Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по организации учебной деятельности в студенческих группах






Общие правила:

1. За отношениями в группе нужно следить: каждый участвует в разговоре, каждый думает над работой позиции, все равны, отношение может быть своё (я бы не согласился, мне кажется, что она не подходит, потому что…).

Роли: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец, лидер-интерпритатор и пр.

Преподаватель в каждой из групп представляет свой вариант для работы, обсуждения проблемы.

Все варианты групповых решений выносятся на общее обсуждение.

По ходу выступлений все участники должны задавать вопросы и совместно анализировать действия.

2. Для работы в группах должны быть такие задания, где разные студенты дают разные варианты решений, а не одинаковые.

- задания, требующие упражнений (репродуктивная деятельность);

- задания, требующие конструирования новых способов и приёмов деятельности на основе изученных (частично-поисковая или репродуктивно-творческая деятельность);

- задания, требующие анализа, выдвижения гипотез и нахождение способов её проверки (творческая деятельность).

Наиболее существенными признаками заданий предлагаемых студенческим группам, являются: 1) возможность разделения труда между студентами и кооперирование совместных действий членов группы; 2) задания для групповой работы должны иметь такое содержание и структуру, чтобы обеспечивать ситуацию речевого общения в группе; 3) задания не должны давать возможность выполнять его индивидуально; 4) задание должно поддаваться членению при сохранении общей цели при выполнении каждой из частей; 5) задание должно предусматривать возможность выводить студентов при решении частных вопросов на более широкие проблемы или наоборот, при решении общих вопросов наталкивать на необходимость частных выводов; 6) Подготовка ответа, в данном случае – это конструирование текста в заданной речевой ситуации, а именно: осмысление объёма, содержания и границ темы ответа – текста; структурирование и представление текста в соответствующем содержанию жанре и стиле речевого корректирования; 7) контроль выполнения задания – сравнение состава действий отдельной группы (отдельного студента) с научным вариантом, оценка – какое действие группа не может сделать и почему.

При разработке групповых заданий преподавателю необходимо учитывать следующие положения:

- решение заданий должно отражать способ профессиональной деятельности педагога;

- в процессе решения задания студент должен выполнять профессиональные действия и проявлять профессионально важные качества личности (системность педагогического мышления, педагогическую рефлексию);

- групповое задание должно иметь такое содержание, которое для своего решения предполагает разные способы профессиональной деятельности, что и делает возможным организовывать групповое обучение профессиональным умениям;

- групповые задания целесообразно составлять с целью формирования учебных и профессиональных умений;

- задания должны содержать вопросы и указания, направленные на развитие профессиональных умений;

- задание должно поддаваться членению на части при сохранении общей цели выполнения каждой из частей;

- задание должно предусматривать возможность дальнейшего его развития, то есть выводить студентов на более широкие проблемы;

- задание должно предполагать дифференцирование, что позволило бы принять участие в выполнении его частей студентами, обладающими разным уровнем знаний и способностей.

Преподавателем создаются условия для раскрытия своего и встречи с другим пониманием, выбор собственной позиции.

3. Преподавателю необходимо актуализировать и развивать навык общения студентов в группе. Так например учить:

- как соглашаться (+, жесты, просто сказать: «Ты прав», «Я тоже так думаю»);

- как возражать (-, «У меня есть свой взгляд», «Моё мнение, которое основано на чем – либо», задавать вопросы – про то, что забыл член группы, предложение: попробуй прочитать то, что ты написал, …);

- как помочь, а как просить о помощи;

- как слушать собеседника (нельзя требовать абсолютной тишины).

4. Вводя новую форму сотрудничества нужно дать её образец. Для освоения образца необходимо разобрать 2–3 ошибки. Разбирать не содержательную ошибку, а код взаимодействия. Типичные ошибки можно разобрать, даже если их нет в группе.

5. Как объединять студентов в группу. Например:

- самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;

- упрямцу полезно соперничать с упрямцем;

- самых сильных студентов не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;

- не следует создавать группы студентов со слабой самоорганизацией;

- для срабатывания групп не следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя;

- преподавателю необходимо помочь группам найти свой стиль работы;

- нельзя объединять в группу только слабых студентов;

- студенты, отказывающиеся работать в группе, не должны принуждаться.

6. Для наиболее эффективной организации учебной деятельности студенческой группы преподаватель должен:

· быть готов активно влиять на эмоциональную атмосферу занятия, способствовать возникновению у студентов эмоциональных состояний, благоприятных для учебной деятельности;

· быть готов устанавливать устойчивые доброжелательные взаимоотношения в группе;

· быть готов осуществлять постоянный психологический контроль за самочувствием, активностью и настроением обучаемых;

· знать закономерности развития и функционирования студенческой группы, факторы обуславливающие процесс межличностного общения (симпатии, антипатии и т.д.), о темпе работы студентов, механизмы педагогического общения, и уметь управлять ими;

· знать и уметь применять основные способы организации групповой работы;

· уметь проектировать действия студентов и координировать работу группы;

· уметь целенаправленно комплектовать из студентов группы, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.

Способы комплектования групп:

- по желанию (студентам предлагается самостоятельно разбиться на подгруппы);

- по уровням (например, преподаватель формирует подгруппы, в соответствии с целями решаемых задач, по уровню аналитических умений);

- лидер формирует подгруппы;

- разнородные подгруппы и пр.

Алгоритм работы в группах:

- ориентация на работу в группе;

- организация взаимодействия, договор, распределение ролей (кто за что отвечает);

- цель работы (что будем делать);

- способы действия (как будем делать, общий способ, план, шаги);

- выдвижение гипотез, своей позиции;

- обсуждение гипотез;

- результат (в виде чего) – выработка группового решения;

- кто его представит;

- выявление недостатков и ошибок работы группы – рефлексия;

- рефлексивная корректировка действий.

При организации взаимодействия студентов и распределении ролей между ними необходимо учитывать, что:

- распределение функций необходимо определять системой решаемых группой задач, индивидуально типическими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы;

- действия одного участника невозможны без одновременных действий других членов группы;

- смена функций-ролей в группе способствует профессиональному и личностному развитию студентов. Каждый студент может «принимать роль другого»;

- широкий выбор ролей помогает регулировать межличностные отношения в группе.

Преподавателю рекомендуется на основе промежуточных работ и личных наблюдений за учебной деятельностью студентов, проводить перераспределение студентов по группам в зависимости от успешности усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Выявление недостатков и ошибок в деятельности группы можно осуществлять с помощью выполнения студентами заданий, которые могут быть сформулированы следующим образом:

- оцените по шкале собственный вклад в выполнение заданий;

- оцените по шкале вклад своих коллег в решение задания;

- оцените по шкале выполнение задания вашей группой.

Благодаря рефлексии, в результате групповой учебной деятельности студентов происходит коррекция самооценок, причём ведущая роль в этом принадлежит самим студентам. Рефлексивная деятельность отражает способность к самоанализу, самоконтролю и самооценке деятельности отдельного студента и группы в целом.

При организации учебной деятельности студенческой группы могут быть использованы следующие методы обучения: семинары, дискуссии, индивидуальная и коллективная научно-исследовательская работа студентов, педагогическая практика, подготовка совместных курсовых и дипломных работ, деловые игры, проблемные и имитационные игры, групповой зачёт, «мозговой штурм», метод синектики, проблемные групповые задания, проблемно-рефлексивный полилог, рефлексивно-эмоциональный тренинг, синтез проектов, «аукцион решений». Большая роль принадлежит лабораторным работам, кружковым занятиям (например занятия в кружке «Педагогический клуб»), внутривузовским и межвузовским конференциям, конкурсам, выставкам профессионального творчества.

Также в работе с диффузными группами необходимо применять групповые тренинги (к их числу можно отнести коммуникативные игры), целью которых является приобретение студентами знаний в области групповой динамики, отработка индивидуального стиля организации групповых процессов каждым студентом и создание единого коммуникативного пространства и языка коммуникации, необходимого для эффективного взаимодействия в студенческой группе. В результате их проведения студенты будут иметь представление о собственном потенциале ведения групповой работы, согласованное между участниками представление о методах проведения групповых дискуссий и совещаний, а также корпоративная конвенция о правилах и методах ведения групповой работы. Для урегулирования конфликтных ситуаций можно рекомендовать некоторые приёмы. Например, поменять членов группы, поставить перед находящимися в конфликте единую цель, достичь которую можно лишь совместными усилиями, расширить групповое общение и пр.

При появлении недоразумений группа может пригласить представителей других групп или использовать так называемые советы третьих лиц (эксперты, консультант, преподаватель).


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал