Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сказки по пословицам






 

Пословицы, поговорки и пр. – сюжет для новой сказки. Кстати, так же, как народные знакомые сказки. По этому же принципу с не меньшим успехом вы можете использовать для своих сказок пословицы и поговорки. Там, конечно, нет развёрнутого сюжета, но зато есть двойной смысл: прямой и переносный. Этим и пользуйтесь.

А заодно и ребёнка научите этот второй смысл понимать. И лексикон его существенно расширите. Ненавязчиво и без труда вложите в его головку такие понятия, как иносказание, аллегория, и даже – что такое гипербола, гротеск, даже если вы сами уже не помните точного значения этих терминов.

Вот как можно сделать это.

Возьмите какую-либо поговорку/пословицу/крылатое выражение. Ну, например,

«И на солнце есть пятна». Для начала спросите у ребёнка, как он думает, что это значит. Даже если человек пока не понимает, «где здесь собака зарыта», всё равно выслушайте его версию. Это полезно «вчетверне»: во-первых, так вы проявляете уважение к человеку, а попутно настроитесь друг на друга; во-вторых, весьма вероятно, ребёнок выдаст что-то интересное и весьма необычное (с детьми часто такое случается); в-третьих, выдвигая какую-то версию, он начнёт думать, рассуждать, стоить предположения, т.е. подходить к процессу творчески, что никому ещё не повредило; в-четвёртых, он заинтересуется (сам, а не по чьей-то указке): в самом деле, а как это: солнце в пятнах?

В общем, сначала разбираетесь с прямым смыслом фразеологического оборота.

Потом переходите к переносному.

Проще всего взять и растолковать. Сложнее, но лучше будет, если и здесь вы не кинетесь в разъяснения, а натолкнёте ребёнка, подведёте к нужному выводу так, чтоб его самого «озарило».

Скажите:

- Солнце какое? (Доброе, ласковое, жаркое, согревающее…» - ответит ребёнок).

- А пятна? Когда они бывают и где? Какие они? Даже малыши запросто ответят на ваш вопрос: в чём – в чём, а в пятнах, кляксах и чумазости они большие специалисты.

- А что с пятнами надо делать? Ясно же: отчищать, отмывать. Вот и тема для вашей сказки, вот и сюжет. Придумайте двух - трёх героев – и в путь, отмывать на солнышке пятна.

«Солнышко ты моё..», - говорим мы своим малышам. И слыша сказку о солнышке. которое не осуждают за то, что на нём появились пятна), а любят и помогают, ребёнок примеряет это отношение на себя. Это очень важно, чтобы наши солнышки с раннего детства знают: даже с пятнами (недостатками и ошибками) мы их любим не меньше, чем «чищенных и отмытых».

Пословиц так много, что, пожалуй, нет ни одной жизненной ситуации, чтобы хоть одна какая-то не подошла. Пользуйтесь: одно предложение может заменить речи и спичи, разрядить обстановку, поддержать и утешить.

Как знать, когда пригодится она. Быть может, через много – много лет, когда покажется, что удача отвернулась, когда всё валится из рук и жизнь повернулась не светлой своей стороной, а дом далеко, и попросить о помощи некого, ваш дорогой ваш человек вдруг вспомнит ту старую сказку из детства. вместе придуманную, и, ухватившись за неё. как за соломинку, выплывет. Потому что и соломинки спасают, если протягивают руку помощи из детства.

Пословицы – поговорки чаще всего дают лишь направление вашей сказке, (общую фабулу, первый толчок). Но зато какой! Сколько всего можно напридумывать!

У семи няней дитя без глаза (но это, скорее, сказка для родителей)

Сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит

Кто хвалится, тот с горы свалится

Старый друг лучше новых двух

В трёх соснах заблудиться…

…море обид, в котором можно запросто утонуть, если не заметишь лодочки, на бортике которой написано: «Прощение».

Маленькая собачка до старости щенок

Если бы да кабы, то во рту росли грибы (ну тут уже и напрягаться не надо – образ настолько явный).

 

Проще всего сделать так: разбираете оба смысла (и прямой, и переносный), а для сказки берете смысл буквальный, прямой

Невелик муравей, а горы копает

Как видите, воспитательный момент тут выражен настолько ярко, что так и хочется в дело его пустить.

Без труда не вытащить рыбку из пруда

…Море по колено. Сказка, которая просто необходимо нашим беспечным деткам, которые стали постарше. Или сказка про

…море обид, в котором можно запросто утонуть, если не заметишь лодочки, на бортике которой написано: «Прощение».

Просто – определяйтесь: что рассказываете и зачем. Маленькое уточнение: не старайтесь в каждую сказку вложить глубокий воспитательный смысл, иногда неплохо дать себе только одно задание: как следует поразвлечься. Но знаете, что удивительно? Когда вы придумываете от души, когда сами настроены на добро – никакого специального воспитания и не надо: всё получается само собой.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал