Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свойства холодильных масел.
С развитием промышленности потребность в смазочных материалах резко возросла. В частности, появление компрессоров для холодильного оборудования потребовало разработки смазочных материалов со специальными характеристиками, позволяющими обеспечить уменьшение силы трения и снижение износа сопрягаемых деталей, повышение герметичности органов сжатия, частичное содействие охлаждению компрессора, удаление мелких частиц металла — продуктов износа сопрягаемых пар, уменьшение коррозии металлических частей холодильных компрессоров и аппаратов. Холодильные масла подразделяют на две большие категории: Минеральные (парафиновые и нафтеновые) Синтетические (углеводороды, эфиры, полигликоли, эфирные фосфаты, прочие). Наибольшее распространение получили нафтеновые минеральные масла, хотя их эксплуатационные характеристики хуже, чем синтетических масел, однако недостатками последних являются их относительно высокая стоимость и избирательная агрессивность по отношению к отдельным видам материалов, в том числе к металлам. Смазочные масла должны отвечать следующим требованиям: - не взаимодействовать (химически) с материалами машин и аппаратов и холодильными агентами; - обладать определенной вязкостью и способностью к смачиванию; - не содержать механических примесей, кислот, щелочей, воды; - обладать стабильными свойствами, т.е. не изменяться в течение длительного периода времени; - иметь низкую температуру замерзания и высокую температуру воспламенения. Правильный выбор масла зависит от набора его эксплуатационных характеристик, основной из которых является достаточнаясмазывающая способность. Кроме этой характеристики для масел, предназначенных для использования в холодильных установках, важны и другие показатели (вязкость, температуры застывания, текучести, вспышки и пр.), определяющие их выбор в зависимости от условий работы, вида хладагента, температур кипения и конденсации и т.д. Вязкость масла определяет допустимые нагрузки на подшипники, работу трения и нагрев трущихся частей компрессора. При слишком высокой вязкости возрастают потери на трение, при слишком низкой — возможен разрыв масляной пленки между сопрягаемыми деталями, что приводит к их повышенному износу. С повышением температуры вязкость масла уменьшается, что ухудшает его противоизносные качества. Поэтому для машин, рассчитанных на более высокую температуру конденсации, и при использовании хладагентов с высокой температурой в конце сжатия выбирают масла с повышенной вязкостью. Температуры застывания и текучести масла должны быть ниже температуры кипения хладагента, чтобы оно не замерзло в испарителе. При температуре на 6... 10 оС выше температуры застывания масло еще может циркулировать по трубопроводам холодильной системы. Температура вспышки масла должна быть более чем на 30 °С выше температуры в конце процесса сжатия в компрессоре, т.е. для минеральных масел не ниже 160... 180 °С. Смазочное масло должно быть стабильным в смеси с хладагентом при длительной эксплуатации во всем диапазоне температур и давлений. Кроме того, масло не должно обладать повышенной кислотностью, содержать влагу и механические примеси. Все используемые в холодильных машинах масла должны быть прозрачными. Масло становится непрозрачным, когда в нем содержится много воды, имеются смолистые вещества или взвешенные механические примеси. При работе холодильной машины масло окисляется и постепенно темнеет. Цвет масла свидетельствует о его пригодности к дальнейшему использованию. Еще одним показателем, характеризующим качество масла, является его способность к пенообразованию. При очередном запуске компрессора, например, после длительной остановки, давление в картере резко падает, что приводит к выделению хладагента из масла и вспениванию последнего. При этом резко увеличивается количество масла, поступающего в нагнетательный трубопровод. Пенообразование может быть таким бурным, что из картера уносится все масло. Компрессор остается без смазки. Для борьбы с этим явлением применяют электронагреватели, которые поддерживают температуру масла в картере достаточно высокой, чтобы предотвратить растворение в нем хладагента. Но даже в этом случае следует использовать масло с низкой способностью к пенообразованию.
М–минеральное масло; Для систем с высокой тепловой нагрузкой (тепловые насосы, низкотемпературные установки) фирма Bitzer настоятельно рекомендует применять только " родное" масло Bitzer B 5.2. Синтетические алкилбензольные масла средней вязкости типа ХК 57, характеризуемые химической стабильностью и хорошей растворимостью с хладагентами, применяют в низкотемпературных холодильных машинах на любых (H)CFC хладонах. Они являются эффективными низкотемпературыми компонентами в компаундных маслах Shell 22-12, и т.д.
|