

РЕДУПЛИКАЦИЯ (от лат. reduplikatio — удвоение) — повторение всего слова или его части, фрагмента как одно из среде выражения грамматического значения (см.). Например, грамматическое значение высокой степени признака выражай полные и осложненные повторы: рус. еле-еле, тихо-тихо, тихо- претихо.

Особый вид неполной редупликации в тюркских языках создание искусственного слова-сателлита, повторяющего начальые звуки базового слова: крымскотат. тер-темиз 'очень чистый', бем-беяз 'очень белый', къап-къара 'очень черный'; узб. бам-баищ, туп-тузри и др.

 

СИНТАКСИС (от греч. syntaxls — построение, порядок) —

1) система языковых средств и правил их соединения друг другом, служащих для создания речевых единиц;

2) раздел грамматики (см.), изучающий основные прави сочетания слов и словоформ (см.), а также те синтаксическ единицы — словосочетания (см.) и предложения (см.) в которых эти правила реализуются.

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — 1) то же, что деривация, — языковые процессы создания новых, производных слов на базе существующих в языке слов и словосочетаний по продуктивным определенном этапе развития языка словообразовательным моделя

Выделяют следующие способы словообразования: аффиксция (см.), аббревиация (см.), словосложение, лексико-семантический, лексико-синтаксическии и др.;

2) то же, что дериватология, —- раздел языкознания изучающий образование и строение производных слов, а так: словообразовательную систему в целом.

 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — одна из основных (наряду с предложением, см.) синтаксических единиц — сочетание двух или более знаменательных слов на основе подчинительной (см. Подчинение) связи. В отличие от предложения — законченной по смыслу единицы, выражающей суждение о событии внеязыковой действительности, — словосочетание является номинативной единицей, называющей сложный элемент события и выражающей сложное понятие о нем. Словосочетание является строительным элементом предложения.

По характеру категориального (частеречного) компонента словосочетания подразделяются на субстантивные (рус. дождливая погода, почта недели; укр. захист дітей 'защита детей'; крымскотат. эв кирасы 'плата за дом'), глагольные (рус. писать письмо; укр. захистити дітей 'защитить детей'; тур. kitap okumak 'читать книгу'), наречные (рус. очень высоко; нем. sehr schwer 'очень тяжело') и др.

 

СЛОВОФОРМА — грамматическая форма слова. Совокупность словоформ образует парадигму (см. 2-ое знач.) этого слова.

 

СОГЛАСОВАНИЕ — один из видов подчинительной синтаксической связи (см. Подчинение), при котором главное слово словосочетания (см.) „приписывает" зависимому те же грамматические категории (см.) — в полном объеме или частично, — которыми обладает оно само.

Согласование встречается в языках с развитой системой флексий (см.): рус. одинокий парус, одинокая женщина; нем. das kleines Mä dchen 'маленькая девочка', der kleiner Knabe 'маленький мальчик', die kleine Blume 'маленький цветок'.

СОЧИНЕНИЕ — синтаксическая связь грамматически независимых членов простого предложения или частей сложного предложения, которая выражается с помощью сочинительных союзов, особой интонации перечисления.

В простом предложении сочинение может быть реализовано в форме однородных членов предложения: рус. Все наперебой хвалили храбрость и великодушие Хаджи-Мурата. Соединение двух и более грамматически независимых простых предложений с помощью сочинительных союзов образует сложносочиненное предложение, обладающее перечислительной интонацией рус. Дохнул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы.

СУППЛЕТИВИЗМ (от лат. suppletivus — пополняющий):

1) образование грамматических форм одного и того же слова от разных корней (см.): рус. человек — люди, я — меня; нем. gut— besser 'хорошо — лучше';

2) способ выражения грамматического значения (см.) с помощью разнокорневых слов; например, грамматическое значение сравнительной степени в рус. и нем. языках может выражаться с помощью разнокорневых слов: рус. хорошо — лучше; нем. viel—mehr 'много — больше'.

СУФФИКС (от лат. suffixus — прикрепленный) — вид постфикса (см.), служебная морфема (см.), стоящая после корня (см.) и служащая средством словоизменения или образования новых слов. Например, в рус. лист-ик суффикс выполняет словообразующую функцию, в рус. чита-ем-ый с помощью суффикса - ем - образована изменяемая форма (причастие) глагола читать. В укр. лиж-ник 'лыжник', нем. die Frei-heit 'свобода', die Lerer-in 'учительница' суффиксы выполняют функции словообразования.

УПРАВЛЕНИЕ — вид синтаксической связи подчинения (см.), при котором главный компонент словосочетания (см.) требует падежного подчинения зависимого слова (им. сущ. или его заменителя — местоимения), при этом, в отличие от согласования (см.), изменение грамматической формы главного слова не влечет за собой коррелирующих изменений грамматической формы зависимого. Например, рус. читать (что) книгу (в.п.), заниматься (чём) делом (тв.п.); укр. пасувати (до кого, до чого) тобі (д.п.) 'подходить к тебе'.

ФЛЕКСИЯ (от лат. flexio — сгибание, изгиб) — то же, что окончание, т.е. вид постфикса (см.), служащего для образования грамматической формы слова: рус. стол-а, стол-у, стол-ы; укр. дim-u, дim-eй; нем die Mensch-en 'люди' и др.

ЧАСТИ РЕЧИ — лексико-грамматические классы слов, имеющих общее грамматическое значение (см.), обладающих единой системой грамматических категорий (см.) и выполняющих в предложении тождественные синтаксические функции. Например, имена существительные в русском, украинском и немецком языках имеют грамматическое значение предметности, им свойственны категории падежа, рода, числа; в предложении они могут выполнять функции подлежащего, дополнения, определения.

По характеру содержания и выполняемых синтаксических функций части речи делятся на самостоятельные (имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия и др.) и служебные (предлоги, союзы, частицы, послеслоги, артикли и др.). Первые являются средством номинации предметов объективной действительности, они выполняют функции членов предложения либо могут быть самостоятельным предложением; вторые не являются номинативными единицами, не могут быть членами предложения — они служат средством связи словоформ в пределах предложения или выражают отношение говорящего к предмету мысли.

Система частей речи в каждом языке имеет свою количественную и качественную специфику. Номенклатура частей речи и свойственных им грамматических категорий может не совпадать. Так, в русском языке среди служебных частей речи выделяют предлоги, в тюркских — послелоги (ср.: рус. перед домом и тур. ev Ontinde с тем же значением). Имена существительные в тюркских языках, в отличие от славянских, не имеют категории рода. Количество падежных форм в русском и крымскотатарском языках совпадает, но они отличаются системой грамматических значений и др.

В процессе исторического развития языка система частей речи может претерпеть изменения: появляются новые грамматические категории, могут исчезнуть существующие и др. Например, категория числа в древнерусском языке была трехчленной (единственное, двойственное и множественное), в современном русском языке она двучленна.

ЭРГАТЙВНЫЙ СТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (от греч. ergdtes — действующее лицо) — особое оформление предложения, состоящее в том, что субъект в предложении с переходным глаголом имеет специфический эргативный падеж: авар. Хъаравулас склад ціунула. 'Сторож охраняет склад' (переходный гл.); чечен. Трактораша латта аъхнаду 'Трактористы вспахали землю' (переходный гл.).

Эргативный строй предложения характерен для картвельских, дагестанских и некоторых палеоазиатских языков.

См.: Номинативный строй предложения.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал