Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации по организации учебной деятельности в студенческих группахСтр 1 из 5Следующая ⇒
Общие правила: 1. За отношениями в группе нужно следить: каждый участвует в разговоре, каждый думает над работой позиции, все равны, отношение может быть своё (я бы не согласился, мне кажется, что она не подходит, потому что…). Роли: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец, лидер-интерпритатор и пр. Преподаватель в каждой из групп представляет свой вариант для работы, обсуждения проблемы. Все варианты групповых решений выносятся на общее обсуждение. По ходу выступлений все участники должны задавать вопросы и совместно анализировать действия. 2. Для работы в группах должны быть такие задания, где разные студенты дают разные варианты решений, а не одинаковые. - задания, требующие упражнений (репродуктивная деятельность); - задания, требующие конструирования новых способов и приёмов деятельности на основе изученных (частично-поисковая или репродуктивно-творческая деятельность); - задания, требующие анализа, выдвижения гипотез и нахождение способов её проверки (творческая деятельность). Наиболее существенными признаками заданий предлагаемых студенческим группам, являются: 1) возможность разделения труда между студентами и кооперирование совместных действий членов группы; 2) задания для групповой работы должны иметь такое содержание и структуру, чтобы обеспечивать ситуацию речевого общения в группе; 3) задания не должны давать возможность выполнять его индивидуально; 4) задание должно поддаваться членению при сохранении общей цели при выполнении каждой из частей; 5) задание должно предусматривать возможность выводить студентов при решении частных вопросов на более широкие проблемы или наоборот, при решении общих вопросов наталкивать на необходимость частных выводов; 6) Подготовка ответа, в данном случае – это конструирование текста в заданной речевой ситуации, а именно: осмысление объёма, содержания и границ темы ответа – текста; структурирование и представление текста в соответствующем содержанию жанре и стиле речевого корректирования; 7) контроль выполнения задания – сравнение состава действий отдельной группы (отдельного студента) с научным вариантом, оценка – какое действие группа не может сделать и почему. При разработке групповых заданий преподавателю необходимо учитывать следующие положения: - решение заданий должно отражать способ профессиональной деятельности педагога; - в процессе решения задания студент должен выполнять профессиональные действия и проявлять профессионально важные качества личности (системность педагогического мышления, педагогическую рефлексию); - групповое задание должно иметь такое содержание, которое для своего решения предполагает разные способы профессиональной деятельности, что и делает возможным организовывать групповое обучение профессиональным умениям; - групповые задания целесообразно составлять с целью формирования учебных и профессиональных умений; - задания должны содержать вопросы и указания, направленные на развитие профессиональных умений; - задание должно поддаваться членению на части при сохранении общей цели выполнения каждой из частей; - задание должно предусматривать возможность дальнейшего его развития, то есть выводить студентов на более широкие проблемы; - задание должно предполагать дифференцирование, что позволило бы принять участие в выполнении его частей студентами, обладающими разным уровнем знаний и способностей. Преподавателем создаются условия для раскрытия своего и встречи с другим пониманием, выбор собственной позиции. 3. Преподавателю необходимо актуализировать и развивать навык общения студентов в группе. Так например учить: - как соглашаться (+, жесты, просто сказать: «Ты прав», «Я тоже так думаю»); - как возражать (-, «У меня есть свой взгляд», «Моё мнение, которое основано на чем – либо», задавать вопросы – про то, что забыл член группы, предложение: попробуй прочитать то, что ты написал, …); - как помочь, а как просить о помощи; - как слушать собеседника (нельзя требовать абсолютной тишины). 4. Вводя новую форму сотрудничества нужно дать её образец. Для освоения образца необходимо разобрать 2–3 ошибки. Разбирать не содержательную ошибку, а код взаимодействия. Типичные ошибки можно разобрать, даже если их нет в группе. 5. Как объединять студентов в группу. Например: - самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный; - упрямцу полезно соперничать с упрямцем; - самых сильных студентов не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные; - не следует создавать группы студентов со слабой самоорганизацией; - для срабатывания групп не следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя; - преподавателю необходимо помочь группам найти свой стиль работы; - нельзя объединять в группу только слабых студентов; - студенты, отказывающиеся работать в группе, не должны принуждаться. 6. Для наиболее эффективной организации учебной деятельности студенческой группы преподаватель должен: · быть готов активно влиять на эмоциональную атмосферу занятия, способствовать возникновению у студентов эмоциональных состояний, благоприятных для учебной деятельности; · быть готов устанавливать устойчивые доброжелательные взаимоотношения в группе; · быть готов осуществлять постоянный психологический контроль за самочувствием, активностью и настроением обучаемых; · знать закономерности развития и функционирования студенческой группы, факторы обуславливающие процесс межличностного общения (симпатии, антипатии и т.д.), о темпе работы студентов, механизмы педагогического общения, и уметь управлять ими; · знать и уметь применять основные способы организации групповой работы; · уметь проектировать действия студентов и координировать работу группы; · уметь целенаправленно комплектовать из студентов группы, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Способы комплектования групп: - по желанию (студентам предлагается самостоятельно разбиться на подгруппы); - по уровням (например, преподаватель формирует подгруппы, в соответствии с целями решаемых задач, по уровню аналитических умений); - лидер формирует подгруппы; - разнородные подгруппы и пр. Алгоритм работы в группах: - ориентация на работу в группе; - организация взаимодействия, договор, распределение ролей (кто за что отвечает); - цель работы (что будем делать); - способы действия (как будем делать, общий способ, план, шаги); - выдвижение гипотез, своей позиции; - обсуждение гипотез; - результат (в виде чего) – выработка группового решения; - кто его представит; - выявление недостатков и ошибок работы группы – рефлексия; - рефлексивная корректировка действий. При организации взаимодействия студентов и распределении ролей между ними необходимо учитывать, что: - распределение функций необходимо определять системой решаемых группой задач, индивидуально типическими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы; - действия одного участника невозможны без одновременных действий других членов группы; - смена функций-ролей в группе способствует профессиональному и личностному развитию студентов. Каждый студент может «принимать роль другого»; - широкий выбор ролей помогает регулировать межличностные отношения в группе. Преподавателю рекомендуется на основе промежуточных работ и личных наблюдений за учебной деятельностью студентов, проводить перераспределение студентов по группам в зависимости от успешности усвоения новых знаний и формирования умений и навыков. Выявление недостатков и ошибок в деятельности группы можно осуществлять с помощью выполнения студентами заданий, которые могут быть сформулированы следующим образом: - оцените по шкале собственный вклад в выполнение заданий; - оцените по шкале вклад своих коллег в решение задания; - оцените по шкале выполнение задания вашей группой. Благодаря рефлексии, в результате групповой учебной деятельности студентов происходит коррекция самооценок, причём ведущая роль в этом принадлежит самим студентам. Рефлексивная деятельность отражает способность к самоанализу, самоконтролю и самооценке деятельности отдельного студента и группы в целом. При организации учебной деятельности студенческой группы могут быть использованы следующие методы обучения: семинары, дискуссии, индивидуальная и коллективная научно-исследовательская работа студентов, педагогическая практика, подготовка совместных курсовых и дипломных работ, деловые игры, проблемные и имитационные игры, групповой зачёт, «мозговой штурм», метод синектики, проблемные групповые задания, проблемно-рефлексивный полилог, рефлексивно-эмоциональный тренинг, синтез проектов, «аукцион решений». Большая роль принадлежит лабораторным работам, кружковым занятиям (например занятия в кружке «Педагогический клуб»), внутривузовским и межвузовским конференциям, конкурсам, выставкам профессионального творчества. Также в работе с диффузными группами необходимо применять групповые тренинги (к их числу можно отнести коммуникативные игры), целью которых является приобретение студентами знаний в области групповой динамики, отработка индивидуального стиля организации групповых процессов каждым студентом и создание единого коммуникативного пространства и языка коммуникации, необходимого для эффективного взаимодействия в студенческой группе. В результате их проведения студенты будут иметь представление о собственном потенциале ведения групповой работы, согласованное между участниками представление о методах проведения групповых дискуссий и совещаний, а также корпоративная конвенция о правилах и методах ведения групповой работы. Для урегулирования конфликтных ситуаций можно рекомендовать некоторые приёмы. Например, поменять членов группы, поставить перед находящимися в конфликте единую цель, достичь которую можно лишь совместными усилиями, расширить групповое общение и пр. При появлении недоразумений группа может пригласить представителей других групп или использовать так называемые советы третьих лиц (эксперты, консультант, преподаватель).
|