Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Грамматика
АББРЕВИАТУРА (итал. abbreviatura < лат. abbrevio — сокращаю) — слово, возникшее путем аббревиации (см.), т. е. образованное из усеченных элементов слов, входящих в словосочетание, которое является производящей базой данной аббревиатуры. Например, рус. лесхоз < лесное хозяйство, ООН < Организация Объединенных Наций; крымскотат. БМТ < Бирлешкен Миллешлер Тешкиляты 'Организация Объединенных Наций '. Последний элемент аббревиатуры может быть целым, не усеченным словом: рус. зарплата, сберкасса; нем. U-Bahn < Untergrundbahn 'подземная дорога'. Различают аббревиатуры: а) звуковые, т. е. состоящие из начальных звуков слов базового словосочетания: рус. вуз, ТАСС; б) буквенные, т.е. состоящие из названий начальных букв: рус. СССР [эсэсэсэр], нем. DDR [дэдээр]; в) буквенно-звуковые: рус. ЦДСА [цэдэса].
АББРЕВИАЦИЯ (итал. abbreviatura < лат. abbrevio — сокращаю) — особый способ словообразования (см.), состоящий в создании однословных номинаций — аббревиатур (см.), более коротких по сравнению с базовым словосочетанием.
АКТАНТ (от лат. ago—привожу в движение, действую) — любой член предложения, обозначающий исполнителя, адресата, объект, участвующих в процессе, обозначенном предикатом (см,), и обнаруживающий себя в моделях синтагматического развертывания этого предиката. Например, глаголы рус. читать, нем. lesen, тур. okumak двуактантны — они развертываются в синтаксическую модель с подлежащим и дополнением: Он читает книгу. О kitap okuyor. Er lest das Висh. Актантные конфигурации эквивалентных по значению предикатов в разных языках могут различаться. Так, рус. гл. читать в препозиции имеет субъект, а в постпозиции — объект. У тур. гл. okumak оба актанта находятся в препозиции. (См. приведенные выше примеры.)
АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — не формальнограмматическое, а смысловое членение предложения, учитывающее коммуникативную установку говорящего на значимость сообщаемой им информации в контексте данной ситуации. При таком подходе в предложении различают то, о чем делается сообщение (данное, тема), и то, что сообщается (новое, рема). В нижеприведенных предложениях рематическая часть выделена жирным шрифтом: Сестра пишет письмо. Я купила сумочку. Это письмо писал ребенок. Актуальное членение предложения соотносится с логическим ударением (см.). Например, в предложении Я сегодня готовлю обед логическое ударение падает на первое слово, и именно оно является ремой. Основоположником теории актуального членения предложения считают А. Вейля, идеи которого развил В. Матезиус, глава. Пражского лингвистического кружка.
АФФИКС (от лат. qffixus — прикрепленный) — некорневая морфема (см.), служащая для образования слова или словоформы (см.). В зависимости от положения по отношению к корню (см.) различают префиксы (см.) и постфиксы (см.). Так, в рус. садовый имеется два постфикса: - ое - и - ый, первый из которых является словообразующим, а второй — формообразующим. В словоформе читал суффикс - л - выполняет формообразующую функцию: с его помощью образована форма прошедшего времени от гл. читать. Префикс при - в слове пришкольный является словообразующей приставкой. Аффиксы во многих языках мира являются одним из важнейших средств выражения грамматического значения (см.). В языках агглютинативного (см.) типа аффиксы выражают одно грамматическое значение, в языках флективных (см.) они могут быть многозначными. Так, в рус. словоформе книгой окончание - ой выражает три грамматических значения — ед. ч., тв. п., ж. р.; в крымскотат. эвлер постфикс - лер имеет только одно грамматическое значение — мн. ч. Особое положение среди аффиксов занимает интерфикс (см.). См.: Аффиксация.
АФФИКСАЦИЯ (от лат. ajfixus—прикрепленный) — 1) один из основных способов выражения грамматического значения (см.) в языках мира; 2) способ образования новых слов путем присоединения к основе (см.) образующего слова или к слову в целом определенного словообразовательного элемента. См.: Аффикс. Префикс. Постфикс.
ГРАММАТИКА (от греч. grammatike <. gramma — буква, написание) — 1) строй языка, т. е. система грамматических категорий (см.) и грамматических форм, присущих данному языку; 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Грамматика (в обоих значениях слова) включает в себя морфологию (см.), словообразование (см.) и синтаксис (см.).
ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ — это класс языковых единиц, разных по форме, но имеющих общее грамматическое значение (см.). Различают: 1) грамматические категории слов — классы слов, имеющих общее грамматическое значение: часть речи, категория рода имен существительных и др.; 2) грамматические категории словесных форм — классы словоформ (см.), обладающих общим грамматическим значением: категории числа, падежа, времени и др.; 3) грамматические категории словесных позиций — совокупность языковых единиц, выполняющих в предложении одинаковые синтаксические функции: подлежащего, сказуемого, дополнения и др.; 4) грамматические категории словесных конструкций — синтаксические структуры, имеющие общее грамматическое значение: модели словосочетаний, предложений. (См.: Головин Б. Н. Введение в языкознание. — Изд. 4. -М.: Высшая школа, 1983. - С. 105-108.) Системы грамматических категорий разных языков имеют свою количественную и качественную специфику. Например, категория падежа в русском, украинском, турецком, крымскотатарском языках имеет 6 членов (6 падежей), а в некоторых дагестанских языках — до 40 падежей. В тюркских языках отсутствует категория рода; стандартные аффиксы (см.) способны выражать только одно грамматическое значение, в то время как в славянских языках они могут быть многозначными.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ — самое общее, абстрактное значение, присущее классу слов, словесных форм, словесных конструкций, словестных позиций и имеющее в данном языке свое регулярное выражение. В области морфологии (см.), например, это грамматические значения частей речи, падежей, рода, времени и др. Выделяют следующие способы и средства выражения грамматических значений в языках мира: аффиксация (см.), порядок слов, служебные слова, интонация (см.), ударение (см.), редупликация (см.), супплетивизм (см.) и др. Ср. словоформы (см.) руки и руки, в которых грамматические значения единственного и множественного числа передаются не только с помощью многозначной флексии (см.) - и, но и с помощью рецессии — оттяжки ударения с конца слова к его началу. В нем. der Mensch — die Menschen 'человек — люди' значение мн.ч. выражается двумя средствами — служебным словом (артиклем die) и окончанием - еп.
ДЕРИВАТОЛОГИЯ (от лат. derivatio — отведение, отклонение) — то же, что словообразование (см.) во 2-ом значении.
ДЕРИВАЦИЯ (от лат. derivatio — отведение, отклонение) — то же, что словообразование (см.) в 1-ом значении.
ИЗАФЕТ (от араб, аль-идафату—добавление) — разновидность подчинительных (см. Подчинение) определительных (атрибутивных) связей в некоторых тюркских и иранских языках. В тюркских языках выделяют три типа изафета: а) безаффиксный (см. Аффикс), при котором отсутствуют морфологические показатели определительных отношений между словами: крымскотат. демир ел 'железная дорога'; б) выражаемый с помощью специального аффикса принадлежности 3-го лица: тур. tü rk dili 'турецкий язык', крымскотат. татар тили 'татарский язык'; в) выражаемый с помощью аффикса принадлежности 3-го лица при определяемом и аффикса род.п. при определении: тур. babamin kitabi 'книга отца', крымскотат. агъомнынъ баласы 'ребенок брата'. В иранских языках определительные отношения выражаются с помощью аффикса - и при определяемом: тадж. хонаи додар 'дом отца', духтари ман 'моя дочь'. Как видно из приведенных выше примеров, определение в изафетных конструкциях в иранских языках находится в постпозиции к определяемому, в тюркских — в препозиции.
ИНТЕРФИКС (от лат. inter — между и/ши — укрепленный) — асемантичный, т. е. не имеющий значения, аффикс (см.), служащий для связи морфем (см.) в слове: рус. домовладелец, землечерпалка, шоссейный, киношник, кабаретист; нем. Gesselschaftsdirektor 'директор предприятия*.
ИНФИКС (от лат. infixus — вставленный) — аффикс (см.), помещаемый внутрь корня (см.) при формообразовании: литов. klupti 'спотыкаться' > klumpu 'спотыкаюсь'; тагал. sulat 'письмо' > sumulat 'писать'. Инфиксом, или внутренней флексией (см.), называют иногда и чередование звуков внутри корня, служащее для выражения другого грамматического значения (см.): рус. несу — однократное длительное действие в настоящем времени, ношу — многократное длительное действие в настоящем времени; то же: еду — езжу.
КОНВЕРСИЯ (от лат. conversio — изменение, превращение) — 1) способ выражения субъектно-объектных отношений в обращенных высказываниях, обозначающих одну и ту же ситуацию: Он мой брат. — Я его сестра. Мать дала сыну мяч. — Сын ваял у матери мяч. Слова, выражающие обратные отношения между предметами в одной и той же ситуации, называются конверсив а м и: брат — сестра, дать — взять; 2) способ безаффиксного (см. Аффикс) словообразования (см.), состоящий в переходе слова из одной части речи в другую: рус. течь — глагол, течь — имя сущ.; нем leben 'жить' и das Leben 'жизнь'.
КОРЕНЬ — основная морфема (см.) в слове, повторяющаяся во всех его грамматических формах и во всех родственных словах. Отличается от служебных морфем — аффиксов (см.) — характером содержания: корень выражает лексическое значение (см.), а аффиксы — грамматическое значение (см.). Ср.: рус. лес — леса — лесной — залесье; нем. das Buck 'книга', die Biicher 'книги', de rBuchdruck ' книгопечатание'; тур. dag 'гора', dagci 'альпинист', daglardan 'с гор' и др.
МОРФЕМА (от греч. тогрпё— форма) — минимальная значимая часть слова. По характеру содержания и функций различают корневые морфемы (см. К о р е н ь) и аффиксальные (см. Аффикс). Реализованная в речи морфема называется морфом (морфой) или алломорфом (алломорфой).Так, кореньрук-~ в речеупотреблении может выступать в виде алломорфов [рук] — рука и [рук'] — руки. Аффиксальные морфемы могут находиться друг с другом в отношениях омосемии (рус. суффиксы -тель- и -ник- могут выражать одно итоже грамматическое значение (см.) лица, деятеля: учитель, начальник), омонимии (ср. омоморфемы: - ин - со значением единичности, штучности: картофелина, горошина; - ин - со значением свойства: рыжина, вышина; - ин - со значением места: целина; - ин - с грамматическим значением увеличительности: домина и др.), вариантности (тур. аффиксы -ler и - lar имеют одно и то же грамматическое значение множественности: daglar 'горы', eller 'руки').
МОРФОЛОГИЯ (от греч. morphe — форма + logos — слово, учение) — 1) система языковых средств, обеспечивающих построение и изменение словоформ (см.); 2) раздел грамматики (см.), изучающий образование форм слов и те грамматические категории (см.), которые в этих формах выражаются, а также грамматические классы слов — части речи (см.).
МОРФОНОЛОГИЯ (от греч.тогрНё— форма + phone— звук) — раздел языкознания, изучающий фонологическую (см. Фонема): структуру морфем (см.), использование фонологических противопоставлений для выражения морфологических категорий. Морфонологию интересуют фонемный состав морфем, варьирование фонем в морфеме (ср.: тyp. kita[p] 'книга' — kita[b]i его книга'; тур. kö pe[k] 'собака' — kö pe[g]im 'моя собака'; рус. ру[к]а —ру[к']е —ру[ч']ка), сочетание фонем на стыке морфем, наложение морфов в процессах словопроизводства (рус. таксист, челябинский) и др.
НОМИНАТИВНЫЙ СТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — особая структура предложения (см.), при которой подлежащее (всегда оформляется одинаково (в им. п.), независимо от типа семантики глагола-сказуемого (переходный или непереходный). В пределах номинативного строя предложения различают два типа инструкций — активную и пассивную. Номинативный строй предложения характерен для индоевропейских, тюркских, семитских, японского и др. языков. Примеры: рус. Девочка пишет письмо (переходный гл., активная конструкция). Письмо пишется девочкой (непереходный гл., пассивная конструкция). Узб. Бола китобни укийди. 'Ребенок читает книгу' (переходный гл., активная инструкция). Тур. Gü nler git-gide kisalryor 'Дни становятся все короче' (непереходный гл., активная конструкция).
ОКОНЧАНИЕ. См.: ФЛЕКСИЯ.
ОСНОВА — часть словоформы (см.), которая остается за вычетом из нее формообразующих аффиксов (см.) и с которой вязано лексическое значение (см.) слова. Различают следующие типы основ: а) непроизводная — основа, в составе которой невозможно выделить живые, продуктивные аффиксы: рус. сад, кольц-о; б) производная — основа, в составе которой вычленяются живые словообразовательные аффиксы: рус. счастливый, рымскотат. койдеш 'земляк, односельчанин', сагълыкъ 'здоровье'; в) производящая — основа, простая или производная, являющаяся базой дальнейшего словообразования: рус. дом > домовой, дворник > дворницкая; крымскотат. сагълыкъ 'здоровье' > сагълыкълашмакъ 'прощаться'; тур. astar 'подкладка' > a starlik 'подкладочный материал'; г) свободная — основа, содержащая свободный корень (cм.) или равная ему: рус. домик; нем. die Krankheit 'болезнь'; д) связанная — основа, содержащая связанный корень, т.е. корень, известный только в составе производной основы: рус. говядина и др.
ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma — пример, образец) — 1) в широком смысле — класс языковых единиц, противопоставляемых друг другу, но в то же время объединенных друг с другом на основе к.-л. ассоциаций: по сходству формы, по сходству содержания и др. В области лексики парадигмы образуют синонимы (см.), антонимы (см.), слова-компоненты одного семантического или тематического поля (см.), омонимы (см.) и др.; 2) в морфологии (см.) — система словоформ (см.), образующих одну лексему (см.). Иначе: совокупность грамматических форм одного слова. Так, имена существительные имеют падежно-числовую парадигму, глаголы — парадигмы лица, числа, времени, вида и др.
ПОДЧИНЕНИЕ — синтаксическая связь грамматически неравноценных единиц языка, которая выражается специфическими; редствами: аффиксами (см.), служебными словами, интонациеи (см.) и др. В подчинительных отношениях могут находиться как члены простого предложения, так и части сложного. Различают следующие виды подчинения: согласование (см.), управление (см.), примыкание (см.), изафет (см.).
ПОСТФИКС (от лат. post — после + fixus — укрепленный) — служебная, некорневая морфема (см.), стоящая после корня (см.) и служащая средством словообразования и формообразования. Постфиксы делятся на суффиксы (см.) и флексии (см.). В следующих примерах суффиксы выполняют словообразовательные функции: рус. счаст-лив-ый; крымскотат. бахыт-лы 'счастливый'; бахыт-сыз 'несчастный'; нем. Freund-schaft 'дружба' и др. Флексии (окончания) всегда выполняют функции формообразования: рус. сад -ы, сад-ax; укр. кільц-е, кільц-ем; крымскотат. балалар 'дети' и др.
ПРЕДИКАТ (от позднелат. ргаеdicatum — сказанное) — 1) в грамматике — то же, что сказуемое; 2) в теории актуального членения предложения (см.) — то же, что рема. Однако предикат — не всякая информация о предмете речи, а только указание на его признак, состояние и отношение к другим предметам.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — законченное высказывание (слоеное или сверхсловное), оформленное по грамматическим законам данного языка и служащее средством формирования, выражения и сообщения мысли о предмете, в том числе отношения к нему говорящего. По структуре предложения бывают простыми и сложными, распространенными и нераспространенными. По цели высказывания — повествовательными, вопросительными и побудительными.
ПРЕФИКС (от лат. praefixus — прикрепленный впереди) — служебная, некорневая морфема (см.), стоящая перед корнем (см.) и служащая средством словообразования и формообразования. Например, рус. при-школъный < школьный (словообразовательная приставка), с-делатъ < делать (формообразовательная приставка); укр. при-гадати 'вспомнить' < гадати 'думать, полагать' (словообразовательная приставка). Префиксы бывают в индоевропейских языках, в тюркских они отсутствуют. Встречающиеся в узбекском языке словообразовательные приставки бе- (бетутун 'бездымный') и но - (нотуг-ри 'неправильный') являются заимствованиями из таджикского языка и могут быть интерпретированы как явление интерференции (см.) на словообразовательном уровне языковой системы.
ПРИМЫКАНИЕ — один из видов подчинительных (см. Подчинение) синтаксических связей, при котором зависимость подчиненного компонента словосочетания (см.) в пределах его словоформы (см.) формально не выражается. Примыкают обычно неизменяемые слова и словоформы (наречия, деепричастия рус. очень хорошо; тур. pek yü ksek " очень высоко, очень высокий" укр. дуже важкий 'очень тяжелый'; нем. sehr gut 'очень хорошо' ДР-
РЕДУПЛИКАЦИЯ (от лат. reduplikatio — удвоение) — повторение всего слова или его части, фрагмента как одно из среде выражения грамматического значения (см.). Например, грамматическое значение высокой степени признака выражай полные и осложненные повторы: рус. еле-еле, тихо-тихо, тихо- претихо. Особый вид неполной редупликации в тюркских языках создание искусственного слова-сателлита, повторяющего начальые звуки базового слова: крымскотат. тер-темиз 'очень чистый', бем-беяз 'очень белый', къап-къара 'очень черный'; узб. бам-баищ, туп-тузри и др.
СИНТАКСИС (от греч. syntaxls — построение, порядок) — 1) система языковых средств и правил их соединения друг другом, служащих для создания речевых единиц; 2) раздел грамматики (см.), изучающий основные прави сочетания слов и словоформ (см.), а также те синтаксическ единицы — словосочетания (см.) и предложения (см.) в которых эти правила реализуются.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — 1) то же, что деривация, — языковые процессы создания новых, производных слов на базе существующих в языке слов и словосочетаний по продуктивным определенном этапе развития языка словообразовательным моделя Выделяют следующие способы словообразования: аффиксция (см.), аббревиация (см.), словосложение, лексико-семантический, лексико-синтаксическии и др.; 2) то же, что дериватология, —- раздел языкознания изучающий образование и строение производных слов, а так: словообразовательную систему в целом.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — одна из основных (наряду с предложением, см.) синтаксических единиц — сочетание двух или более знаменательных слов на основе подчинительной (см. Подчинение) связи. В отличие от предложения — законченной по смыслу единицы, выражающей суждение о событии внеязыковой действительности, — словосочетание является номинативной единицей, называющей сложный элемент события и выражающей сложное понятие о нем. Словосочетание является строительным элементом предложения. По характеру категориального (частеречного) компонента словосочетания подразделяются на субстантивные (рус. дождливая погода, почта недели; укр. захист дітей 'защита детей'; крымскотат. эв кирасы 'плата за дом'), глагольные (рус. писать письмо; укр. захистити дітей 'защитить детей'; тур. kitap okumak 'читать книгу'), наречные (рус. очень высоко; нем. sehr schwer 'очень тяжело') и др.
СЛОВОФОРМА — грамматическая форма слова. Совокупность словоформ образует парадигму (см. 2-ое знач.) этого слова.
СОГЛАСОВАНИЕ — один из видов подчинительной синтаксической связи (см. Подчинение), при котором главное слово словосочетания (см.) „приписывает" зависимому те же грамматические категории (см.) — в полном объеме или частично, — которыми обладает оно само. Согласование встречается в языках с развитой системой флексий (см.): рус. одинокий парус, одинокая женщина; нем. das kleines Mä dchen 'маленькая девочка', der kleiner Knabe 'маленький мальчик', die kleine Blume 'маленький цветок'. СОЧИНЕНИЕ — синтаксическая связь грамматически независимых членов простого предложения или частей сложного предложения, которая выражается с помощью сочинительных союзов, особой интонации перечисления. В простом предложении сочинение может быть реализовано в форме однородных членов предложения: рус. Все наперебой хвалили храбрость и великодушие Хаджи-Мурата. Соединение двух и более грамматически независимых простых предложений с помощью сочинительных союзов образует сложносочиненное предложение, обладающее перечислительной интонацией рус. Дохнул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы. СУППЛЕТИВИЗМ (от лат. suppletivus — пополняющий): 1) образование грамматических форм одного и того же слова от разных корней (см.): рус. человек — люди, я — меня; нем. gut— besser 'хорошо — лучше'; 2) способ выражения грамматического значения (см.) с помощью разнокорневых слов; например, грамматическое значение сравнительной степени в рус. и нем. языках может выражаться с помощью разнокорневых слов: рус. хорошо — лучше; нем. viel—mehr 'много — больше'. СУФФИКС (от лат. suffixus — прикрепленный) — вид постфикса (см.), служебная морфема (см.), стоящая после корня (см.) и служащая средством словоизменения или образования новых слов. Например, в рус. лист-ик суффикс выполняет словообразующую функцию, в рус. чита-ем-ый с помощью суффикса - ем - образована изменяемая форма (причастие) глагола читать. В укр. лиж-ник 'лыжник', нем. die Frei-heit 'свобода', die Lerer-in 'учительница' суффиксы выполняют функции словообразования. УПРАВЛЕНИЕ — вид синтаксической связи подчинения (см.), при котором главный компонент словосочетания (см.) требует падежного подчинения зависимого слова (им. сущ. или его заменителя — местоимения), при этом, в отличие от согласования (см.), изменение грамматической формы главного слова не влечет за собой коррелирующих изменений грамматической формы зависимого. Например, рус. читать (что) книгу (в.п.), заниматься (чём) делом (тв.п.); укр. пасувати (до кого, до чого) тобі (д.п.) 'подходить к тебе'. ФЛЕКСИЯ (от лат. flexio — сгибание, изгиб) — то же, что окончание, т.е. вид постфикса (см.), служащего для образования грамматической формы слова: рус. стол-а, стол-у, стол-ы; укр. дim-u, дim-eй; нем die Mensch-en 'люди' и др. ЧАСТИ РЕЧИ — лексико-грамматические классы слов, имеющих общее грамматическое значение (см.), обладающих единой системой грамматических категорий (см.) и выполняющих в предложении тождественные синтаксические функции. Например, имена существительные в русском, украинском и немецком языках имеют грамматическое значение предметности, им свойственны категории падежа, рода, числа; в предложении они могут выполнять функции подлежащего, дополнения, определения. По характеру содержания и выполняемых синтаксических функций части речи делятся на самостоятельные (имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия и др.) и служебные (предлоги, союзы, частицы, послеслоги, артикли и др.). Первые являются средством номинации предметов объективной действительности, они выполняют функции членов предложения либо могут быть самостоятельным предложением; вторые не являются номинативными единицами, не могут быть членами предложения — они служат средством связи словоформ в пределах предложения или выражают отношение говорящего к предмету мысли. Система частей речи в каждом языке имеет свою количественную и качественную специфику. Номенклатура частей речи и свойственных им грамматических категорий может не совпадать. Так, в русском языке среди служебных частей речи выделяют предлоги, в тюркских — послелоги (ср.: рус. перед домом и тур. ev Ontinde с тем же значением). Имена существительные в тюркских языках, в отличие от славянских, не имеют категории рода. Количество падежных форм в русском и крымскотатарском языках совпадает, но они отличаются системой грамматических значений и др. В процессе исторического развития языка система частей речи может претерпеть изменения: появляются новые грамматические категории, могут исчезнуть существующие и др. Например, категория числа в древнерусском языке была трехчленной (единственное, двойственное и множественное), в современном русском языке она двучленна. ЭРГАТЙВНЫЙ СТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (от греч. ergdtes — действующее лицо) — особое оформление предложения, состоящее в том, что субъект в предложении с переходным глаголом имеет специфический эргативный падеж: авар. Хъаравулас склад ціунула. 'Сторож охраняет склад' (переходный гл.); чечен. Трактораша латта аъхнаду 'Трактористы вспахали землю' (переходный гл.). Эргативный строй предложения характерен для картвельских, дагестанских и некоторых палеоазиатских языков. См.: Номинативный строй предложения.
|