Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 1. Введение в изучение истории РоссииСтр 1 из 8Следующая ⇒
ИСТОРИЯ РОССИИ учебно-методические материалы
Краснодар Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЯ РОССИИ
учебно-методические материалы
издание семнадцатое, дополненное и переработанное
Краснодар УДК 947(075.8) ББК 63.3(2)я73 И 907
Рецензент: доктор исторических наук, профессор Б.А. Трехбратов
И 907 История России: учеб.-метод. материалы. 16-е изд., доп. и перераб. / сост. В.В. Касьянов, Ю.А. Узлов, С.Н. Бородина, С.Н. Шаповалов, В.И. Петров, И.М. Федина. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 28 с. 2000 экз.
Издание включает учебно-методические материалы дисциплины «История России», планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольных работ, рекомендуемую основную литературу и литературу для самостоятельной работы студентов. Адресуется студентам всех направлений и профилей подготовки, кроме студентов факультета истории, социологии и международных отношений. УДК 947(075.8) ББК 63.3(2)я73
Печатаются по решению редакционно-издательского совета
Представлено кафедрой истории и культурологии
ПРОГРАММА Дисциплина «История России» относится к базовой части блока дисциплин (модулей) учебного плана бакалавриата. Целью ее изучения является формирование у студентов устойчивого представления об основных закономерностях и особенностях исторического процесса, его основных этапах и содержании с древнейших времен до наших дней. Задачи дисциплины: содействовать формированию у студентов целостной картины истории во всей ее противоречивой многообразности; способствовать преодолению однобоких, тенденциозных взглядов на историю; содействовать закреплению знаний о движущих силах и закономерностях исторического процесса; способствовать формированию общегражданских ценностей в условиях создания гражданского демократического общества. Изучение дисциплины «История России» направлено на формирование у обучающихся способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
Раздел 1. Введение в изучение истории России История России как научная и учебная дисциплина. Объект, предмет и содержание курса. Исторические знания как фактор формирования мировоззрения человека, его гражданской позиции. Место истории в системе общественных наук. Методы познания исторической действительности. Научные принципы изучения и оценки исторических явлений и фактов: историзм, объективность, системность. Вспомогательные исторические дисциплины. Понятие исторического источника. Научная и прикладная значимость изучения истории России. Зарождение и развитие системы исторических знаний в России. Исторические школы. Научно-просветительская деятельность В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова. Советская историческая школа, особенности ее формирования и развития: Н.М. Покровский, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилев, Г.В. Вернадский. Современный уровень исторической науки в России. Научная полемика о месте и роли России в мировой истории. Раздел 2. От древней руси – к единому российскому государству (IX–XV века) Дискуссии о прародине славян. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Геополитическое положение и природный фактор: их влияние на направление и характер исторического развития Древней Руси. Возникновение государственности у восточных славян. Общественный идеал в Древней Руси и его реализация. Вечевая демократия. Новгород, Киев и другие политические центры Руси. «Повесть временных лет». Дискуссии о происхождении Древнерусского государства. Норманская теория. Особенности формирования Древнерусского государства. Первые русские князья. Боярство. Дружина. Принятие христианства. Византийское влияние на формирование русской государственности и культуры. Роль церкви в общественно-политической жизни Древней Руси. «Русская Правда». Международные связи Новгородско-Киевской Руси. Взаимоотношения с Византией и Степью. Возникновение удельной системы. Русь в условиях феодальной политической раздробленности. Новгородская феодальная республика и Владимиро-Суздальское княжество. Католическая экспансия с Запада и ее роль в истории России. Невская битва. Ледовое побоище. Монгольское нашествие и его последствия. Русь и Золотая Орда: особенности взаимоотношений и взаимовлияния. Образование Московского княжества. Объективные и субъективные предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы и Твери. Роль Ивана Калиты и его наследников в усилении Московского княжества. Отношения Москвы с ордынскими ханами. Победа Дмитрия Донского в Куликовской битве и ее роль в образовании Московского государства. Преемники Дмитрия Донского: Василий I и Василий II Темный. Период феодальных войн. Начало распада Золотой Орды: образование Крымского, Казанского и Астраханского ханств. Отказ Москвы присоединиться к Флорентийской унии. Территориальный рост московских владений и «собрание власти» в руках московского князя. Эпоха Ивана III. Рост территории Московского государства. Начало борьбы с Литвой за западнорусские области. Присоединение Новгорода. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Отношения с Западом. Первый Судебник. Возвышение власти московского государя. Софья Палеолог и наследие Византии. Московия. Культура Древней и Средневековой Руси. Декоративно-прикладное искусство: чернь, скань, зернь, перегородчатая эмаль. Складывание местного летописания в Киеве, Владимире, Пскове, Новгороде. Архитектура. София Киевская, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, София Новгородская. Церковь Покрова на Нерли. Развитие жанровой литературы: устное народное творчество, Жития святых, героический эпос, переводные произведения. Живопись: иконопись, фреска, мозаика. Творчество Андрея Рублева и Феофана Грека.
|